Бурлият Ибрагимова

Недавно народная артистка Российской Федерации одна из прекраснейших звезд Дагестана Бурлият Ибрагимова отметила свой день рождения.  На небосклоне дагестанской культуры звезда Бурлият сияла в XX веке и продолжает сиять уже в новой эпохе — в XXI веке. Ее имя, овеянное громкой все¬российской славой, признанием и любовью пережило времена, сделалось легендарным.

И в то же время, перед нами живое чудо, загадка. Откуда взялась ее удивительная свобода дыхания, гибкость и ровность звуковедения, богатство тембров, артистизм и мастерство?

Мы разделяем, понимаем чувства тех, кто хоть однажды услышал этот волшебный, нежный, мяг¬кий, лирический, проникающий в самые глубины души голос, оставался в плену ее таланта навсегда. Вновь и вновь приковываясь к радио, по которому она пела полвека, к крутящимся ее пластинкам, а теперь уже дискам, на которых мелодии, вырываясь из окон домов, делали все вокруг общим пространством любви. Этот голос пел нам о печали разбитого сердца, о грусти первой и неразделенной любви, и о любви предан¬ной, которая дает человеку крылья, и о памяти тех, кто навечно остался на фронтовых дорогах, победу, по¬дарив нам, их наследникам — жизнь. Еще о том, о чем человек пока не разучился мечтать и о великой на¬дежде, которая поддерживает человека и умирает последней.

Певица двух эпох, она получила особенный дар, который подсказал ей секрет того, как не по¬пасть в ловушку времени, всегда оставаясь на гребне славы и любви. Очевидно, оттого, что сцена для нее была площадкой, на которой Бурлият открывала слушателям то, что они еще не знали.

Бурлият Акашимовна исполняла песни на аварском, даргинском, лакском, лезгинском, русском, татском, грузинском, армянском и на многих других языках Кавказа. Они стали географией ее души, когда выступала в Узбекистане, пела — на узбекском, в Татарии — на татарском и так во многих дру¬гих братских республиках советской страны.

Сегодня, когда мир стал открыт, многие дагестанцы, осваивая мегагорода, меняли свою географию. Они живут в разных точках мира. Теперь уже за рубежом, в местах их нового проживания, как необходимое напоминание о сохраненной любви и привязанности, звучат песни прежнего, дагестанского мира — песни Бурлият. В них поет и звучит сама жизнь, и они кажутся вечными.

Она доказала своей судьбой свое предназначение, исполнив и записав более 300 песен, теперь уже им потерян счет, но они живы во времени.

Ее лицо с портрета смотрит мимо,
Куда-то вдаль грядущего, светло.
И эта даль сегодня объяснима-
То нежной песни легкое крыло.
Певица смотрит, мило улыбаясь,
Приветствуя ее вдали рукой.
И соловей, от счастья заливаясь,
Принес мотив на крыльях песни той…
Она летит, теперь звуча в эфире,
Как солнца луч рассеивает тьму,
Та песня обещает счастье в мире,
И надо верить сердцу своему.
Летит она к родной своей равнине,
Вливая силы в душу земляка.
Вселяет всем надежду быть любимым,
По-волшебству проникнув нам в сердца.

Саида Муртузалиева