Аулы Дагестана

Ашага-Ярак

Село Хивского района Дагестана, расположено в верховьях небольшой речки Ярак-су, на южных склонах горы Каркул, в местности Хваъ.

Село других названий не имеет. Точное время его образования неизвестно. Со слов аксакалов, аул возник в середине XVII века. Соседи (чулакцы и юхари-яракцы) село называют Хоар по названию местности.

Основание аула Ашага-Ярак приписывают трем братьям-кровникам из Юхари-Ярака, назвавшим свое местожительство Асккан Яракк (Нижний Ярак). Название селения происходит из двух слов: «яр» в переводе с тюркского — «гора» и «ак» — подножие горы.

Есть и другое предположение о происхождении названия села: через то место, где обосновались братья Исмаил, Бабах и Мюрч, проходила дорога государственного значения в Грузию. Слово «ракк» в переводе означает «двери», и это место как бы является входом в Табасаран.

В то время в магале Нитрих было много разрозненных аулов. Это такие аулы, как Бегран, Гюбряг, Чучгар, Амнар, Инжла, Дадага. Они и вошли в состав вновь образованного аула Ашага-Ярак.

Все тухумы в ауле были узденскими. Это значит, что крестьяне были независимыми и свободными. В то время в селении было три квартала: нижний, средний и верхний. В основном тухумы и кварталы совпадали. Роль старшины в ауле выполнял кавха, который избирался односельчанами. Все вопросы, связанные с проблемами аула, крестьяне решали на сходе. Сход обычно собирался на годекане. Сенокосы и пастбища в основном были общинными, встречались и частные владения. Лес в окрестностях аула был общим. А такие лесные массивы, как Афна, Ажний, Стхан, делили для вырубки.

Крестьяне занимались преимущественно земледелием и скотоводством.

Орудия труда (плуги, лопаты, молотильные доски, веники, сани) изготовляли сами крестьяне. Женщины в основном занимались обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных носков, паласов.

Ашахюр

Аул в Курахском районе Дагестана, как орлиное гнездо, расположен между горными вершинами, на высоте 2600 метров над уровнем моря, в лощине между горами Питан и Ярар. Это небольшой населенный пункт, который состоит из 45 хозяйств. Возраст селения около 200 лет. Аул образовался стихийно. Данная территория находилась во владении сел. Штул. Оттуда и началось переселение некоторых семей на новое место. У каждого были свои причины. По старинным адатам, горские семьи (семьи нескольких братьев) жили совместно. Но иногда некоторые из сыновей отделялись от родителей и строили себе дома на новых местах. Вот и молодые штульцы подыскали себе подходящее место. У них там находились пастбища, возделываемые земельные угодья. Словом, теснота в селе и отдаленность указанных земельных угодий заставили отдельных жителей Штула обосноваться на более удобном месте для развития скотоводства, особенно овцеводства, где кругом находились альпийские луга, просторные пастбища, сенокосные площади, лесные массивы.

Однако надо отметить, что их там ожидали и трудности. Первоначально в течение 30-40 лет умерших на санях отвозили в село предков и хоронили на общем кладбище, так как родственные и тухумные связи сохранялись очень долго. В первые годы своего существования аул получил название Верхний Штул, а потом начал называться Ашахюр.

До Великой Отечественной войны в Ашахюре было 70 личных хозяйств. В трудные и голодные годы войны несколько семей разорились, люди погибли от голода и холода. Другие переселились в места, где можно было как-нибудь просуществовать. Тяжелой была жизнь у сельчан до 60-х годов. В колхозе кроме одной старой фермы ничего не было, отсутствовала дорога, главным транспортом ашахюрцев являлись арба и сани.

Ашты

Селение расположено в Дахадаевском районе, во внутреннем горном Дагестане, на высоте 1600 метров над уровнем моря, в бассейне верхнего течения реки Уллучай. Село занимает пологий склон горы и имеет южную ориентацию.

Самой высокой вершиной, расположенной на земле аштынцев, является гора КIаразла муда. Высота её составляет примерно 3000 метров. Аштынская земля занимает самую южную часть Дахадаевского района. Граничит она с землями селений трёх дагестанских районов: Дахадаевского, Кулинского, Агульского. Протяжённость территории земель аштынцев, от самой северной точки в местности Накъи, до самой южной точки на горе Гамарда, составляет примерно 20 км, расстояние от самой восточной точки в местности Квигьи до самой западной – около 15 км.

Ашты — одно из старинных селений. Население говорит на кубачинском диалекте даргинского языка. Первое упоминание Ашты в источниках относится к 1227 году.

В 1318 г. в Ашты переселислись жители аула Анчибчи, располагавшегося возле Кубачи, о чём гласит надпись на восточной стене Аштынской Джума-мечети. Однако можно утверждать о существовании Ашты в ещё более ранний период, в эпоху раннего Средневековья. В средние века Ашты входил в состав небольшого феодального владения Зирихгеран, в бассейне реки Уллучай со столицей в Кубачи. В переводе с персидского Зирихгеран означает «изготовители бронекольчуг», так как основным занятием его жителей являлось производство оружия и защитного воинского снаряжения.

В новое время Ашты являлся политическим центром вольного общества Буркун-Дарго (Старая Даргиния), куда также входили аулы Кунки, Худуц, Анклуг, Амух, Чираг, Цирхе. После завершения Кавказской войны и окончательного утверждения Российской империи на Восточном Кавказе, Ашты был включён в состав Ашты-Кулинского наибства, Казикумухского округа Дагестанской области. В 1921 году в Ашты была установлена Советская власть, после чего декретом ВЦИК был образован Аштынский сельский Совет, в составе Уркарахского участка Кайтаго-Табасаранского округа. В марте 1930 года был создан Аштынский колхоз, который в Советское время считался одним из лучших в Дагестане.

Багикла

Селение Лакского района первоначально располагалось на юго-западной стороне Турчи-Дага, в местности «Бургъисану», на границе с Андалалом, где и в настоящее время сохранились развалины населённого пункта. Впоследствии по настоянию халкьлавчи (глава народа), как гласит предание, населённый пункт был перенесён в местность «АритIалу» и даже обнесён каменным забором. По мнению халкьлавчи, этот аул должен был выполнять как бы функции пограничного населённого пункта и защищать Лакию от набегов соседних племен. Сколько этот населенный пункт просуществовал на этом месте история умалчивает, но, спустя какое-то время, по причине нехватки воды одна половина населения переселилась на север Турчи-Дага, другая половина — в местность, где сейчас расположено селение Багикла, богатое растительностью и водой. Потомки турчинцев и багиклинцев не сомневаются, что они происходят из одного и того же населенного пункта.

Активное участие принимали багиклинцы и в событиях бунта горцев 1877 года. В своих воспоминаниях тех лет Исхак Урминский и Али Салтинский («История шариатского восстания») лестно отзываются об «устанавливающем истину, учёном-теологе» Абдулле-хаджи Багиклинском, который вместе с Эмиром Патали, Эмиром Абдулмаджидом — наибами Казикумухского округа, а также Эмиром Джафаром — сыном Эмира Аглар-хана возглавлял восстание. Дословно: «Главарём тех мюридов, кто защищал Куппа 8 числа, месяца Рамазан 1877 года был и Абдулла-хаджи Багиклинский. Бой шёл целый день. С обоих сторон было убито много мужей. Неверные стреляли из больших пушек. И только под покровом ночи мюриды оставили село, по просьбе куппинцев, перешедших на сторону русских, дабы не подвергнуть Куппа полному разрушению».