Сейчас в Дагестане только очень ленивый или же фанат, который не может оторваться от турецких сериалов, не обсуждает тему ареста мэра Махачкалы. Это обсуждают все и везде: в общественном транспорте, прогуливаясь по аллеям парков на досуге, будучи в гостях у друзей, на телевидении, в печати, на страницах Интернета, в социальных сетях, на всевозможных сайтах.
Все это говорит об огромном интересе людей к обсуждаемой теме. Читая разные материалы, оценивая мнения как простых, так и политически опытных людей, обнаруживаешь, как сильно разнятся их позиции. Порою они являются диаметрально противоположными. Как говорится, люди в своих размышлениях разошлись по разные стороны баррикад, к счастью, выстроенных только на нравственном поле.
Обращая внимание на тональность некоторых выступлений, их агрессивный характер, становится ясным, что присутствие Саида Джапаровича Амирова на посту главы Махачкалы и раньше не устраивало многих и кто-то даже испытывал ненависть к нему.
Помнится, как ломали свежевыстроенные ограждения парков и скверов, выламывали бордюры дорог, выкорчевывали зеленые насаждения и осуществляли другие хулиганские выходки.
Сейчас очень сложно судить об искренности выступлений, суждений относительно опального мэра, так как очень часто они подстраиваются под ситуацию.
Но одно можно сказать — для шельмования мэра предоставлен полный простор, а в его защиту не многие могут осмелиться говорить. Одни из соображений безопасности, другие из-за риска испортить свою репутацию, другие – чтобы не допустить препятствий на своем карьерном марше. А иные от осознания своей беспомощности, хотя испытывают к С.Д. Амирову огромное уважение.
При всем этом один факт бросается в глаза. Ударные части нападающей стороны бьют рекорды в деле дискредитации образа мэра и, похоже, устроили настоящие состязания, кто сильнее и хлеще побьет опального руководителя. Окажись он на свободе, на своем рабочем месте, конечно, многие из теперешних крикунов на такие "подвиги" не решились бы.
Еще не закончены следственные мероприятия, его адвокаты, опытные люди, утверждают, что дело против их подзащитного сфабриковано по политическим мотивам, но, тем не менее, злые люди и беспринципные СМИ уже выносят свой приговор. Дикий вой, раздающийся сегодня в честь низвержения махачкалинского мэра, кажется, подпирает дагестанское небо.
В этой связи вспоминаются слова одного великого человека, который сказал: «Правду охраняют батальоны лжи».
Как мне кажется, в эти дни правду об Амирове, можно сказать, охраняют полки и дивизии лжи. Не стоит удивляться, эпоха другая.
С должностной иерархической лестницы, возможно, он упал, но в высоком нравственном плане не все люди в Дагестане считают его упавшим.
Многие считают, что он просто стал жертвой политического произвола. Его могучий интеллект государственного и политического деятеля, огромный авторитет в народе, естественно, заслонял многие фигуры. Им казалось, что, не убрав с пути эту глыбу, они ничего не смогут сделать.
Не надо забывать, что в нашей стране от такого исхода, к сожалению, никто не застрахован. И потому ликовать никому не стоит.
И еще, как показывает опыт народа, триумф, построенный на низвержении и несчастье другого, долгим не бывает. Всем хватает места на дагестанской земле. Малым вершинам и большим вершинам.
Амиров, прикованный сегодня к инвалидному креслу, не способный самостоятельно, без посторонней помощи даже обслужить себя, стойко переносит все тяготы тюремной жизни. Никто другой в его положении не выдержал бы то, что он в эти дни выдерживает. И никто из нас не знает, какая нас самих ждет судьба. «Не суди, да не судим будешь».
Иногда думаешь, не дай бог в Дагестане человеку оказаться в беде. Какая злоба окутывает людей!
В эти дни любой порядочный человек в Дагестане может стать врагом, как ни странно, всего лишь из-за своего независимого суждения в открытой форме. Здесь не принято Audiatur et altera pars — Пусть будет выслушана и другая сторона. Разве все это не исходит в какой-то степени от феодального уклада нашей жизни?
Во все времена, эпохи людям свойственно было первым делом выражать сочувствие и сострадание людям, терпящим беду. А здесь нескончаемая злоба и злорадство от некоторой части населения.
Иной раз удивляешься, откуда у людей такое взялось. Вроде бы все стали набожными, выросло множество мечетей, люди молятся Богу, стали жить более-менее зажиточно. Но что в этой ситуации их толкает на такую озлобленность?
Ведь любой, человек знакомый с истинами религии, знает, что там, где Бог, злобы не бывает. Бог и злоба — несовместимые понятия. Выходит, что в полных злобой сердцах Бога нет, если даже их внешний вид полностью соответствует религиозным традициям.
Мне кажется, вот такое разительное несоответствие внешнего облика людей и истинного состояния их душ, что в просторечии называется лицемерием, и является главной причиной бед и страданий в современном мире, разумеется, в тесной связи со многими другими причинами.
Говорят, Всевышний своего любимого раба подвергает испытаниям, чтобы узнать, как он их переносит.
В предыдущие годы Бог всегда покровительствовал Амирову, оберегая его жизнь в многочисленных покушениях. Может быть, и на этот раз Всевышний поможет ему. Иной раз у Всевышнего не такое представление о своем рабе, как многие люди думают о нем.
Все знают, что Саид Джапарович Амиров удостоен многих государственных наград, званий, а в народных массах пользуется огромным авторитетом. Очень скоро ко всему этому, возможно, прибавится титул Мученика, Жертвы несправедливости. О, как высоко ценятся в народе Мученики!
Сейчас у отдельных дагестанцев антиамировская лихорадка сильно зашкаливает. И это привело к помутнению их сознания. Они перепутали все понятия и стали обвинять во всех возможных и невозможных грехах одного Амирова, считая его главным, а то и единственным источником всех личных и общественных невзгод.
Какой-то не поддающийся нормальной человеческой логике бред! Видимо, здесь сработала другая логика — когда могучий Лев, тяжело раненный лежит в клетке, на его территории жалкие гиены устраивают свою свистопляску.
Лев как на свободе – лев, так и в клетке остается львом, независимо от тяжелой участи, постигшей его. Его могучий образ от того, что он попал в клетку, не тускнеет, а наоборот восхищает людей.
Конечно, во многих отношениях в обустроенной Махачкале, ради чего Амиров не пожалел даже собственную жизнь, новые хозяева почувствуют себе вольготно. Но мне кажется, простые жители города очень долго и с ностальгией будут вспоминать амировский период своей жизни. Я не обо всех говорю, я говорю о многих.
Полные величья вершины хорошо видятся только на расстоянии. Амиров соизмеримо с Дагестаном и если даже взять в более широком плане – на самом деле великая личность.
Я не знаю, насколько глава столицы замешан в криминальных делах, замешан ли вообще. Я не специалист в этой области. Состоится суд, и все увидим. А пока всем нужно иметь терпение.
Но люди очень редко согласуют свое отношение к той или иной личности с решениями судов. Человеческая совесть – категория более божественная по своей природе и устойчивая во времени и мало подвержена внешнему воздействию, чем решения судов. Полно таких примеров как в советский, так и в постсоветский периоды отечественной истории.
Я понимаю, что мое выступление не может вписываться в антиамировский хор, раздающийся с разной интенсивностью то здесь, то там. Там звучат другие ноты, совершенно непонятные мне.
Но в цивилизованном обществе разные мнения разных людей должны восприниматься как нормальное явление, а не как враждебный акт в чей-то адрес. Если даже это мнение не согласуется с мнением большинства.
Мне представляется, что при оценке руководителя обыкновенный, простой человек должен обратить внимание прежде всего на конкретные результаты его деятельности, применительно к среде своего обитания, городу, где он живет. Каждый должен найти ответ на вопрос: Какой была Махачкала до Амирова и какой она стала при нем? Поднялся ли город хоть на одну ступень выше, чем при предыдущем мэре?
Если посмотреть правде в глаза и не быть предвзятым, то, безусловно, многие люди в Махачкале увидят кардинальные изменения, которые произошли в их родном городе.
Ведь мы все очевидцы того, как выросла инфраструктура города. Обновлены все подземные коммуникации, с перспективой на долгие годы вперед. Значительно улучшилось состояние дорог и тротуаров. В сжатые сроки построены великолепные мосты. Неузнаваемо улучшилось состояние парков и скверов, где махачкалинцы проводят свой досуг. Лучше стало коммунальное обслуживание населения. Если совсем недавно в высотных домах жильцы верхних этажей появление горячей и холодной воды в своих квартирах воспринимали как праздник, то сегодня эти услуги стали обыденным делом, наладилось электро- и газоснабжение. Во многих случаях выросло благоустройство дворов, а также санитарное состояние вокруг них.
Улучшилось в городе и многое другое, что горожане ежечасно ощущают. Ведь за всем этим стоял неустанный и напряженный труд, прежде всего, администрации Махачкалы.
Однако для противников мэра все это не служит аргументом. Им важно любой ценой потопить его.
Конечно же, не все вопросы хозяйственного благополучия в городе решены. Однако над решением именно этих вопросов всецело сосредоточен был глава Махачкалы, пока, грубая сила не изъяла его с поста руководителя.
Все мы знаем, что таких темпов и масштабов преобразований, как в Махачкале, не знал ни один город России.
Ведь не секрет, что многие руководители Дагестана, не способные сделать что-нибудь путное, полезное для людей, на протяжении многих лет беспрестанно погоняли бедную старую лошадку под именем «дружба народов» и беззастенчиво присваивали себе генетически и исторически обусловленное благородное качество дагестанских народов жить в дружбе друг с другом. В это время Амиров увлеченно и без оглядки работал над конкретным делом и в конечном итоге обеспечил блестящий прорыв во многих вопросах.
Раз затронули тему дружбы народов, следует отметить, что тот устойчивый баланс, который существует нынче между Дагестаном и федеральным центром, во многом обязан Амирову.
Своими пламенными и страстными выступлениями, умной дипломатией ему в тяжелые 90-е годы, как никому другому, удалось утихомирить центробежные силы в республике. Его проникновенные выступления, обращенные к дагестанскому народу, воспринимались, как программа к действию.
Его публикой были простые дагестанцы. В то время Саид Джапарович Амиров являлся единственным руководителем в Дагестане, который не церемонился и не составлял какие-либо комбинации с так называемыми национальными и прочими деструктивными движениями, во многом потом послужившими основой нынешнего криминального состояния республики.
У иных память оказалась очень короткой, вследствие чего позабыли о той роли, которую сыграл Амиров в недавней истории Дагестана.
Даже сегодня, находясь в неволе, его не покинул высокий разум убежденного государственника, который обратился к дагестанцам, ко всем тем, кто не расстался с ним даже в эти тяжелые для него дни, с просьбой «не выступать», «не раскачивать ситуацию», чтобы избежать возможных противоправных действий.
По всему видно, что он не хочет, чтобы трагедия в его личной жизни, хотя трудно назвать случившееся только его личной трагедией, переросла в протестное движение в республике. Разве это не свидетельствует о высокой нравственности этого человека в отличие от тех, кто сегодня наслаждается его несвободой.
Я не состою с главой дагестанской столицы ни в этническом, ни в сословном или в каком-либо другом родстве и никакой выгоды от его деятельности для себя никогда не имел.
Однако в течение пятнадцати-двадцати лет, как многие другие дагестанцы я имел возможность следить со стороны за его деятельностью, взвешивать все хорошее и плохое, что связано с ним.
В этом мне прежде всего помогли открытые источники: наша многознающая пресса, почему-то сегодня вдруг переметнувшаяся на иные, чем прежде, позиции, его многочисленные и содержательные по смыслу статьи и книги, выступления по телевидению (он ведь часто общался с дагестанцами по телевидению), оценки его деятельности общественными и государственными деятелями разного уровня. И, наконец, я сам являюсь очевидцем грандиозных перемен, происшедших под его руководством, и огромного авторитета этого человека во всех слоях дагестанского общества.
Почему же все это не берется в счет, когда говорят о нем? Почему же не адекватный силовой акт некоторых служб должен перечеркнуть неоспоримые заслуги Амирова перед страной, республикой и народом?
Он всю свою жизнь, во всяком случае последние двадцать лет посвятил борьбе против врагов государства, отстаивал его интересы, его целостность и благополучие. И потому заимел себе множество врагов. Их удары искалечили его.
Но мог ли он подумать, что высокое служение государству в конечном итоге закончится черной неблагодарностью для него и самый тяжелый удар будет нанесен с совершенно неожиданной стороны.
Как бы сегодня ни оклеветали его разные источники, в новейшей истории Дагестана мало найдется руководителей, от деятельности которых можно было бы получать столь реальные и весьма осязаемые простыми людьми результаты и потому заслуживающих большего уважения, чем Саид Амиров. И если судить о нем в целом и в высоком смысле, то, безусловно, он является носителем Добра.
На него сыпались государственные награды, люди ему пели оды. И никто не сомневался в том, что все это заслуженно.
Однако закончилось все это точно так, как в одной из горских поговорок: «Ложкой подавали мед, ручкой ложки выкололи глаза».
Какое мрачное назидание всем тем честным людям, кто посвятил себя высокому служению государству и народу.
Пирмагомед Асланов,
член Союза писателей СССР