Почти три года (с 20 февраля 2010 года по 28 января 2013 года) Магомедсалам Магомедов проработал в должности президента Республики Дагестан. Какими же были эти годы? Как изменился Дагестан за это время? Как изменились мы, дагестанцы? Сегодня многие задаются вопросами: Что удалось сделать дагестанской власти за последние три года? Насколько власть пользуется доверием и уважением у народа?
Напомню, что в первом же программном выступлении, обращенном к депутатам республиканского парламента, тогда в феврале 2010 года вновь избранный глава Дагестана М.Магомедов отмечал, что наша республика в прежнем режиме оставаться не может: «Дагестан нуждается в обновлении. И причин тому много. В первую очередь — высокий уровень коррупции, постоянная угроза терроризма, провальная экономика, безработица, бедность простого народа». Критически оценивая общественно-политическую ситуацию в республике, тогда Президент РД назвал современное положение в Дагестане в целом сложным, проблемным и даже кризисным: «Динамика экономических показателей не обеспечила адекватного качества развития. Мы не создали собственных источников роста. Дагестан не стал регионом, безопасным для жизни и благоприятным для бизнеса. Общество устало от ожидания перемен. Люди теряют доверие к власти…»
Незаметно пролетели годы. И сегодня мы, политологи, анализируем состояние дел в дагестанском обществе, подводим итоги деятельности органов власти.
3 съезд народов — важное политическое событие
Одним из самых знаменательных политических событий в новейшей истории стал 3 съезд народов Дагестана. 15 декабря 2010 года он собрал около 3000 делегатов из всех городов и районов республики и попытался найти ответы на многие актуальные вопросы, главный из которых: как жить дальше?
Этот форум войдет в историю, как попытка дагестанской власти наладить диалог с обществом. Делегаты съезда пытались обозначить свое видение современного Дагестана, говорили о желании решить накопившиеся проблемы, препятствующие нормальному развитию республики.
Делегаты съезда тогда высказались за консолидацию дагестанского общества вокруг ценностей мира, единства и развития и отвергли попытки пересмотра конституционных, демократических основ гражданского устройства Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
Многие запомнили яркое и содержательное выступление на этом форуме известного российского политика Рамазана Абдулатипова. С болью в душе он говорил о ситуации в Дагестане, предлагал конкретные пути решения накопившихся проблем.
Что удалось сделать дагестанской власти?
Значительное внимание в последние три года уделялось экономике, улучшению инвестиционного климата Дагестана.
Среди самых крупных и значимых на Северном Кавказе проектов – производство сахара компании «Дагагрокомплекс», переработки плодоовощной продукции на Кикунинском консервном заводе. Строительство ряда новых современных промышленных предприятий, в том числе Каспийского завода листового стекла в Кумторкалинском районе. Причем, в первой полусотне самых масштабных проектов СКФО Дагестану принадлежит 14 позиция. Один из самых крупнейших инвесторов юга России – строительство города спутника Махачкалы «Лазурный берег» стоимостью 5 млрд долларов.
В Дагестане в последние годы разработаны новые проекты — «Матлас», «Чиндирчеро», «Дарваг-чай», «Ново-Каякент» и ряд других.
Подводя итоги сделанного за время правления Магомедсалама Магомедова, можно с удовлетворением отметить, что органам власти удалось заложить основу благоприятного инвестиционного климата и для отечественного, и зарубежного капитала.
Все решают кадры…
Последние три года в Дагестане прошли в ожидании перемен. Эти надежды в какой-то степени были связаны с новыми людьми в дагестанской политике, и, прежде всего, с главой республики. К сожалению, далеко не все из намеченного удалось сделать. Не всегда отдельные члены политической команды М.Магомедова работали на конечный результат. Но самое печальное, что и в президентских структурах, в правительстве оказались люди случайные, некомпетентные, эффективность которых была со знаком минус.
Известный дагестанский политолог Абдул-Насыр Дибиров уверен в том, что процесс формирования президентской команды неоправданно затянулся. По утверждению ряда экспертов, в самое ближайшее время ожидается приход в дагестанскую политику свежих сил управленцев нового современного типа. Об этом уже заявил в интервью федеральным СМИ и.о. Президента РД Рамазан Абдулатипов.
И первые назначения состоялись. Председателем Правительства РД назначен Мухтар Меджидов. По мнению экспертов, это один из компетентных и принципиальных управленцев в дагестанской власти. Вице-премьерами Правительства назначены Абусупьян Хархаров и Александр Ермошкин, министром здравоохранения Танка Ибрагимов.
И, конечно же, сегодня у многих дагестанцев по-прежнему есть конкретные вопросы к руководителям Дагестана. Как изменится ситуация в республике самое ближайшее время? Ведь проблем в нашей жизни – великое множество. Последние два десятка лет в народе называют периодом бездуховности, агрессии, выяснения отношений с помощью кулаков и оружия. Наши соотечественники бросились за накоплением материальных благ, многие научились делать деньги любыми способами, не брезгуя ничем. Свои действия многие дагестанцы оправдывают тем, что надо прокормить семью, выживать в сложных рыночных условиях, непростой экономической ситуации. Но при этом, как отмечают эксперты, воспитание детей, молодежи оставили на задворках. Вот мы и имеем очень печальный результат – радикальный ислам, религиозный и политический экстремизм.
С имиджем у государственных кадров тоже есть серьезные вопросы. По данным ученых, главным пороком отечественного чиновничества большинство россиян считает равнодушие к людям. И только потом в своеобразном рейтинге следуют такие отрицательные качества, как некомпетентность и низкий профессиональный уровень.
Многочисленные исследования показывают, что устройство на государственную службу по знакомству является сегодня главным источником пополнения аппаратного ресурса. Более того, проводимые конкурсы на вакантные места очень часто носят формальный характер. Нередко победителем становится тот, у кого влиятельные «толкачи».
Сегодня все, начиная от рядовых людей и заканчивая руководителями самого высокого уровня, говорят о коррупционных схемах, преступлениях, о купле-продаже должностей. И, как отмечают независимые эксперты, в наших условиях необходимо ломать эту порочную систему подбора и расстановки кадров только по принципу куначества, клановости и личной преданности. Давно пора критерием оценки кандидата на должность сделать профессионализм.
Сама власть должна быть уважаемой, авторитетной и главное – доступной, а действия государственных служащих, чиновников – всегда прозрачными. И каждый во власти должен уметь вести диалог с рядовыми людьми, хорошо знать заботы, интересы и чаяния дагестанцев. В этом плане многим чиновникам в Дагестане необходимо менять стиль и методы работы, избавиться от высокомерия и чванства.
Что мешает развитию?
Многие эксперты отмечают, что сегодня в целом в развитии республики и в том числе в модернизации дагестанского общества, повышении качества жизни, наведении должного порядка в вопросах безопасности есть серьезные проблемы.
Наиболее значимыми и опасными факторами, дестабилизирующими обстановку в нашей республике, по-прежнему, остаются терроризм и экстремизм. Но есть проблемы, требующие незамедлительного решения. Это вопросы безопасности населения, массовой безработицы, коррупции, непродуманной кадровой политики.
По мнению известного дагестанского ученого Юрия Сагидова, снижение уровня расслоения общества на богатых и бедных является важным условием достижения главной цели – сохранения социальной стабильности, которая является основой возможности проведения каких-либо преобразований. Основным инструментарием выравнивания доходов является финансовая и налоговая политика, предусматривающая получение доходов по труду или заслугам и одновременно формирование мощных фондов общественного потребления, обеспечивающих доступность всем членам общества равных жизненных условий — личного потребления пищи и одежды, медицинского обслуживания, образования, культуры, жилища.
В Махачкале, Дербенте, многих других городах и районах крайне не хватает социальных объектов: детских садов, школ, поликлиник, спортивных сооружений. В очереди на устройство в детские дошкольные учреждения в Дагестане стоят более 50 тысяч человек. Это, естественно, создает протестные настроения.
Большие резервы в плане коренного улучшения качества учебного процесса, нравственного и патриотического воспитания в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Доверие к власти – залог успеха
В последнее время немало сказано о месте и роли руководителя. Все чаще и чаще возникают вопросы: все ли руководители республиканского и муниципального уровня сегодня пользуются доверием и авторитетом? И всегда ли они подают пример ответственности и нравственной чистоты, скромности? К сожалению, многим представителям властных структур явно не хватает порядочности и честности, умения и желания жить и работать в правовом поле, вести откровенный, аргументированный разговор о нерешенных проблемах, недостатках с рядовыми дагестанцами. Все это вызывает недоверие к конкретным руководителям и в целом к власти.
Самым слабым звеном дагестанской власти по-прежнему остается низкая исполнительная дисциплина. В свое время, в 2011 году, глава Дагестана поручил Правительству РД сократить материальные затраты республиканских министерств и ведомств не менее чем на 10%, то же самое было рекомендовано сделать и органам местного самоуправления. Сделано ли это? Дагестанцы так и не получили объективную информацию о том, как выполнено это и многие другие поручения руководителя республики.
Более того, в последние годы, как свидетельствуют многочисленные факты, заметно снижена требовательность к руководителям всех уровней, порой нет должного спроса даже за должностные преступления, высокомерное, равнодушное, бюрократическое отношение к законным просьбам, заявлениям и жалобам рядовых дагестанцев.
Большим резервом и залогом правильного развития республики многие эксперты считают коренные изменения в плане открытости власти, конструктивного сотрудничества со СМИ.
В последнее время на республиканском уровне принят целый ряд нормативных актов, направленных на обеспечение открытости органов власти…. В их числе постановление Правительства Дагестана «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан», Указ Президента РД «О повышении эффективности взаимодействия исполнительной власти Республики Дагестан со средствами массовой информации».
И опять возникает главный вопрос. Как выполняются эти решения? К сожалению, до сих пор далеко не все дагестанцы имеют представление о фактическом положении дел на этом важнейшем участке работы. Сегодня в республике, как и в целом в стране, остро стоит вопрос взаимоотношений СМИ с властью. Как показывает практика, многие СМИ в нашем регионе, муниципальных образованиях превратились в выразителей воли местной администрации, забыв о своем высоком предназначении формирования и отражения мнения.
И, тем не менее, справедливости ради необходимо отметить, что в последние три года в Дагестане сделано немало для решения острых социальных проблем, стабилизации общественно-политической обстановки.
На пути развития Дагестана, на данном этапе на первое место, по мнению политологов, должны выйти такие понятия, как свобода, гражданское достоинство человека, благополучие и социальная справедливость. Именно человек должен стать главным действующим лицом политической составляющей республики. Дагестанцы многие годы терпеливо ждут дальнейшего улучшения качества жизни. И в этом плане представителям органов власти, институтам гражданского общества, всем нашим соотечественникам предстоит напряженная работа во имя дальнейшего развития республики.
Власть в Дагестане существует не для самой себя, а для эффективного управления республикой в интересах граждан. Именно к такой модели должен стремиться современный Дагестан. Модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, которая создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед дагестанским народом.
И сегодня дагестанцы ждут от власти и, прежде всего, от исполняющего обязанности Президента РД Рамазана Абдулатипова эффективной работы в плане наведения порядка и дисциплины в республике, соблюдения социальной справедливости, утверждения единых правил для всех, утверждения диктатуры закона.
В первом же интервью известному журналисту Максиму Шевченко, Рамазан Абдулатипов особо подчеркнул:
— Главный вопрос сегодня – как вернуть доверие народа к власти? Как преодолеть ту апатию и даже отторжение, которые вызывали действия некоторых дагестанских «сильных мира сего» последние годы?
Главными приоритетами своей деятельности на высоком посту главы республики Рамазан Абдулатипов считает создание в Дагестане атмосферы взаимной ответственности, преодоление дистанции между властью и обществом, борьбу с коррупцией, многими другими негативными явлениями.
И в этих условиях нам нужен честный и открытый диалог.
Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан»