Разные судьбы братьев

В жестокой схватке с фашизмом беззаветную преданность своему народу, любовь к многонациональной родине, героизм во имя тех, кто остался в тылу – отцов и матерей, братьев и сестер, детей, проявили в годы Великой Отечественной войны бойцы армии и флота, народного ополчения, партизаны.

В ходе этой войны из селения Куппа  Левашинского района на фронт было призвано 225 человек.  29 человек погибли в боях за Отечество, 65 — пропали без вести, 16 человек умерли в госпиталях от тяжелых ранений. Все остальные, кроме двух – Мирзалаева Магомеда и Тагирова Магомета – ушли из жизни по возвращении домой. Эти двое ветеранов живы, здоровы  и проживают в рабочем городе Каспийске, окруженные заботой государства и своих родных.

Газиева (Магомедова) Папа проводила на эту кровопролитную войну троих сыновей – Гази, Рамазана и Джамалутдина. Все трое братьев жили мечтой стать офицерами и послужить Родине. Но судьба улыбнулась только двоим, а старший брат Гази, по возрасту, уже семейный, не имел возможности идти навстречу своей мечте. Но на самом деле судьба Гази была очень трагичной. Через три месяца после начала войны  он попал в плен,  а по возвращении из плена – в советский лагерь.

Вскоре он умер в заключении на Севере. Роковая судьба старшего брата сказалась на судьбе среднего брата, Рамазана, уже к началу войны кадрового офицера Красной Армии.

В 1939 году Рамазан успешно заканчивает Краснодарское  кавалерийское училище  и направляется на службу в Монголию, где в районе Халхин-Гала  принимает самое активное участие в битве с японцами.

Сын кустаря-сапожника Рамазан Газиев дослужился до звания подполковника, пройдя всю войну с первого до ее последнего дня.  За мужество и героизм, проявленные в битве с фашистскими захватчиками, его дважды представляли к званию Героя Советского Союза. Но оба раза ему было отказано в высоком звании из-за братьев, находившихся в плену. В своей книге «Дорога на Гуниб»  историк, краевед Булач Гаджиев пишет: «В самые трудные минуты, не теряя хладнокровия, вел на врага бойцов куппинец Рамазан Газиев».

Подполковник   Р.Газиев был награжден орденом Ленина, Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны  I, II степени, Александра Невского, многими медалями.  

Раненый Р.Газиев в 1944 году был  направлен в Москву на курсы высшего командного состава, которые он успешно закончил.

Добродушный и всегда веселый Рамазан  тянулся к людям, сельчане и многочисленная родня отвечали ему тем же. Он любил танцевать цудахарский танец, играл на музыкальных инструментах.

По возвращении с войны работал военным комиссаром в Хасавюрте, Карабудахкенте, Гунибе и Сергокале. Выйдя в отставку, работал директором рынка №1 г. Махачкалы.

В той же книге «Дорога на Гуниб» очень интересно описывается, как куппинцы радушно встречали Героя войны Рамазана Газиева: «Дорога до дома почти в целую версту была устлана коврами, по которой он должен был пройти, а арка, сооруженная в честь него, была украшена кумачом и разноцветными лентами, какие в ту пору были редкостью».
Трагична и судьба самого младшего из братьев Газиевых — Джамалутдина. «Школу окончил успешно, но  дальше что?… В армию, стать кадровым офицером», — пишет в своей автобиографии семнадцатилетний парень.

«У парня была особая тяга к знаниям, учеба давалась легко. Но это был результат его упорного труда», — вспоминает о нем учившийся  с ним в Буйнакске в интернате горцев хаджалмахинец Ибрагим Муртузалиев. Он смело шел навстречу мечте своего детства — стать офицером и поступил в Бакинское военно-пехотное училище, и за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, 10 июня 1941, года получил погоны лейтенанта. Он знал и понимал, что мирный договор  с Германией – это фикция и очень скоро придется идти в битву с коварным врагом. Поезд вез его не на увеселительную встречу с друзьями, а на бой со страшным  и сильным врагом.

 В начале июля он прибыл на Крымский фронт, здесь шли бои с фашистами. Молодой лейтенант с двумя кубиками в петлицах получил под свое командование взвод 344 стрелкового полка 158 стрелковой дивизии 51 отдельной армии.
Дивизия занимала участок на Перекопском перешейке, и ему впервые довелось испытать боевой дух стрелков своего взвода. Враг был силен, превосходил в вооружении, в танках, авиации. Под натиском врага им пришлось отходить на Крымский полуостров. Взвод то редел, то, постоянно пополняясь, беспощадно громил врага. Вместе с бойцами мужал и креп молодой лейтенант, их командир.

В марте 1942 года после ранения и недолгого лечения  Д.Газиева назначают адъютантом командира полка, а еще через два месяца переводят помощником начальника штаба полковой разведки.

Яростные бои шли здесь, наша армия была не в состоянии удержать Крым, но боролась за каждый метр земли. Наши поспешно эвакуировались на Кавказ, но не всем удалось уйти. 24 мая 1942 года остатки 51 дивизии, обессиленные, без боеприпасов, не составляли угрозы  для врага и были взяты в плен. Джамалутдин, член ВКП (б) зарыл свой партбилет, военный билет и медаль «За отвагу», добытую в тяжелых боях, в землю.

Волею судьбы он оказался в концлагере Слободзея, не территории Румынии. Побег, еще побег, и все неудачно, оба раза предали стукачи. Прошел через новые фашистские лагеря. 24 августа 1944 в результате освободительной миссии, когда Красная Армия  вела бои за Румынию, войска освободили пленных и те прошли спецпроверку.

 Бывшего офицера Д.Газиева отправили во 2-ой отдельный штрафной батальон рядовым, чтобы «искупил свою вину» перед Родиной. Это было и своего рода испытание на стойкость и выдержку.  Их посылали на самые укрепленные позиции  врага, отступать не разрешалось под угрозой расстрела. Многие из штрафников были из числа бывших офицеров. Четыре дня шла борьба за одну из высот, и бывшие офицеры с честью вышли из этого боя, доказав своим служением преданность отчизне, своему народу. Многим из них, в числе их и Газиеву, вернули офицерские погоны.

Так, пройдя фильтрационный лагерь, он вернул доверие командиров, свое доброе имя и восстановился в звании. В этом четырехдневном сражении он был ранен. После излечения вернулся на фронт и продолжил воевать с врагом, не желавшим признать горечь поражения.

На территории соседней Венгрии он опять был ранен, но желание мстить врагу недолго задержало его в госпитале, и вскоре вернулся в свою часть и продолжил добивать фашистов.

Город за городом, село за селом  освобождали наши части в братской Венгрии.

13 апреля 1945 г. старший лейтенант Д.Газиев закончил войну в столице Австрии — Вене.

В сентябре 1945 г. Газиев вернулся в село с наградами  Родины – медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», с несколькими благодарственными письмами Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина в честь освобождения городов Мадьяровар, Дьер и Вены в том числе.

После жил в городе Буйнакске, работал военруком школы №5, где когда-то сам учился, работал на других должностях.  Похоронен в Куппа в одной могиле с братом Рамазаном.

Благодарные потомки и сельчане, посещая их могилу, читая дуа и аяты из Корана,  воздают хвалу и почесть героям войны — братьям Газиевым.

Ахмед  Сиражутдинов