Вот уже 70 лет на театральной сцене Дагестана живут, поют и плачут куклы. Театр кукол – рукотворный мир, созданный людьми, в котором продолжается извечная борьба Добра и Зла, расцветает Любовь и тлеет Ненависть, соседствуют Верность и Предательство. Искусство всех народов мира, сохранившееся веками, становится достоянием дагестанского зрителя.
В юбилейный год в богатой театральной шкатулке Даггостеатра кукол появился новый перл — спектакль для взрослых В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», работа над которым шла на протяжении нескольких месяцев. Хотя подготовка к нему, обдумывание и вынашивание планов длились не одно десятилетие. Высокопрофессиональная работа режиссера-постановщика Михаила Урицкого, приглашенного из Киева и создавшего в соавторстве с коллективом Даггостеатра уже третью постановку, представляет возможность значительно расширить его аудиторию. Теперь ведущий театр республики примет в своем уютном зале всех желающих прикоснуться к театральному искусству. Благодаря постоянному сотрудничеству с ведущими российскими и зарубежными режиссерами, активной гастрольной работе Театр кукол в год своего 70-летия живет полной жизнью, развивается и преподносит приятные сюрпризы дагестанскому зрителю всех возрастов.
Сюрприз удался. После просмотра спектакля «Сон в летнюю ночь» на ум приходят только эпитеты в превосходной форме, достойные выдающегося произведения классика. Атмосфера сказки и полусна, искусно уводящая зрителя в загадочный мир шекспировских тайн, прекрасно дополнялась декорациями и волшебной музыкой. Все – и маски актеров, изображающие горе и радость, и игра света, и легкая дымка – абсолютно все режиссерские находки сыграли верно и гармонично дополнили его замысел. Неземная грация завораживала и таилась во всем – в движениях, полутонах, эмоциях. Под чарующие напевы арфы на сцене ожили полубоги–полулюди, кентавры и сказочные существа, населяющие ночной лес.
Актерам удалось тонко и умело передать характеры героев, создав на сцене образы, рожденные классиком.
Шекспировские страсти не оставили равнодушными – зрителям довелось сопережить, познать вместе с его персонажами власть желаний: любви и равнодушия, чести, доблести и рассудка, мудрости и глупости, коварства и ненависти…
Восхитительно красиво в этом спектакле предстал танец главных героев в исполнении Жанны Ротовой и Рамзеса Алиева, зрителей порадовала игра Екатерины Касабовой.
Как сказал Наполеон Хилл, если вы пытаетесь раскрыть секрет успеха, прежде всего не рассчитывайте на чудо, потому что чудес не бывает. Но всякий раз на сцене театра кукол происходит оно – Чудо. И это как раз тот случай, когда мечты сбываются – художественный руководитель Даггостеатра кукол Аминат Яхъяева долгие годы вынашивала планы поставить спектакль для взрослых на сцене театра.
— Наконец сбылась моя мечта, — сказала Аминат Яхъяевна после сдачи спектакля. – Впервые я увидела эту постановку в студенческие годы в Риге в 1978 году. Это были незабываемые впечатления… Знакомство с драматургией Шекспира было настолько значимым в моей жизни, что именно она стала моей дипломной работой. Мне отрадно, что театр поднимает творческую планку, идет на опережение в своем репертуаре. Это Шекспир, и этим многое сказано. Спектакль пластичный, музыкальный, построен на игре черного и белого, во всем – утонченная легкость и простота. Но здесь нам удалось привнести свое, это угадывается и в изобразительном решении, и в постановочной мысли. Я благодарна Михаилу Яковлевичу за многолетнее плодотворное сотрудничество – он умеет главное: раскрыть в актере его многоплановость. А умение сочетать классику и современность – настоящий дар режиссера. Это большая удача для театра.
По словам режиссера Михаила Урицкого, спектакль – творчество коллективное. Он поблагодарил труппу Театра кукол за совместный труд на благо зрителя, отметил, что работать с замечательными профессионалами, в числе которых хореограф Тарият Капиева, композитор Рамазан Фаталиев – огромная творческая удача.
А нам, зрителям, стоит ожидать новых сюрпризов – сразу после премьеры шекспировской постановки режиссер приступил к работе над спектаклем «Гадкий утенок».
Сабира Исрапилова