125 лет со дня рождения педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко (1888–1939)

А.С.Макаренко работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами. Широкую известность педагог приобрел в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы резко возросшего из-за гражданской войны числа беспризорников. В условиях хозяйственной разрухи он разработал и осуществил систему воспитания "трудных" детей, совместив в своей педагогической методике теорию воспитательного коллектива и практику трудового воспитания. Успех "системы Макаренко" в значительной мере оказался связан с личностью самого Антона Семеновича, и после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось.

В нашей стране 21 января 2008 года утверждена высшая награда общественного признания заслуг и достижений в просветительской, преподавательской и образовательной среде – орден А.С.Макаренко. Им награждаются люди, по праву считающиеся элитой и гордостью образовательной системы России.

Макаренко – мыслитель и практик

Антону Семеновичу Макаренко — писателю, педагогу в этом году исполняется 125 лет со дня рождения. Родился Макаренко в 1888 году в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего вагонных мастерских.

В 1897 году он поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьей переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Здесь окончил четырехклассное училище в 1904 году и одногодичные педагогические курсы в 1905 г. Работал учителем в железнодорожном училище Крюкова, затем на станции Долинская. В 1917 году окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью.

По поручению Полтавского губнаробраза А.Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М.Горького, в 1926 году она была переведена в Куряж под Харьковом. Антон Семенович заведовал ею с 1920-1928 годы, с октября 1927г. руководил трудовой детской коммуной имени Ф.Э.Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им самим педагогическую систему.

Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Макаренко член Союза советских писателей с 1934 года. С 1935 года работал в Киеве заместителем начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией №5 в Броварах. В 1937 году переехал в Москву, где занимался в основном литературой и общественно-педагогической деятельностью.

В судьбе Макаренко было много странностей. Мало кто, например, знает, что теоретик коммунистического воспитания так и умер беспартийным большевиком. Вместе с ним во всех его колониях и коммунах также работали почти исключительно беспартийные. Ни анкета, ни политические симпатии ничуть не мешали Макаренко работать в образовательных структурах, подчиненных ГПУ-НКВД. А потом, пережив все волны репрессий, он внезапно умер в 1939 году на вокзале от сердечного приступа.

А.С.Макаренко — человек, по существу, ни на что в советской педагогике не претендовавший, постепенно превратился в ее знамя, своего рода икону, а после смерти стал оцениваться как целая эпоха, загородив собой множество не менее талантливых современников. Можно, конечно, ссылаться на сталинский «культ», неизбежно порождавший рядом с собой иные «малые культы» ведомственных масштабов. Но вот уже, к сожалению, отошли в прошлое Стаханов и Папанин, челюскинцы, молодогвардейцы и герои войны, а Макаренко по-прежнему издают, читают, обсуждают. Его наследие по-прежнему ценят за рубежом.

В чем тут дело? В том, что Макаренко не ставил экспериментов в своих коммунах. Он начал создавать альтернативную общественную комерциализированную структуру. Коммунары производили электрооборудования и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи Макаренко разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко – теория воспитания коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Главное, чем для нас значимо имя великого педагога: А.С. Макаренко, как никогда, современен. Тем более сейчас, в период серьезной перестройки не только школы, но и всего воспитательного процесса в обществе.

Его педагогическое наследие актуально в наши дни. Эта педагогика не вчерашнего, а сегодняшнего и даже завтрашнего дня. Притом педагогика не только детская, не только школьная, а педагогика для всего общества в целом.

Этот тезис находит подтверждение в такой, казалось бы, далекой от педагогики отрасли, как экономика. На двух созданных в коммуне им. Ф.Дзержинского заводах — электроинструментах и фотоаппаратов ФЭД, освободивших страну от закупок этой продукции на валюту, были решены практически очень многие вопросы, коими сейчас занимаются наши экономисты. Хозрасчет, бригадный подряд, производительность труда, сочетание моральных и материальных стимулов, наставничество — все это получило развитие в коммуне, как, впрочем, и широкое применение женских рук и женских глаз в точном оптическом производстве, чем нынче так похваляются японцы. Иллюстрировать А.С.Макаренко можно и десятками других примеров.

Позволим себе на время передать слово самому А.С.Макаренко:

«Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека- творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым».

«Выпускайте здорового, хорошо грамотного, образованного человека, дисциплинированного, бодрого, обладающего хорошим развитием и инициативой; упорядоченного в гигиене и быте, а самое главное, сознательно участвующего в общей работе коллектива, активного деятеля нашего строительства, в любой момент способного стать в военные ряды для защиты нашего дела. Если бы мы могли обеспечить массовый выпуск такой «продукции», то это было бы замечательно».
«Детство — это не только подготовительный период жизни, а это часть жизни, и может быть, даже лучшая часть… нужно внести в детскую жизнь струю бодрости и удовлетворения так, чтобы она проникла во все органы коллектива, чтобы она была органически связана со всем укладом его жизни».

В своей практической работе А.С.Макаренко придавал огромное значение роли коллектива в воспитании детей.
Со времени горбачевской перестройки и ельцинского правления общество потеряло влияние коллектива на воспитание молодежи. Ликвидированы пионерские и комсомольские организации, а профсоюзные организации взяли себе название соответствующее своей деятельности, – независимые, так как от них уже ничего не зависит. И результаты всех этих преобразований мы видим в поведении молодежи.

Физическое развитие воспитанников А.С.Макаренко происходило в процессе всей их коллективной жизни, в рационально построенном режиме колонии или коммуны, в умелом сочетании разных видов деятельности – трудовой, учебной, игровой, общественной, в их разумной дозировке.

Если внимательно пройтись по страницам всех книг А.С.Макаренко, обнаружим, что одно из самых распространенных слов — осанка. По Макаренко, осанка – это и красота юного человека, красота его движений, и укрепление позвоночника, и основа здоровья.Физическое воспитание в коммуне велось продуманно и всесторонне. Пропаганде физичеческой культуры, здорового образа жизни большое внимание уделялось в стенной печати. Коммуна была в числе передовых по подготовке значкистов ГТО, «ворошиловских стрелков». В ней была разработана и целая система самых разных спортивных соревнований по легкой атлетике, спортивным и подвижным играм, шахматам, футболу и зимним видам спорта.

Феномен А.С.Макаренко в том, что он — диалектик, эрудит, мыслитель — сумел создать стройную педагогическую систему, все компоненты которой взаимообусловлены, взаимосвязаны и взаимодейственны.

Деятельность колонии им. Горького нашла свое отражение в прозе Макаренко: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях». Воспитанию в семье посвящена его книга «Книга для родителей».

А.С.Макаренко современен потому, что так же, как мы сейчас, боролся с оторванностью школы от реальной жизни. Он современен своими теоретическими воззрениями на трудовое воспитание молодежи и применением их на практике. Важную роль в этом он отводил трудовым коллективам. Он современен и потому, что помогает выйти из тупика потери у детей интереса к учебе, знаниям. Он был прекрасным учителем-методистом. Его уроки были любимы всеми ребятами. Будучи сам эрудитом, А.С.Макаренко подбирал и в учительские коллективы таких же людей.

Просто великолепный человек, которого тысячи воспитанников называли не иначе, как «Отец», «Наш Антон».
«Удивительный Вы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нуждается. Педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение…», — говорил М.Горький о А.С. Макаренко и его работе.

Аминулла Рабаданов,
член Совета старейшин г.Махачкалы