Философские размышления на свободную тему

Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения  к самой себе, она станет философией.
Френсис Бэкон  — английский философ, политический деятель.

Сталкиваясь по жизни с разными людьми, мы даем определенную характеристику их личностям: одних считаем непомерно гордыми, других — живущими достойно, являющимися примером для подражания и т.п. Но где же та грань, что может определить переход от достоинства к гордости?

Считается, что достоинство — осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу, а гордость — сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.

Я придерживаюсь позиции, что слово «достоинство» происходит от «стоить» (достоинство монеты), а «гордость» связана с почитанием себя стоящим чего-либо. Но достоинство оценивают не сами монеты, это люди дают им цену. Это, на мой взгляд, причина заблуждения людей, считающих себя достойными, хотя они это достоинство оценивают сами.

Чувство достоинства — это ощущение собственной реальной значимости. Хотя в этом подходе стоит учитывать и самооценку человека. Можно встретить бомжа, гордящегося, чувствующего свою важность от того, что он живет у теплотрассы Рублевского шоссе, и госслужащего среднего звена, который постоянно выслушивает упреки начальства и уже всерьез считает себя никчемным. Многое зависит от того, как себя преподнести, даже самому себе. Сюда впору слова французского писателя, мыслителя, моралиста Н. Шамфора, что в стране, где каждый силится чем-то казаться, многие должны  считать и действительно считают, что лучше уж быть банкротом,  нежели ничем.

То, что для одного является "чувством собственного достоинства", кому-то покажется излишней гордостью, и понятия эти, естественно, будут резать слух и внушать сомнения, тут нужно вспомнить, что всё зависит от принципа восприятия…

Человек с завышенной самооценкой склонен к гордости. В основе гордости лежит представление себя выше других и презрение к остальным, так как они "хуже". Гордость — это форма безумия. Такие люди не считаются с окружающими, считая своё мнение доминирующим, а действия — сугубо правильными. Но стоит им столкнуться с подобными себе, как они считают гордых людей выскочками, мыльными пузырями, что ничего на самом деле не представляют собой. Так и вульгарное стремление к равенству и справедливости — это всего лишь скрытое стремление ущемленной гордости (то есть зависти), стремление возвыситься, уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.

Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости.

Можно сказать, что гордость — это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке. Также на развитие гордости влияют ложные ценности, которые часто возникают, когда человек пытается оправдать свои недостатки и пороки, не находя сил что-то изменить.

Уважение и самоуважение гордости основано на признании и осознании ее достоинств, но уважение может пониматься не только как признание достоинств, но и как норма отношения к каждому человеку, как признание достоинства каждого человека в том, каков он есть, независимо от его причастности к престижным ценностям. Признание абсолютного достоинства каждого человека в том, каков он есть, безо всяких на то причин и условий — это признание равенства всех в праве на уважение.

Иоанн Лествичник (христианский богослов, византийский философ), пишет об эзотериках, упивающихся своей духовностью, непохожестью на окружающих, что подвижник, который гордится своим подвижничеством, сам себе делает двойную обиду: тело свое изнуряет, время тратит, а вознаграждения не получает.

Чем выше человек ставит (ценит) предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно — таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость. Иоанн Лествичник гордость очень красиво, аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека. А безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность оборачивается в человеке чувством собственного достоинства. Гордость — это самоуважение на превосходстве, а достоинство — это самоуважение на равенстве.

Мне понравилось высказывание, что чувство собственного достоинства — это когда ты идёшь над пропастью и не падаешь.
Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию. Ведь достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Зачастую мы можем столкнуться с фактом лжедостоинства, которое ведомо моралью не общенравственной, а характерной определенному кругу лиц, сообществу, например, воровское достоинство. Помимо такой трактовки «достоинства», человек может неверно охарактеризловать сие понятие в силу своей неграмотности, что бывает крайне часто и приводит к замене достоинства гордостью.

Рассматривая сущность гордости, можно придти к заключению, что гордость несомненно носит негативный характер. Но ведь и у гордости есть свои оттенки. Чрезмерная гордость перерастет в чувство гордыни, надменности. Так люди, испытывающие гордость на свою Родину, державу, могут со временем в своих взглядах дойти до нацизма. Гордыня — удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.   
Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет или тот же счет в банке. Гордость, в некотором роде, является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз свои слабые места, заставляя двигаться вперед.

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей, если собственными заслугами гордиться особо нечем).  Как говорил римский философ-стоик Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей — не сотвори себе кумира). Ведь кумир – всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся мы не кумиром, а собой в образе кумира. Или еще пример — родители переносят свою гордость на детей. Последним это ничего кроме вреда и комплексов не приносит. Потому что хорошего, когда родители какие-то свои не реализованные желания хотят воплотить через детей?

Достойным является тот человек, который живет и действует согласно своей совести и любви к ближним при любых обстоятельствах. И гордость здесь ни при чем. Человек достойный никого не считает ниже себя (как и выше, ведь подхалимство тоже является своеобразным проявлением гордости), и с каждым (и c бомжом, и с президентом) пребывает на равных.

Заира Асадова,
студентка отделения философии факультета психологии и философии ДГУ