Впервые в Санкт-Петербурге с 22 ноября 2013 по 9 февраля 2014 пройдет выставка работ художника и скульптора Аладдина Гарунова. Известный по сюжетам на мусульманские темы Гарунов много работает с материалами, существующими на стыке культур — патриархальной восточной и прогрессивной западной. В своей арт-практике Гарунов сочетает резину, ковры, поношенную обувь, мех, отпечатки ног, видеоинсталляции и фотоматериалы. Художника прежде всего интересует не религиозный аспект культуры, а положение современного человека в жестком, полном непонимания, индустриальном мире. Новая экспозиция в новом музее Санкт-Петербурга носит название «Метафоры преодолеваемых расстояний».
Аладдин Гарунов родился 1 августа 1956 года в селе Укуз Дагестанской АССР. Учился в Дагестанском педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Затем, после службы в Советской Армии приехал в Москву, работал художником-оформителем на заводе «ЗИЛ», в 1980 году поступил в Строгановское училище. Работы Гарунова представлены в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее и в Московском музее современного искусства. Финалист премии Кандинского— проект «Зикр» (2010) и «Тотальная молитва» (2012).
Аккредитация на предпоказ выставки 21 ноября 2013г. — Пресс-Офис, Анна Сметанина, +7 981 185 5350, smetaninaanna@gmail.com Телефон музея — 323 5090. 6-ая линия В.О., 29, 323 5090, открыт ЧТ-ВС 12.00 — 19.00, ПН- СР — выходной. Выставка открыта с 22 ноября 2013г. по 9 февраля 2014г.
Фотографии полиграфического качества http://yadi.sk/d/TKwpgbLiCDkeG
Еще во время учебы в Строгановском училище Аладдина Гарунова интересовало буржуазное искусство, а любимым местом в Москве после приезда из Дагестана стала Государственная библиотека иностранной литературы. По признанию самого художника, его взгляды формировались под влиянием русского и европейского авангарда начала XX века, американских художников «Нью-Йоркской школы». Гарунов однажды заметил, что бы ни пытались изобразить художники Дагестана, получается ковер, и сам он не исключение. Тем не менее, современный художник, помня о своих корнях, находится в мировом художественном процессе. «Если мы не можем оторвать себя от своих ковров, — резюмирует Гарунов, — надо хотя бы постараться не повторять их, а использовать».
В своих работах Гарунов как бы совмещает два мира — технически развитый Запад и консервативный мистический Восток. На его выставках резина – метафорический прообраз нефтяных империй соседствует с дагестанскими коврами и видеоинсталляциями. На выставке в Новом музее один из залов как раз займет сюжет, заимствованный из мусульманской обрядовой культуры — момент совершения намаза. Гарунов размышляет над тем, что западные и восточные люди разные, и восточный человек никогда не ассимилируется полностью под влиянием европейского контекста. Но всегда в мире люди были способны если не понимать, то принимать друг друга. «Ведь мы могли раньше договариваться! — рассуждает Гарунов. – А теперь нас натравливают друг на друга. Мы становимся примитивными».
Выставка Аладдина Гарунова в новом музее — еще одна попытка остановиться и вспомнить о собственных корнях и мировой гармонии восточной и западной культуры.
— Гарунов подробно описывает генеалогию своего рода (агульско-лезгинского по материнской линии – с затерянными во времени арабскими и еврейскими корнями) и географию его расселения по золотой окраине мусульманского мира – Средней Азии и Кавказу. Ему важен уклад родовой жизни в его горской и равнинной версиях. Он знает «этнику» в материальных реалиях – артефактах, ремеслах и пр. Всё это ему необходимо: зачерпнуть поглубже, ощутить себя в видовой стихии, коллективном теле, в языковой и предметной (народная башенная архитектура, прикладное искусство, ремесла, предметы быта) реальностях, для которых настоящее есть вечно продолженное прошлое. Вместе с тем, как художник он не может не ощущать ценность индивидуальной жизни, линейного течения времени от прошлого к настоящему и будущему… Недаром художник перечисляет семью в поколениях с указанием биографических обстоятельств каждого члена рода: время проживается в индивидуальных поступках, оно семантически окрашено и авторизовано. Это – авторизация, персонализация времени. Это – важно: в будущем, в вариантах «Зикра» Гарунов различает погружение в видовое начало и сохранение индивидуального бытия. Собственно, на этом строится диалектика позиционирования, сложный процесс экзистенциального толка. Параллельно выстраивается и самосознание Гарунова как художника современного искусства, — так отзывается о нем искусствовед Александр Боровский.