В годы борьбы за установление, а затем упрочение Советской власти в Дагестане (1917-1921гг.) Даргинский округ претерпел очень много конфликтов и событий, которые историками и критиками того периода трактуются весьма протериворечиво. Почему-то те, кто пишет о событиях тех лет: мекегинцы — братья Арсланбековы, цудахарец Мустафа Вагабов, да и сам Кара Караев и многие другие, стараются умалить роль куппинцев в исторических событиях тех лет. Очень многие из куппинцев были ярыми сторонниками большевиков и оставались таковыми вплоть до полной победы Советской власти (1930-1940гг.) А где в Дагестане, в каком ауле их не было? Назовите, к примеру, хотя бы один из них. В описуемые годы и сторонников, и противников новой власти было предостаточно. Именно в эти годы выдвинулись исторические личности и с той, и с другой стороны, которые заслужили большой авторитет и уважение местного населения. Оно шло за ними на верную погибель. Конечно, были среди них и ведомые, но большинство из них шли на смерть в ожидании лучшей доли для себя, семьи, своих близких и родных. Именно в этот период, в разгар борьбы с бандами Бичерахова, Деникина и других ярых противников Советской власти, среди даргинцев выдвинулась плеяда борцов за Советскую власть в лице О.Османова (с.Хаджалмахи), Кара Караева (с.Цудахар), Мусы Карабудагова (с.Леваши), Алибека Богатырева (с.Мекеги), Рабадана Нурова (Санамахи), и с другой стороны — Герея Куппинского (с.Куппа), Зияутдина Кади (с.Куппа) и даже самого Алигаджи Акушинского — одного из самых авторитетных религиозных лидеров того периода, который был то ярым приверженцем Советской власти, то ее оппозиционеров. Эти люди положили определенный отпечаток на ход исторических событий тех лет. Известно, в советский период о противниках власти вся информация умалчивалась, а своих сторонников восхваляли вовсю.
Обстановка в Дагестане, и особенно в Даргинском округе, была очень сложной. Она усугублялась крушением Империи Российской, поражением России в Первой мировой войне, делением общества на «красных» и «белых», образованием разных правительств с лидерами и идеями противоположных направлений и целей, наличием в крае крупных противоборствующих сил в лице белоказаков, турков, частей XI Красной армии. Это приводило людей разных убеждений и сословий к неоднозначным оценкам и симпатиям, выражавшимся в участии большинства даргинцев в составе одной из противоборствующих сторон. Все описанное выше особенно отразилось в жизни куппинцев, которые временами становились то сторонниками новых большевистских идей, то явными их противоборцами, в зависимости от пропаганды, влияния религиозных лидеров и личных интересов, амбиций.
Особый интерес вызывает участие куппинцев в антиденикинском восстании, в бою у Салтинского моста, иначе его называют мостом трех названий (Салтинский, Красный, Георгиевский), которые историками последнего советского периода замалчивались. Без преувеличения можно сказать, по значимости и по влиянию на умы дагестанцев они приравниваются к событиям в Ая-Кака. В сражении против добровольцев-деникинцев во главе с полковником Лавровым участвовали в большинстве своем все куппинцы.
Полковник Шокали, командир отряда деникинцев Гунибского горнизона, имея в своем распоряжении артиллерию и крупные силы, предпринял карательную операцию против гергебильцев, восставших против их произвола и насилия под влиянием Н.Гоцинского и его сторонника шейха Магомеда Балахнинского. По дороге к отряду деникинцев присоединилась сотня из Кумуха. 7 сентября 1913 года, окружив Гергебиль, преодолев сопротивление гергебильцев, Шоколи овладел селом, отдал его своим подчиненным на разграбление и глумление.
Торжествующий полковник наложил на село Гергебиль контрибуцию в размере 250 тысяч рублей. Далее Шоколи со своим отрядом и с воссоединившимся из Кумуха пополнением пошел на Куппа, аул, который расположен на тракте Гуниб—Леваши. Куппинцы с первых дней выхода деникинцев из своего логова в Гунибе следили за ними. Дозорные и караульные посты доносили о насилии и бесчинствах деникинцев, творимых ими в Гергебиле. Мангуши (глашатаи) объявили по селу и поселкам призыв к сбору в центре села, или в Джума-мечети, где к собравшимся обратились старшины, алимы, уважаемые и почетные люди села Зияутдин Кади, Макка Шарип-Хаджи, Аббас Омар, Ханца Магомед, имам села Магомед-Кади. С призывом поддержать отцов, братьев и мужей в этой неравной схватке к женщинам и детям обратилась Куса Загидат, известная своим мужеством и отвагой.
Избрали командиром ополчения куппинцев человека большой отваги и мужества-Амирханова Магомеда. Собравшихся куппинцев было около 300 человек, 200 из которых были конные. И конные, и пешие разбились в отряды по 25 человек. Командиров выбирали из числа наиболее смелых и отважных. В их числе командирами всадников были Нажмудин Ганцамагомедов, Гаджи Рабилмагомедов, Ахмед Рабаданов, Ахмед Муталипов, а командирами пеших Вагаб Дибирмагомедов, его брат Омар Дибирмагомедов, Насрулла Шайхумагомедов, Сайпулла Нурутдинов, Дауд Хизриев. Куппинцы подошли к аулу Салта вблизи Куппинского перевала, затем захватили Красный (Георгиевский) мост и напали на деникинцев, а между тем им помогали подоспевшие отряды ополченцев из Хаджалмахи, Хвартикуни, Дарада, Мурада и других сел. Захват Красного моста лишал врага возможности отступления. Сама природа помогала партизанам в укреплении их позиций, а враг же располагался в открытой местности. Обзор был для партизан хороший, все было видно как на ладони. Враг попытался продвинуться в аулы Куппа, Салта, но ополченцы, партизаны открыли по ним с двух сторон с высот шквальный огонь. Враги же стреляли наугад, не зная, где расположен противник. Огонь партизан косил деникинцев, потери они несли с самого начала боя, а затем потери более нарастали.
Операция у Салтинского моста совместно с силами из близлежащих сел продолжалась несколько часов. У ополченцев кончились боеприпасы. Осталось только броситься в атаку, дело было рисковое, враг мог их в упор расстреливать, не допуская рукопашных боев. Но упорство и стремительность внесли в ряды деникинцев суматоху, переросшую затем в панику. Враг при виде обнаженных кинжалов бежал, бросая оружие, они подвели их вплотную к мосту. Десятки белоказаков нашли свою смерть в водах Аварского Койсу, их командира полковника Шокали тремя выстрелами в упор расстрелял командир одного из отрядов куппинцев Дибирмагомедов Омар. Ему же достались конь, оружие и сорванный с груди полковника Георгиевский крест. «Бой у Ая-Кака был решающим, — писал М.Далгат, — другой решающий бой произошел у Салтинского перевала около села Куппа Даргинского округа. Здесь главным образом действовали куппинцы, они напали на добровольческий отряд, шедший из Гуниба на помощь гарнизону Левашей. Отряд этот был разбит и обезоружен. Повстанцам досталась богатая добыча: пулеметы и, если не ошибаюсь, две пушки» (ЦГА РД). На помощь ополченцам вовремя подоспели связанные братскими узами и большой дружбой гергебильцы, а затем и собранный из даргинских сел отряд ополченцев в составе 500 человек.
В итоге, полковник Шокали убит, около 100 деникинцев взято в плен, 200 человек убито и более 160 сброшено с моста. Уцелевшим в тяжелом бою вражеским воинам удалось отступить в Гуниб, где они были добиты восставшими ополченцами. По свидетельству очевидцев, в этом бою участвовало от 700 до 1000 белоказаков, из которых 250 человек были взяты в плен. Их привезли в село Куппа, построили в шеренгу по пять человек, а затем с трофеями в 3 орудия, 4 пулемета «Максим», боеприпасами и их обозом они были сданы в штаб восстания в с. Леваши. Среди пленных было 5 офицеров разных чинов. Ковры, домашняя утварь гергебильцев, разграбленные деникинцами, были разложены во дворе дома у авторитета даргинцев Зияутдина Кади, а гергебильцев пригласили опознать свои вещи и забрать их. В знак победы над «Крепким орешком» полковником Шокали куппинец Магдимагомедов Абдусалам произвел выстрел в сторону горы ЧIянкIа. В эти дни куппинцы, и стар, и млад, праздновали свою не первую победу над врагом.
Краткая запись победы куппинцев у Салтинского перевала воспроизведена мною по книге И.Омарова и Р. Сефербекова «Аул Куппа», г.Махачкала, 1996г. стр.22-29.
В этой книге приведены поименные списки участников этого сражения, имена погибших и оставшихся в живых. Но потери победителей были немногочисленны по сравнению с сотнями погибших и взятых в плен деникинцев. Людей, отдавших свою жизнь за Родину, называют шахидами, о них до сих пор у нас, в Куппа, поют песню, сложенную самим Зияутдином Кади. Вот несколько строк из нее:
Дургъбацев эбкаIйла-
БебкIа шагьидсе,
ГIебчIибле калгайла –
Хабар хуласе.
На сельском кладбище с.Куппа на могиле Ганцамагомедова Нажмутдина, одного из командиров конного отделения ополченцев, погибшего от рук врага, установлен высокий шест с разноцветными кусочками материи, и сегодня мои земляки, отдавая дань уважения ему, воителю веры, читают дуа, аяты и суры из Корана, низко склонив голову.
Ахмед Сиражутдинов