Интересный вернисаж

«Двое» — под таким названием в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой открылась выставка российских и дагестанских художников.

Ее организаторами выступили Министерство культуры Республики Дагестан, администрация Махачкалы и Музей истории города.

Выставка представляет возможность вновь встретиться с давними, хорошо знакомыми, любимыми зрителями сериями прекрасных работ дагестанских художников И.Хумаева, М.Магомедова, Г.Иранпур, а так же увидеть и ряд работ современных дагестанских маститых и молодых художников. Есть и работы из частных собраний Ю. Августовича, Г.Конопацкой, Ж.Колесниковой, А. Августовича, Т. Кагирова и З. Закарьяева.

Работы представлены в жанрах живопись, декоративно прикладное искусство, скульптура.

«Кто же эти двое? Наверное, наиболее традиционное толкование и наиболее знакомый образ здесь — это мать и ребенок, материнство — именно такие названия дают своим работам многие художники, обратившиеся к этой теме, — говорила директор музея, куратор выставки Салихат Гамзатова. — Другой понятный и традиционный образ — Он и Она, мужчина и женщина, супруги, влюбленные. И эта тема, к которой обращаются художники, поэты, писатели, тоже неисчерпаема. Это и показ зарождения чувств в керамическом панно и в скульптурной группе с одинаковым названием «Встреча» Т. Мусахановой. Это и размолвки, как на линогравюре И. Шкубера «Во дворе», и страстное стремление друг к другу влюбленных в скульптуре А.Сарыджи «Влюбленные». Это и традиционная дагестанская семья: гордый мужчина и величественно нежная женщина, или удивительная гармония людей, проживших жизнь вместе, отраженная во внешнем облике героев, как на портрете народного поэта Гамзата Цадасы с женой Кандулай, выполненном С. Салаватовым, или в совместном портрете художников Жанны Колесниковой и Юрия Августовича. В этих работах отражена красота чувств долгих лет совместной жизни и взаимоотношений», — отметила Гамзатова.

Другая тема, также привлекающая художников, это взаимоотношения людей старшего и младшего поколений: дедушек, бабушек и внуков. Художники стремятся выразить ту любовь, что связывает людей старшего поколения и детей, как чувство не менее нежное и трогательное, чем у такой классической пары как мать и ребенок. «Как хорошо играет внук» бакинского художника P. Ибрагимова, «Дед с внуком» А. Августовича, «Бабушка и внучка» Т. Кагирова, скульптура балхарских мастериц «Дедушка и внук» — все обращения к этой теме пронизаны глубокой нежностью и пониманием.

«Невозможно было, чтобы сцены взаимоотношения людей прошлого времени в советском искусстве не коснулись бы темы созидания, труда, — признается Салихат Расуловна. — Такие сцены изображены на акварели «Балхарки» Р.Мазеля и на линогравюре А.Рзакулиева «Ковровщицы». Сюжетом, вдохновлявшим многих авторов, начиная с одного из первых дагестанских художников М. Джемала и до Э. Асташева, В. Цигаля, Н. Черемушкина, творивших в 1960-1980гг., стало отображение процесса выпекания хлеба. Эти трогательные сцены мы видим на работах «Хлеб пекут», «Горячий хлеб», «Лепешки». Тема труда часто соприкасается и с другой важной темой — преемственности традиций, которая проходит в целом ряде других произведений: «Чабан с сыном» А.Августовича, «Мы чабаны» Л. Шарыпова, «Мастер и ученик» В.Цигаля, «Кубачинец с сыном» Т. Мусахановой».

На открытии присутствовали заместитель министра культуры Елена Гарунова, заместитель и.о.главы администрации Махачкалы Татьяна Гамалей, Председатель Союза художников Курбанали Магомедов и другие почитатели искусства и красоты.

Работа выставки продлится до конца апреля.

Рамина Насреддинова