Он учит говорить красиво

Умение говорить правильно, произносить слова внятно дано многим, но далеко не каждому. Говорить четко и красиво на русском языке в такой многоязычной республике, как Дагестан, дело не простое. А ведь от того, как человек выскажет свою мысль, зависит многое. Недавно мы посетили интересное занятие в Дагестанском государственном педуниверситете, которое вел известный логопед Идрис Гаджиев. Светлый кабинет, доброжелательное лицо учителя, горящие любопытством глаза маленькой ученицы, старательно выполняющей упражнения, внимательные студенты, перенимающие опыт, – все говорило о рождающихся навыках красивой речи в человечке дошкольного возраста.

Логопед Идрис Гаджиев – заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ, кандидат педагогических наук.

Он автор более 100 научных трудов и публикаций, 10 монографий, среди которых: «Нарушение речи и восстановительное обучение при афазии», «Дизартрия и реабилитационная работа», «Коррекция речи при ринолалии», «Организация речевой деятельности при заикании», «Развитие речи в условиях двуязычия», «Нарушение письменной речи». Идрис Абдулаевич автор учебников: «Психология речи», «Неврологические основы логопедии», «Теория речевой деятельности», «Теоретические и методологические основы логопедии».  Работает на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ, а также логопедом в психологической службе ДГУ «Фактор». 

На протяжении многих лет  и по сей день Гаджиев преподает в Дагестан¬ском государственном педуниверситете «Психологию речи», «Логопедию», ведет рубрику в детском журнале «Лачин» («Со¬коленок»), публикует в журнале «Зурх1яб» («Радуга») повести и рассказы. Увлекает его и научная работа. Еще будучи студентом Московского вуза, на конкурсе студенческих на¬учных работ он занял первое место, и его работа была удостоена «По¬четной грамоты».

Он принимал участие на IV Всесоюзных педчтениях, организо¬ванных АПН СССР в 1976 г., куда были представлены 800 науч¬ных статей со всех регионов страны, из которых были удостоены публикации 65 работ. В их число попала и научная работа  Идриса Абдулаевича. В 1982 г. также состоялись его  научная статья «Неко¬торые особенности речевого развития детей в условиях двуязы¬чия» была награждена Дипломом МП СССР, АПН СССР и ЦК Проф¬союза работников просвещения, высшей школы и научных учре¬ждений. В 1988 г. вышла в свет статья «Коррекционно-логопедическая работа в респуб¬лике», представленная на VIII Всесоюзных педчтениях.

В 2003 году в Москве состоялась конференция молодых ученых, посвященная юбилею Р.Е. Левиной, куда были направ¬лены научные статьи из 32 регионов России. Из них удостоились печати и награждения дипломами, почетными грамотами и сер¬тификатами только 22 работы, в том числе три статьи под науч¬ным руководством Гаджиева Идриса.

В 2004 году в журнале «Логопед» он опубликовал статью «Расстройство письменной речи у детей младшего школьного возраста в усло¬виях двуязычия».

Идрис Абдулаевич не только прекрасный человек и грамотный педагог, но еще и спортсмен. Рос он очень слабым мальчиком и уступал своим сверстникам в росте и весе. Стал заниматься спортом с десяти лет. В двенадцать лет впервые высту¬пил на республиканских соревнованиях школьников и занял первое ме¬сто в беге на 200 метров. Это подстегнуло его к серьезным ежедневным тренировкам. Готовился к выступлениям по легкой атлети¬ке. В 16 лет на республиканских соревнованиях среди взрослых занял первое место в беге на 800 метров с результатом 2 минуты 15 секунд. Но больше всего его привлекал бокс, и он стал усиленно тренироваться, что не мешало выступлениям по легкой атлетике. Усиленно готовясь к соревнованиям, вскоре он опередил своих сверстников по всем показа¬телям физического состо¬яния. По метанию диска занял первое место с ре¬зультатом 39 метров, а по толканию ядра – 2- е место с результатом 12 метров 50 сантиметров.

Однако бокс полностью зах¬лестнул и завоевал его сердце. Пер¬вые успехи, болельщики, радость победы, осозна¬ние того, что стал чемпи¬оном, все больше затяги¬вали, и даже в зрелом воз¬расте не мог бросить, хотя родители и друзья были против.

— Во всем нужны упорство, стремле¬ние, труд неимоверный, разумный подход, и тогда успех будет сопутствовать вам, – говорит Идрис Абдулаевич.

Он создал программу, по которой тренируются многие молодые люди. Сотрудники о нем говорят как о прекрасном человеке, грамотном специалисте: у этого талантливого человека дела не расходятся со словом. Он не просто сотрудник, он настоящий друг, который всегда готов помочь каждому словом, делом. Он воспитал немало специалистов-логопедов. Идрис Абдулаевич энергичный человек, всегда в курсе всех событий как университета, так и республики. Не может он жить для себя, все заботится о других. Он живет по принципу «Живи для других и тебе воздаст Всевышний». Он очень многим больным после инсульта восстановил речь, многих вернул к полноценной жизни. Каждое лето к нему со всех концов республики приезжают за помощью. Приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов и навсегда остаются благодарными. Его благодарят многие родители детей, которых он избавил от речевых недугов, заикания, научил правильно говорить. Своим негромким голосом он проникает в детские души, учит их не только правильной речи, но и  видеть прекрасное вокруг, учит любить и ценить мир звуков. Пока есть такие люди, как Идрис Абдулаевич, хочется лучше работать. Он является примером всем молодым сотрудникам университета.

Самое главное занятие, которое отнимает у него больше всего сил и времени, а взамен приносит удовлетворение,- это работа логопеда.

-В жизни человека есть только одно дело, которое заполняет жизнь до краев, не оставляя места ни для сожалений, ни для раз¬очарований. Это дело — служение своей профессии, которая воз¬водится до уровня искусства и приносит служителю высшие ра¬дости, окупает любые жертвы. Он является как бы художником,  которому свойственны обыкновенные человеческие слабости.

Размышляя о жизни, Идрис Абдулаевич отметил:

— К сожалению, люди куда-то дели такое высокое чувство,  как любовь. Совершенная лю¬бовь может быть только высокой, а высокая любовь не ищет «бренной награды», любить следует не ради чувст¬венных услад, а самозабвенно. Любовь сама по себе является ве¬ликой наградой. Мучения, приносимые ею, сладки, а тоска, поро¬жденная ею, светла и чиста.

В работе педагога, как считает Идрис Гаджиев, главным яв¬ляется дисциплина. Дисциплина знаний — самая важная, обеспе¬чивающая успех его воспитанникам. Самодис¬циплина обеспечила ему успех и как педагогу, и как тренеру. Ему не занимать знаний, чтобы быть учителем, доброты — чтобы быть воспитателем, не занимать ему и здоровья, чтобы быть и тем и другим.

Каждое утро он идет на работу пешком по привычному маршруту, часто встречает тех, кому он помог, что его  вдохновляет на новые усилия в области знаний.

Одной из граней этого многосторонне развитого человека является художественное творчество. Он пишет и издает рассказы, стихи и мудрые мысли.

От сотрудников мы узнали, что скоро у Идриса Гаджиева день рождения, поэтому поздравляем его и желаем творческих успехов в нелегком труде, крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Нинав Гаджиева

Покорителю вершин

Карьеристу на то дана –
голова,
Чтобы сети мог из лести –
плести.
И вершины словно альпинист —
покорять.
 Но альпинист, взбираясь ввысь, —
знает низ.
А беда карьериста одна —
не видеть дна!

*****
Путь направлен в пустоту,
Где нет света, в темноту.
Впереди гарцует званье,
А за ним плетется знанье.

*****
Позабыл ты всех друзей, —
Пост важнейший заимев,
Но начальник ты плохой,
Если стал на нем глухой.

Задираться перестань —
Пост тебе на время дан,
Как машину напрокат —
Ты запомни этот факт!