Так называется работа известного ученого, историка-кавказоведа, профессора Хидира Хидировича Рамазанова, посвященная историческому прошлому агульского села Усуг и жизни и деятельности Рамазана Усугского, ставшего жертвой репрессий 1937г.
Во введении говорится о значении изучения каждым истории своей малой родины. Это нужно, отмечается в работе, «чтобы познать самого себя, предвидеть будущее, знать свою родословную, помнить предков, которые были творцами истории».
В первом разделе изложены сведения об истории селения Усуг. По некоторым данным, говорит автор, оно возникло в VIII-IX вв. н.э. О древности села свидетельствуют сохранившиеся на надмогильных плитах куфические надписи, фундаменты разрушенных аулов недалеко от Усуга, а также сохранившиеся легенды и предания.
Территория Усуга в древности входила в Кавказскую Албанию, позже – в объединение Лакз, а еще позднее – в Курахский и Ричинский союзы сельских обществ. С 1864г. по 1917г. Усуг находился в составе Курахского наибства Кюринского округа. После образования округа Усуг входил в Курахский участок.
В работе приводятся интересные данные о борьбе жителей сел. Усуг против татаро-монгол, сефевидов, сообщается, что борьба усугцев против иранских и турецких завоевателей была упорной.
Много места в работе отведено занятиям населения. Это в основном земледелие и скотоводство. Важной сферой трудовой деятельности жителей Усуга также были домашние промыслы, ведущее место в которых занимало изготовление женщинами широкого ассортимента изделий из шерсти: ковров, сукна, одежды и обуви. Мужчины занимались кожевенным производством. Малоземелье и низкая продуктивность скота не обеспечивали круглогодичную занятость трудоспособного населения аула, поэтому часть усугцев вынуждена была искать работу на стороне. Усугские мужчины находили себе работу в лезгинских аулах. С присоединением Дагестана к России отходники из Усуга работали в нефтяной промышленности г. Баку, а также наладили выращивание марены.
В книге раскрываются социальные отношения между жителями села, даются характеристики земельных отношений.
По социальному положению усугцы были свободными людьми. Основными формами земельной собственности были лажбарская, общинно-джамаатская и мечетская.
На сельском сходе решались вопросы, касающиеся жителей аула.
Интересны страницы, посвященные культуре усугцев. В Усуге при мечети функционировали мектебы и библиотека, в которой хранились десятки рукописей и печатных книг восточных и дагестанских алимов. В мектебе учились муталимы, ставшие впоследствии известными мусульманскими алимами: шейх Магомед-Эфенди, шейх Камиль, Насрулла-эфенди и другие. Многие усугцы продолжали учебу в Гельхенском медресе, основанном в 1622г., а также в медресе с. Кумух, в частности, Магомед Эфенди-Усугский обучался у Шейха Джамалутдина Казикумухского. Также в работе приводится много данных о фольклоре усугцев, мастерах по строительному делу, изготовлению одежды, обуви.
Один из разделов книги посвящен борьбе усугцев против угнетателей-ханов, в частности Аслан-хана.
Усугцы активно участвовали в антиколониальной и антифеодальной борьбе горцев, которую возглавлял мюршид Мухаммад Ярагский (1771-1838). Предки мюршида были выходцами из соседнего агульского аула Курдал, и поэтому его влияние на жителей Усуга и других агульских сел было огромным. Усугцы принимали активное участие в борьбе с колонизаторами.
Специальный раздел книги посвящен кьважанмаллантарскому роду, принадлежащему к тухуму «Магарамар». Название рода «къважан» означает долгожитель, а «маллантар» — муллы, т.е. в названии рода отражено понятие «долгоживущие ученые». В этом роду были 7 поколений мулл, но сам род был незажиточным.
Собственно Рамазану Усугскому посвящен четвертый раздел работы. Он родился в 1879 г., умер в 1937г. Учился в примечетской школе, затем в гельхенском медресе, знал многие дагестанские языки, а также владел азербайджанским, турецким и арабским языками. Рамазан был мастером на все руки: пахал, сеял, косил, чинил орудия труда, шил шубы и т.д. Он был и цветоводом, занимался пчеловодством, считался хорошим костоправом. Рамазан Усугский пользовался уважением односельчан и вследствие этого влиял не только на духовную, но и повседневную жизнь жителей аула.
В разделе «Тяжкое двадцатилетие семьи Рамазана Усугского» говорится об испытаниях, связанных с преследованиями властями представителей мусульманского духовенства, в том числе и муллы Рамазана Усугского. Автор книги пишет: «Однажды, после возвращения из тюрьмы отец сказал: «Не знаю, за что меня часто отрывают от семьи. Я никогда никому плохого не делал, «халал мой друг, а харам – мой враг». Хозяйство Рамазана Усугского было обложено большими налогами, при неуплате которых в срок его имущество было конфисковано. В 1937г., в июле месяце его арестовали, обвинив в связях с Абиссинией и Германией, будто бы он был сторонником Троцкого, нелестно отзывался о советской власти, Конституции СССР, колхозном строе, участвовал в кулацком восстании 1930 г. Рамазан Усугский категорически опроверг все эти фальшивые обвинения и отказался подписать так называемое «обвинительное заключение». В то же время он подтвердил, что был муллой до закрытия мечети и учителем примечетской школы. 28 октября 1937г. «тройка» НКВД ДАССР приговорила его к расстрелу. Приговор в скором времени был приведен в исполнение».
После этой трагедии материальное положение семьи Рамазана Усугского оказалось сильно подорвано. Вся тяжесть воспитания детей легла на плечи матери, которая всю оставшуюся жизнь повторяла, что все, что с семьей случилось, это «испытание, а не поражение».
Отдельно один из разделов работы посвящен положению семьи Рамазана Усугского в годы Великой Отечественной войны, когда все мужчины семьи Рамазана Усугского показали себя патриотами Отечества.
Трое из четырех братьев воевали против немецких захватчиков. Гарун – героически погиб, защищая Ленинград, Эфенди — служил в группе советских войск в Иране, которые обеспечивали стратегические интересы страны, Хидир – в 16-летнем возрасте в 1941г. добровольно ушел на фронт, активно участвовал в боевых действиях по разгрому Германии и Японии, четвертый брат имел бронь, участвовал в строительстве оборонительных объектов. Кроме того, мать и сестры Рамазана Усугского сдали в фонд обороны свои скромные женские украшения из серебра.
В разделе «Кое-что о тех, кто оклеветал отца» говорится «что все роды, откуда были клеветники, прекратили свое существование в силу разных причин». В их числе были заведующий малочнотоварной фермой, бывший секретарь сельсовета до войны, бывший председатель сельсовета и др. Здесь же несколько страниц посвящены встречам Х.Х. Рамазанова с клеветниками Рамазана Усугского, а также собственной послевоенной жизни — учебе в Даггосуниверситете (бывший Дагпединститут им. С. Стальского), научной и педагогической деятельности.
Работа завершается приложением о Магомеде Эфенди Усугском («Штрихи к портрету»), который был мусульманским алимом, поддерживал связь с Шамилем и Джамалудином Казикумухским.
В книге опубликованы редкие фотографии членов семьи Рамазана Усугского.
Книга написана доступным языком, живо, интересно и представляет большой интерес в научном и практическом отношении.
Магомед Гасанов,
доктор исторических наук, профессор