В МИРЕ НОВЫХ КНИГ

«Лишь тот достоин жизни и

свободы, кто каждый день идет

за них на бой» В.Гете.

Новый роман в стихах талантливого и самобытного табасаранского поэта, писателя, публициста, общественного деятеля Багира Раджабова «Со светом нового дня», вышедший недавно в Дагестанском книжном издательстве, как и предыдущий его роман «Тайна чести», несомненно, привлечет внимание читающей публики.

Воспитание чувств – такова сюжетная канва и идейный лейтмотив романа. Читая его, мне кажется, мы надолго запомним и восхитимся мужеством и отвагой, преданностью делу революции, патриотизмом трех главных героев романа, борцов за счастье своего народа – Тарикули Юзбекова, Темирхана Шалбузова, Дадаша Раджабова. Нас наверняка покорят их душевная чистота и обаяние, высокая порядочность и преданность делу революции.

Как многие юные дагестанцы, Тарикули Юзбеков и Дадаш Раджабов в поисках счастливой жизни приезжают в пролетарский Баку. Работая на нефтяных промыслах, юноши сразу становятся участниками революционного движения бакинского пролетариата. Тарикули Юзбеков, став членом революционной организации «Фарук», выполняет сложные поручения руководителей Бакинской коммуны К.М. Агасиева, Н. Нариманова, С. Шаумяна и др. За активную революционную деятельность он неоднократно арестовывается.

После падения Бакинской коммуны Тарикули и другие рабочие-дагестанцы, вовлеченные в революционную борьбу, возвращаются в Дагестан. Подпольный Дагобком ВКП (б) поручает Юзбекову поднять бедноту Юждага против окопавшихся там банд белого генерала Деникина, штаб которого в то время находился в с. Касумкент.

Он срочно созывает и проводит в урочище под названием «Арат» съезд табасаранского народа. Прямо оттуда вооруженные отряды, соединившись с отрядами кюринцев, возглавляемыми большевиком А. Мурсаловым, ворвались в Касумкент и в жестоком сражении с деникинцами освободили его и весь Кюринский округ от белобандитов.

Сулейман Стальский тогда воспел:

Пришел на помощь наш Табасаран,

Стал свободным Юждаг и Кюристан…

После окончания гражданской войны герои романа активно участвуют в строительстве новой жизни, создании новой дагестанской народной милиции, новых учреждений культуры и образования. Т. Юзбеков в разные годы занимал высокие должности в органах милиции в Кюринском и Дербентском округах, Табасаранском и Курахском районах.

Из множества проблем, высвеченных в романе, на первом месте автор сознательно ставит воспитание чувств нового человека, формирование его духовно-нравственного и культурного облика, помогающих формированию целостной, гармонично развитой личности. И главные герои романа активно участвуют в создании условий для формирования такой личности. Автору, на наш взгляд, удается нас, читателей, убедить в величии духа людей, объединенных общей идейной нравственностью и убежденностью.

В романе нет бесстрастно и равнодушно написанных страниц, ибо он весь пронизан идеей, высвечивающей страдания и борьбу дагестанского народа за светлое будущее. Да и автор романа предстает перед нами не просто как историк-беллетристик, а как прогрессивный литератор, показывающий жизнь всеми ее гранями. И эта манера повествования в романе дает нам достоверность, непреходящую значимость и актуальность описываемого прошлого. Он со страстностью очевидца оценивает и воспроизводит проходившие  в тех исторических условиях события как непреложную истину, объединяющую людей во имя борьбы против невежества и безнравственности.

Для революционера Тарикули Юзбекова высшая цель и благо всей жизни – это борьба за счастье своего народа. Он – человек, вышедший из народа и самоотверженно служащий народу. Темирхан Шалбузов же ученый, просветитель и меценат народного образования республики, показан нам как человек, который всю свою яркую, многогранную и кипучую жизнь, прекрасные порывы души посвятил народному просвещению и культуре.

В то же время Дадаша Раджабова мы видим как человека слова, дела, долга и чести, участника гражданской и отечественной войн, активного строителя новой жизни.

Обаятельны и индивидуальны в романе образы Раджаб Халу Гасанова, ашуга Раджаба, Карчугая, кузнеца Рамазана, сельского старшины Тагира, революционеров Кравчука, Чавчавадзе и Артюняна.

Язык романа колоритен и богат. Страстные, на наш взгляд, стихи романа блещут своей гордой гражданственностью. В романе удивительным образом сочетаются лучшие традиции дагестанских литературных классиков и народные фольклорные мотивы, ненавязчиво пропагандируются сами основы дагестанской культуры как мы видим в гармоничном сочетании с духовно-нравственными ценностями всей страны. В словесный узор романа органично вписаны пословицы и поговорки, эпитеты, афоризмы и аллегории, крылатые слова и обороты речи, употреблявшиеся в то время.

Символично, что рассматриваемое произведение вышло в свет в год 80-летнего юбилея самого автора и 90-летнего юбилея незабвенного Расула Гамзатова.

Книга не зря названа «Со светом нового дня». Известно, что все рождается и оживляется со светом нового дня. И отрадно осознавать, что автору удалось показать, что все начинается с этого чудного мгновения.

Магомед Гасанов, доктор исторических наук, профессор