«Красота. Вдохновение. Истина»

Творчество Агул Мусы нацио¬нально в самом широком смысле этого слова. Оно строится вокруг острого осознания истоков и кор¬ней, необходимости связи с семьей, народом, своей страной, своей творческой школой. Именно эта вечная тема — стержень настоящей выставки «Красота. Вдохновение. Истина». В ней автор, всю жизнь воспевающий родные истоки, обращается к ним за поддержкой и вдохновением.

«Стоя на пороге новых открытий, художник представляет здесь, в самом центре своего мира, своему главному зрителю осмысление пройденного пути. Автор показывает и ранние произведения, и последние работы, все, что достигнуто за время творческого служения», – отметила питерский искусствовед Анастасия Лоога.

Первая часть экспозиции посвящена сердцу, дому, истокам вдох¬новения мастера, любованию и размышлению над сложной судьбой семьи, родного края. Это пейзажи Дагестана, портреты близких, на¬тюрморты, сюжетные композиции.
В творчестве Агул Мусы нет определяющего жанра, форма¬та, техники, приема. Жанры ча¬сто синтезируются как, например, в «Дербентских воротах» (2010 г.), где натюрморт переплетен с пей¬зажем. Автор мастерски использует самый широкий спектр живопис¬ных средств, подчиняя живопись образу, не привязываясь ни к каким определенным приемам, стилистика исходит из поставленной зада¬чи.

По словам А.Лооги, стремясь проявить неизменные связи мира, художник часто из¬бегает излишнего динамизма композиции, сохраняя форму устойчи¬вой, движение замыкая на себя, этим подчеркивается виденье авто¬ром незыблемости законов Красоты, истинных ценностей в суровой современной действительности.

«Мастер обращается к самым разнообразным приемам: и к декоративной палитре Вос¬тока, и к наследию русской школы рубежа 19/20, веков и к ренессансным мотивам. Обладая большим арсеналом живописных средств, худож¬ник в каждом конкретном случае избирает метод, наиболее соответствующий выразительной задаче», — добавила она.

Как отметил декан художественно-графического факультета ДГПУ Раджаб Исмаилов, Агул Муса всегда играет яркими красками. Анализ его работ показывает, что он достиг высокого уровня не только в изобразительном искусстве, но и в эстетической художественной культуре. «Художник всегда старается сохранить свои традиции. На выставке видно, что культура Дагестана жива, а тепло человеческих рук всегда востребовано».   

Тема женского начала обладает особенной значимостью в мето¬де художника. Для мастера женщина — квинтэссенция родной земли, хранительница жизни, души, очага. В женских образах он черпает вдохновение, раскрывает свое виденье красоты и незы¬блемой истины, размышляет о трагизме и сложности человека в современном мире.

Впервые зрителю представлена часть коллекции работ, посвященных Китаю. Китайская часть выставки открывается портретом «Лина» (2010 г.). Женская красота в понимании мастера — соль земли. Земля, способ¬ная родить красоту, подтверждает торжество истины.

Небольшая работа «Зима» 2011 г. — редкая вещь в творчестве Мусы Мусаева, созданная без предварительной натурной работы. Это обобщение, отражение тоски по родным местам было сделано во время долгой работы в Китае.

Представляя зрителю свои глубокие наблюдения и размышления, живописец предлагает, бережно охраняя домашний очаг, совершить шаг через порог к новым горизонтам, к расширению границ мира, оберегая и множа красоту, утверждая вдохновением истину. Богат¬ство не в том, что обладаешь многим, а в покое душевном.

Заведующая кафедрой культурологии ДГПУ профессор Наталья Мусаева  в своем выступлении отметила, что на этой выставке мы  столкнулись с феноменом, который подтверждает великую истину: «если в академии художеств учится талантливый человек, то он может быть кем угодно:  и академистом, и реалистом и авангардистом». «Каждая  работа это новое открытие, новое течение в искусстве. Одним из критериев мерила таланта человека является его разносторонность, то есть если автор изобразил на картине Китай, то мы, естественно,  видим его, а не Францию или наоборот. Поэтому столь разные вещи обязаны внутренней интуиции художника и очень тонкому чувству», — заметила Н.Мусаева.

К настоящему времени М. Мусаев участвовал более чем в пятидесяти выставках в России и за рубежом, имеет существенные награды: 1997 год – приз de la Municipalite Huile; 1998 год – почетный диплом Европейской академии искусств в Париже; золотая медаль муниципалитета города Парижа – Гран-при выставки VII Salon d’Automne IRIS-Ozoir Peinture et Sculpture, 1999 год. Работы мастера находятся в русских и зарубежных коллекциях.

Выставка продлится до 10 сентября.

Рамина Насреддинова