Мастер из Агула

В Дагестанском государственном музее изобразительных искусств, при поддержке Дагестанского регионального благотворительного фонда имени Магомедсалиха Гусаева, открылась персональная выставка известного российского художника, представителя современной русской академической школы живописи профессора Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Мусы Салиховича Мусаева «Красота. Вдохновение. Истина».

На разных отрезках своего пути художники подводят какие-то итоги, это естественно и даже необходимо для самопроверки, самоутверждения.  На новой, второй экспозиции в Дагестане Муса показывает как ранние работы, так и новые произведения — все, что достигнуто за последние годы. Несомненно, мой друг готовился к новой встрече с дагестанскими ценителями высокого искусства – это ощущалось по его заметному волнению при ее открытии.

Если биографию художника механически соотносить с творчеством, то трудно будет объяснить весь размах и интеллектуальную силу произведений мастера, сына горца-крестьянина, который с детских лет, работая вместе с родителями, был привязан к земле в долинах Чираг-чая. Здесь он познал нелегкий труд и землепашца, и животновода, и строителя. Человек, родившийся в горской среде, связанный с нею годами детства и юности, сильнее всего запечатлевал в своем сердце вот эту горскую изначальность, близость к природе, по-сыновьи почтительное отношение к ней. На всю жизнь сохраняется в нем по-детски изумительное, непосредственное восприятие окружающего, первое прочтение книги природы. Таким образом, искусство гармонии он постигал через музыку живого мира.

Между тем, сколько уж раз приходилось убеждаться на примерах жизни истинных художников, что крестьянский «университет» давал прекрасное нравственное воспитание и закладывал основы эстетического самосознания.

Не случайно же Муса в одной из бесед, вспоминая детство, говорил, что соприкосновение с землей было для него полно необъяснимого, тайного смысла, любая сельская работа приобретала почти обрядовый характер, и все это давало понять и осмыслить жизнь не как обыденность, а как историю.

Вот в этих словах художника простейшая отгадка значительности и масштабности его картин, образов, ассоциаций.

Муса Мусаев – художник современный, его творчество сегодня привлекает широкое зрительское внимание.  Родился Муса в высокогорном с. Тпиг Агульского района в 1956 году. Путь мастера представляется неторопливым, но достаточно уверенным восхождением в гору. Любовь к прекрасному привела его на художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического института, что явилось начальной ступенью в постижении искусства. Настоящую, серьезную профессиональную подготовку прошел в Академии художеств им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге. Уже два года спустя после окончания Академии – несомненно, лучшей художественной школы России – молодой живописец принимает участие в выставке в галерее Понтауз и в том же 1993 году удостаивается поощрительного приза на осенней экспозиции в «Гранд Палас» в Париже. Затем следовали творческая поездка по Соединенным Штатам с участием на нескольких выставках и трехлетнее совершенствование мастерства в творческой мастерской классика русской живописи академика В.Ф.Загонека. В 1998 году художник вновь появляется во Франции, и этот год был отмечен, помимо других творческих успехов, получением диплома “d’Honneur” Европейской академии искусств после участия на выставках Виль де Темпль и Салона DiX  в Париже. А в следующем, 1999 году, мастер был удостоен главного приза Парижского муниципалитета – Золотой медали на Седьмом художественном салоне. В 2005 году участвовал во 2-й Международной выставке искусств Биеннале в Пекине. Долгое время работал в Китае, является Почетным профессором Международного университета искусств (Чженьчжоу, Хэнань, Китай). Член Союза художников России с 1994 года. Многие работы мастера находятся в русских и зарубежных коллекциях.

Как-то в одном из интервью Муса Салихович признавался: «Писать картины – это как писать музыку. Музыку не сочиняют. Все гениальное приходит сверху. Только при взаимодействии человеческого мозга и космоса появляются такие шедевры. Я черпаю вдохновение из … красоты. Именно из красоты. Во всех её проявлениях. Не могу пройти мимо нее. В чем бы она ни заключалась. Для меня нет каких-либо узких тем для своей работы. Всевышний создал столько прекрасного, что человеку остается только восхищаться».

Действительно, красота требует времени и внимания. Пейзажи Агула — родины мастера — полны контрастов: снежные пики суровых гор; альпийские пастбища высокогорных лугов; родники и водопады; серпантины дорог; обилие уникальных памятников истории, архитектуры и культуры, восприятие и осмысление которых требует максимальной самоотдачи. И эта красота и очарование обрушиваются на землю, привнося в жизнь желание, интригу, флирт. А горы ждут своего творца. Они резонируют всеми фибрами. Райский уголок, место изумительных красот и противоречий.

А творец — Агул Муса — так часто подписывает он свои произведения, работая в разных техниках и видах изобразительного искусства, создает свои превосходные шедевры. Вглядываясь и любуясь полотнами мастера, понимаешь, что его вдохновляют величественная природа, красивые и загадочные женщины, эффектные композиции цветов и фруктов, но, несомненно, только Агул занимает особое место в его творчестве. Мир художника – своя семья и, конечно, родные места – аул, горы, земляки, все,  что горячо любимо и свято. Но о чем бы он ни писал, каким-то образом все превращает в поэзию. Эстетический идеал Агул Мусы складывается на основе реальных жизненных впечатлений и того духовного богатства, которое с жадностью впитал в себя художник, пришедший из далекой провинции и ощутивший глубину и мощь мировой культуры. Через его шедевры понимаешь, что на мир и события, на счастье и беду, на неожиданную радость и неизбежные расставания, на подлость и малодушие, на корысть и лицедейство, на мимолетный взгляд проходящего и на печаль дремлющего в одиночестве старца он реагирует по-своему и чисто по-философски всепрощающе, понимающе, участливо, великодушно и благородно.

Богат, многообразен и прекрасен художественный мир мастера. И все самое прекрасное в этом мире пронизано идеей добра и человечности, любви к своей Родине, своему народу, верою в будущее. В картинах художника та искренность и достоверность, которая не оставляет равнодушными ни одного зрителя. Его живопись — нежная, теплая и удивительно радующая. Он видит мудро и зрело. Его работы не стареют и не тускнеют и поражают своей яркостью, гармоничностью, легкой точностью композиции и колорита. Многие новые произведения автора отличаются высокой степенью обобщения и философской насыщенностью. Российский искусствовед Анастасия Лоога отмечает, что: «Представляя зрителю свои глубокие наблюдения и размышления, живописец предлагает, бережно охраняя домашний очаг, совершить шаг через порог к новым горизонтам, к расширению границ мира, оберегая и множа Красоту, утверждая  Вдохновением Истину. Богатство не в том, что обладаешь многим, а в покое душевном. Счастье внутри, в том, к чему стремишься и где существуешь».

У каждого свой путь. Задача творца, как, впрочем, и любого человека – постараться привнести достоинство в хаос этой жизни, с чем Агул Муса блистательно справляется. Он талантлив. И, как каждый истинно талантливый человек, обладает даром естественного и скромного свечения, который не ослепляет, а притягивает. Муса настойчиво и последовательно ищет красоту и простоту большого искусства. И – находит. Его не покидает бодрое и счастливое чувство первооткрытия, чувство, утратив которое художник перестает быть художником.

Светло, уютно, ароматно в творческом доме Агул Мусы. В этом его малом храме светится небо его души. Ну, а мы, земляки, будем просто гордиться тем, что рядом с нами живет такой славный человек и замечательный художник, каждая новая работа которого – праздник.

Алай НАСРУЛЛАЕВ