«Воспитание – это вечная, общая категория, и в ней патриотизм присутствует как идеальный стержень, сердцевина и духовно-нравственный феномен»
Чувство любви к Родине – это высшая человеческая ценность. Патриотизм в личности – как зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает, и поэтому человеческая сущность гражданина представляется – в патриотизме. Все самое родное, самое дорогое для человека связано с Родиной. Колыбельная песня, напетая матерью на родном языке, — это также заряд патриотизма. Патриотизм – это не только любовь граждан к своей родине, готовность служить ей и защищать ее. Это и отношение к государственному и общественному строю, общественным отношениям, природным богатствам и территории, народам страны, их культурам, традициям, соотечественникам. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, уважении к историческому прошлому и настоящему, бережном отношении к традициям и культуре. Формирование патриотических чувств на уроках истории – это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях народа, героической борьбе, подвигах, талантах и т.д.
В России с древнейших времен патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить наши былины, песни, сказания. В «Повести временных лет», например, имеется описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, ляжем костьми тут».
До сих пор благодаря энтузиазму и патриотизму народов России удавалось выходить из весьма тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Сегодня, как никогда, следовало бы стимулировать подъем этих высоких чувств и настроений. Особую роль в формировании национального самосознания, чувства патриотизма и гражданской ответственности должно играть изучение отечественной истории.
Знание истории – важнейший источник формирования политической культуры человека, оно помогает определить жизненную, общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего в сферах политики, экономики, идеологии, культуры, демографии. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Не повторяя известных рекомендаций, покажу это на примере отдельных тем и уроков по курсу истории Отечества. На уроке «Начало Отечественной войны
Показывая мужество русских армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаю в свой рассказ слова генерала П.Н.Раевского, который с двумя своими юными сыновьями, став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».
Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг. Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна». Учащиеся подводятся к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск.
Адъютант Наполеона Ф.Сегюр писал: «…потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг оплакивали смерть. Сорок три генерала были убиты. В какой траур должен был одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!».
Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет – осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, армии Багратиона и батареи Раевского. В свой рассказ я включаю оценку подвигов капитана Александра Фигнера – замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, а после пожертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.
Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, которая была названа Отечественной, в которой величие духа и патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Наши уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств.
Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. Ощущения радости и надежды, сложившиеся в личной жизни школьника, должны быть разбужены и спаяны с определенными зрительными и умственными образами, определенными идеями, которые раскрывает учитель на уроках истории.
Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса: эмоциональность самого учителя – переживаний им самим тех идей, которые он передает учащимся; образность раскрытия идей: использование различных средств и т.д. Соединение эмоционального и рационального в обучении – закон дидактики: личностным мировоззрением становится лишь то, что глубоко осмыслено и прочувствовано. Этот закон дидактики одновременно становится и законом воспитания.
Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Патриотическое воспитание историей не означает самовосхваление, снисходительное отношение к собственным грехам и нетерпимость к чужим.
Перемены, произошедшие в России, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни, роль в формировании у молодых людей готовности к выполнению долга – служить Отечеству, в том числе и в условиях воинской деятельности.
Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.
Гусейн Магомедов,
учитель истории МКОУ
«Цунтинский район», сел.Мокок