Совсем недавно (18 октября 2013 года) в Махачкале состоялся Конгресс народов России «Общая судьба, единая Россия, один народ», посвященный 200-летию вхождения Дагестана в состав России. Его участники – представители политической и культурной элиты из многих российских регионов обсудили вопросы межнациональных и межконфессиональных конфликтов и пути решения накопившихся проблем.
Многие выступавшие на этом форуме озвучили конкретные инициативы и предложения для укрепления межнациональных отношений. Так, руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов предложил внести на рассмотрение Госдумой ряд таких законопроектов, как «Об ответственности руководителя организации, учреждений за межнациональные конфликты», «Об ответственности родителей за участие несовершеннолетних детей в националистических экстремистских организациях», «Об общих принципах посреднической, миротворческой деятельности в зонах межнациональных конфликтов», «О правовых механизмах постконфликтного строительства». Все эти законопроекты будут представлены от имени конгресса.
Главный вывод, к которому пришли участники конгресса, – национальный вопрос требует к себе особого подхода и внимания. И значительную роль в реализации государственной национальной политики играют совершенствование законодательства, выработка норм и правил, в соответствии с которыми в рамках Конституции Российской Федерации реализуются неотъемлемые этнокультурные права и потребности.
По словам председателя Комитета по делам национальностей Государственной думы Гаджимета Сафаралиева, существует еще одно важное обстоятельство, определяющее сложность в выработке и реализации государственной национальной политики. Субъекты Российской Федерации существенно отличаются по своим цивилизованным характеристикам, обладают разными ресурсами, экономическими, демографическими, культурно-историческими особенностями. Сегодня, впрочем, и как много лет назад, приходится с сожалением констатировать, что на федеральном уровне нет отдельной структуры, которая вплотную занималась бы только вопросами национальной политики. Нет четкой системы в этой важной работе и в регионах. Так, из 83 субъектов РФ только в 26 существуют отдельные министерства, комитеты или департаменты по национальной политике, в 32 регионах эта тема находится в ведении подразделений по взаимодействию с общественными организациями и органами местного самоуправления, в 12 регионах – в управлениях или департаментах внутренней политики, в 8 регионах тема межэтнических отношений находится в ведении региональных органов образования и культуры, в 5 – в аппарате глав субъектов. И только в 53 из 83 регионов приняты региональные целевые программы в сфере гармонизации межэтнических отношений, профилактики этнополитического экстремизма.
Стратегия и тактика на Северном Кавказе
По утверждению ряда экспертов, государственная национальная политика, особенно в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе страны, как Северный Кавказ, не может быть реализована без координирующего органа деятельности этнополитических проблем регионов и страны в целом. Отсутствие системного мониторинга этнополитической ситуации в субъектах РФ бумерангом отражается как на проблемах межэтнических конфликтов, так и на создании атмосферы мира и согласия в нашем регионе.
На Северном Кавказе проблемы межэтнического развития и взаимодействия приобрели в период социальных трансформаций наиболее конфронтационный характер. Оценивая этнополитические процессы в регионе, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов подчеркивает, что за сравнительно короткий исторический период, совпавший с радикальными российскими трансформациями, народы региона пережили немало трагических моментов. Соответственно, Северный Кавказ сконцентрировал в себе целые пласты исторически накопившихся проблем-страхов, обид и новых претензий.
По мнению Абдулатипова, именно этнонациональное самочувствие человека и общности – наиболее глубинный индикатор сути социально-политических изменений, которые происходят в обществе, в государстве. Этнонациональные различия как сущностные качества особенностей самобытного формирования и развития социально-политических процессов при всем их различии и самобытном проявлении в конечном итоге могут иметь одну и ту же природу. Этнонациональные особенности – это прежде всего свообразие мировосприятия конкретных этнонаций к тем или иным изменениям в обществе. Различия в сфере этнонациональных отношений естественны, не нужно их игнорировать или культивировать как форму самобытности. И противоречия должны согласовываться для достижения общих подходов. Неучтенные различия и несогласованные интересы представляют собой не снятые противоречия, которые и приводят к этнонациональным конфликтам. А в условиях многонациональности они тут же обретают этнополитический характер.
Как отмечают отдельные ученые, в Дагестане действуют факторы, увеличивающие социальную напряженность и обостряющие межнациональные отношения: отставание республики по основным показателям и уровню жизни населения от большинства субъектов РФ, резкие различия в обеспеченности районов Дагестана объектами социальной и производственной инфраструктуры, большое количество земельных конфликтов между общинами, деятельность религиозно-политических экстремистских и террористических группировок, затянувшийся процесс реализации программы переселения лакцев Новолакского района и другие.
В последние годы независимые эксперты рассматривают самые различные аспекты национальной политики и межнациональных отношений.
Опыт Дагестана уникален
Опыт Дагестана в национальной политике уникален тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, — это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему делу.
Национальная политика в нашей республике осуществляется всеми ветвями власти, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь, они имеют одну и ту же общую цель. Между ними нет расхождений и столкновений на путях реализации. Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан.
В регулировании межнациональных отношений особенно важна роль самого общества, общественных организаций и государства.
Дагестан — самая многонациональная республика России, но при этом здесь выработалась важнейшая традиция-иммунитет против межэтнических конфликтов. Исследователи твердо заявляют о самых разных факторах, препятствующих национализму в Дагестане и обуславливающих межэтническую толерантность как основу ценностных ориентиров в политической жизни республики. Выделяется даже такой фактор, как удачное название республики, не связанное с названием какого-либо одного этноса. Это – географическое название, поэтому оно не вызывает отторжения в полиэтнической республике. Данный фактор играет существенную роль в формировании гражданской идентичности и препятствует этническому национализму.
Традиционное участие в принятии политических решений было основано на пропорциональности представительства народов, населяющих республику. Дагестанцы всегда имели традиции межнациональной, межконфессиональной толерантности. Народы нашей республики стремятся исключить факторы, которые могли бы вызвать ссоры.
Роль местного самоуправления
Блокировать межнациональные конфликты нужно на местах, а местные власти предпочитают кабинетную работу, причем часто до них «не достучаться». Раскритиковал чиновников Владимир Путин совсем недавно на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям в Уфе.
В последнее время особая роль в реализации государственной национальной политики отводится органам местного самоуправления, которые призваны выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов, формированию атмосферы межнационального согласия, воспитанию позитивного отношения к культуре, традициям и обычаям народов Российской Федерации.
И самой серьезной причиной возникновения межнациональных конфликтов, а то и насильственных действий в их разрешении является навязывание массовому сознанию через СМИ (особенно местных) стереотипов и предрассудков, неприязни к соседним народам. Не последнюю роль здесь играет наука, постоянное изучение общественного мнения, умение с помощью научных методов анализа и прогнозирования предвидеть направления развития межнациональных отношений, предлагать механизмы их коррекции.
Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы власть на местах прислушивалась к запросам и мнению людей, справедливо и оперативно решала их проблемы, не раз отмечал в последние годы в своих выступлениях В.В.Путин. Разовые «пожарные» меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны. Нужны системные методы и подходы, которые отражены в новой стратегии государственной национальной политики. И она начнет работать в полную силу, лишь когда будет востребована в регионах. Региональные планы должны отражать территориальную специфику.
По мнению экспертов, руководителей органов власти, нередко столкновения возникают на бытовой почве. И если в них оказались втянуты люди разных национальностей, то экстремистские радикальные объединения сразу начинают нагнетать межэтническую напряженность. А СМИ и интернет-сообщество часто подхватывают и тиражируют раскрученную «национальную» версию. И тем самым сознательно или просто по глупости, в силу низкой профессиональной квалификации еще больше усугубляют ситуацию.
Совсем недавно Президент РФ подписал специальный закон, определив полномочия и ответственность местных властей за межнациональные конфликты, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт.
Конгресс в Махачкале еще раз напомнил о существовании многих серьезных проблем межнационального характера, связанных больше с экономическими трудностями. Безусловно, рекомендации, принятые участниками этого форума, сыграют важную роль в укреплении межнациональных отношений в стране.
Ильман Алипулатов,
политолог