Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ

БАТЛАИЧ

По преданию, до ислама в Батлаиче жили грузины, исповедо¬вавшие христианство. Аул входил в хунзахское владение.

Где именно располагалось селение в то время — в точности неизвестно. Между прочим, были найдены кувшин с человеческими черепами и кре¬сты. Возможно, там был прежний Батлаич. Батлаич, как и другие аулы, оказал упорное сопро¬тивление исламу и, по преданию, боролся против арабов в течение двенадцати лет. Наконец, после жестоких боев арабы захватили Батлаич, перебили половину жителей и подчинили оставшихся своему ставленнику Амир-Ахмеду. Между тем на горе Акару-меэр все еще держался сын Сураката. Через год аварцы восстали против ара¬бов, и житель Батлаича из рода Кизамил-Омар убил Амир-Ахмеда в местности Карчик, в четырех километрах от Батлаича. (Позже труп наместника был перевезен в Хунзах и похоронен в месте «Самилазул xlop».) Пос¬ле избавления от арабского наместника аварцы смогли вернуться к прежней жизни.

По преданию, когда арабы бились с батлаичцами, в арабский лагерь явился некий Нусил-бетер, руково¬дивший боем из с. Кудали. Он предложил Абумуслиму свои услуги с целью помочь завоевать Батлаич, но попросил за это права обложить батлаичцев данью: по мерке зерна с каждого двора. Абумуслим согласился, и Батлаич был захвачен. Дань же эта, по преданию, взималась   очень   долго.

Затем из-за права взимания   налога   с   батлаичцев шла борьба между аварским ханом и андийцами. В кон¬це концов, Батлаич подпал под влияние хана. Сельчане были обязаны участвовать в набегах и войнах, которые вел хан. Хатилав и Умарилав стояли во главе сельчан.

По-видимому, в этот период население Батлаича по своему происхождению было довольно пестрым, судя по названиям тухумов, среди которых были и «черкесы», и «цыгане», и «катаки», и «калчи» и др. Среди них, между прочим, был и тухум «Иваны» из Грузии.

Жители Батлаича делились на узденей и лагов, при¬чем число последних было необычайно большим. Глав¬ными занятиями батлаичцев были скотоводство и земле¬делие. Овцы здесь очень быстро прибавляли в весе; су¬ществовала даже пословица о том, что «батлаичское мясо   без   костей».

Ханы взимали магалу с Батлаича. Иногда эта магала сильно увеличивалась, тогда жители выражали резкий протест.
При рождении ханского сына полагалось делать по¬дарки как скотом, так и землей. Под этим предлогом хан вынудил батлаичцев «подарить» ему пастбища и се¬нокосы в местности Чина-меэр, где находятся развалины старого аула, а также пастбища и сенокосы «Т1адул xlap» в местности между Гиничутлем и Батлаичем.

Из Батлаича лаги ходили обрабатывать пахотные земли хана в местности Гьала и Ханасул кули, располо¬женные в трех километрах от Батлаича.

Влияние ханской власти чувствовалось в Батлаиче сильнее, чем во многих других аулах. Так, хан назначал здесь и бегаула и четырех чухи (местное название чухби). Основным юридическим кодексом в ауле были ханские законы.

Интересно, что, когда Хаджи-Мурад был в ссоре с Шамилем, он, намереваясь воевать против имама, соб¬рал около пятисот всадников с Аварского ханства имен¬но в Батлаиче.

Жители Батлаича были в основном в дружеских от¬ношениях с соседними обществами. Однако порой обо¬стрялись отношения с ахвахскими аулами (Тукита, Meстерух), а также с кородинцами, куядинцами и гидатлинцами. Причина таких обострений заключалась в том,, что, по мнению батлаичцев, эти общества пытались незаконно захватить батлаичские земли на горе Акару-меэр.

ОРОТА

По преданию, первыми поселенцами на месте Ороты были кабардинцы и черкесы.

Эта местность была в то время очень плодородной, и урожаи злаковых были столь велики, что приезжие люди постоянно видели здесь остроконечные верхушки больших копен. Такой верх копны называется «ари»,  отсюда— «Орота».

Постепенно в это плодородное место один за другим подселялись все новые люди. Вскоре им пришлось защищаться от хунзахских ханов, которые постоянно пытались включить Харахи и Ороту в пределы своих зе¬мель. Оба эти селения, а также ряд соседних, называв¬шиеся вместе Нака-Хиндалал, заключали время от вре¬мени между собой союзы для защиты от аварских ха¬нов. Примечательно, что в Ороте также отмечается противопоставление «хиндалалов» и «магарулал» (жите¬лей Хунзаха и близких к нему аулов).

Пока аул Орота сохранял свою независимость, вокруг него было до тридцати каменных башен, боевых и наб¬людательных. 
Борьба оротинцев с аварскими ханами шла с пере¬менным успехом. Иногда ханам удавалось взыскивать с оротинцев   магалу.

Интересно, что Умма-хан, по преданию, лично про¬верял качество зерна и проса, которым оротинцы плати¬ли ему по одной мерке с хозяйства. Делалось это таким образом: хан совал кисть руки в зерно, затем вынимал ее — если на руке оказывалась пыль, он не принимал такое зерно к уплате как некачественное и плохо про¬веянное.

Оротинцы постоянно отказывались от уплаты магалы, заключали союзы с другими хиндалалами, а также койсубулинскими аулами — Игали, Унцукулем и другими, которые помогали хиндалалам в борьбе с ханами. Ак¬тивная роль Ороты в этой борьбе подтверждается и на¬личием преданий об оротинцах — противниках хана и в других аулах Нака-Хиндалал. Вот еще одно предание, подтверждающее   это.

Аварский хан назначил сборщиком дани в Нака-Хин¬далал некоего цудахарца. Побыв некоторое время в этой должности, цудахарец пришел к выводу: любым путем необходимо заставить оротинцев исправно вносить ма¬галу, тогда и другие хиндалальские аулы будут вносить ее безропотно.

Однажды,   когда   оротинцы   в   очередной   раз   отказались от выплаты, хан поселил на их землях гацалухцев, которые позже образовали аул Хиндах.

Оротинцам временами приходилось участвовать в набегах хана. Пленным, принявшим ислам, они позво¬ляли селиться в ауле, остальных же возвращали их близким   за   выкуп.

По преданию, в первой половине прошлого века за власть в ауле боролись два влиятельных сельчанина: Дибир-Гаджи и Анчилав. Победил Анчилав. Дибир-Гаджи вынужден был бежать в Грузию. Там он обратился за помощью к царскому генералу. Так или иначе, но Дибир-Гаджи вместе с отрядами царских войск появил¬ся в родных краях. Этот отряд подступил к Ороте, раз¬громив по пути Харахи, и предложил оротинцам сдать¬ся. Они отказались. Тогда отряд разгромил и сжег Оро¬ту, а Дибир-Гаджи получил чин сотника.

Когда аул был занят войсками Шамиля, имам при¬казал расправиться с родственниками Дибир-Гаджи. Истинной причиной этой расправы было предательство их родича, которого они продолжали поддерживать, внешним же предлогом была объявлена якобы совер¬шенная ими кража кувшина из мечети. Когда Шамиль выходил из оротинской мечети, один из рода Дибир-Гаджи выстрелил в него, но промахнулся, и сам был убит мюридами имама. После этого случая Шамиль не появлялся больше в Ороте.

Во время гражданской войны оротинцы сражались на стороне большевиков.

ГОЦАТЛЬ

Когда Гоцатля еще не существовало, эта земля при¬надлежала кудалинцам. От гор Гоцо, находящихся поблизости, произошло название «Гоцатль», так назвали это место первопоселенцы — три семьи кровников, вы¬селенных сюда из с. Тинди по приказу Магомед-нуцала

По другим сведениям, тиндинцы поселились здесь несколько позже — в период войны с Надир-шахом. Од¬нако это предание, возможно, отражает лишь один из этапов освоения гоцатлинской территории: во вновь ос¬нованный аул постоянно подселялись выходцы из Шотода, Гидатля. В Гоцатле существует выражение, что этот аул   семь раз разрушался и семь раз отстраивался.

По местному преданию, именно в Гоцатле укрывался во времена Кавказской войны кахетинский царевич Александр.
Власть в Гоцатле принадлежала бекам, состоявшим в родстве с нуцалами, отсюда, видимо, и прозвище беков – «нуцалчи». Наиболее известен Алискендер-бек отец второго имама Дагестана — Гамзат-бека. Гамзат-бек относился к сословию чанков. В свое время Алискендер-бек был назиром (советником) нуцала. Однако впоследствии он поссорился с Умма-ханом, подозревая последнего в причастности к гибели своего брата. По этой причине Алискендер-бек вышел из подчинения аварским ханам и вступил с ними в от¬крытую вражду.

В Гоцатле жили нуцалчи (бек и его родственники), чанки, уздени, райяты и лаги. Здесь мы видим почти все ступени феодальной сословной лестницы.

Лаги и райяты жили преимущественно в Малом Гоцатле. Обе эти группы были лично зависимы от бека, но положение райятов было несколько лучше: им бек выделял надел, в то время как лаги совершенно ничего не имели.

Алискендер-бек оставил о себе память как о беке, постоянно покушавшемся на крестьянские земли.

Бекам в Гоцатле принадлежали пахотные земли «Ботлота» и лежащие за ними участки, а также пастби¬ща — всего десять-пятнадцать гектаров.

Гоцатлинские уздени также имели свои мюльки. Бе¬ки разными способами стремились присвоить их: например, бек посылал своего раба и приказывал ему поста¬вить кол на определенном участке узденя, потом начинал доказывать, что эта земля бекская. По преданию, однажды бек поступил так с участком узденя Халал-Магомеда. Обстоятельства сложились так, что пытаться реализовать мнимое бекское право пришлось сыну и наследнику Алискендера — Айдемир-хану. На его по¬пытку отобрать участок Халал-Магомед язвительно от¬ветил: «Я бы отдал тебе мою землю, но висящее здесь ружье не разрешает. Если ты будешь настаивать, мне придется с ним посоветоваться, а тебе поспорить. И, кроме того, мы не спросили согласия моего тухума». Это предание, с одной стороны — пример не только феодального произвола, но и крестьянского отпора, за¬щиты своих прав с оружием в руках, с другой стороны — пример тухумной взаимопомощи и остатков былой верховной собственности тухума на земли всех своих чле¬нов.

Другим методом феодального захвата земли в Гоцатле были попытки беков объявить участки того или иного из умерших гоцатлинцев своей собственностью, находившейся во временном владении покойного. Вообще в Гоцатле и соседних селениях о здешних нуцалчи говорили, что они не дали спокойно умереть ни одному гоцатлинцу: постоянно старались поссорить родствен¬ников покойного при дележе наследства, чтобы урвать при этом часть для себя, а также разными способами, но с этой же самой целью ссорили между собой сельчан.

Наконец, Алискендер-бек применял и такой способ захвата: под каким-нибудь предлогом запрещал узденю пахать определенный участок, убедившись предвари¬тельно, что земля на нем хорошая. Через некоторое время бек захватывал этот участок. Крестьянина же при попытке к сопротивлению сажали в яму.

Вновь прибывшие в Гоцатль, а также недавние вы¬ходцы из Тинди и других аулов были обязаны работать на бека шесть дней в году. Уклонявшихся бек насильно заставлял работать. Бек везде расставлял своих сторо¬жей, и те, если чья-либо скотина оказывалась на бекском участке, тотчас же резали ее.

Если у женщины из лагов рождался сын, бек прода¬вал его,   а   если  дочь — оставлял.