Пожилой возраст приносит с собой большин¬ству людей обострение хронических и по¬явление новых заболеваний, системные нарушения, увеличение риска травм и ограничение физических возможностей. Как показывает практи¬ка, многие медицинские проблемы людей старше 65 лет связаны с несвоевременным реагированием на появление первых симптомов болезни, сложностями с самообслуживанием и соблюдением личной гигие¬ны. Не меньший дискомфорт приносит и обратная ситуация — когда развивается ипохондрия, а любой признак мнимой болезни вызывает панику и желание немедленно вызвать скорую помощь. Еще один усу¬губляющий фактор — эмоциональная угнетенность, которая может быть вызвана как одиночеством и свя¬занными с этим затруднениями в быту, так и мыслями о том, что человек превращается в «обузу» для род¬ственников, особенно в случаях, когда он не может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Существует несколько ва¬риантов избежать и нивели¬ровать возрастные ухудшения качества жизни пожилого че¬ловека — можно, например, перевезти его к себе (если вы живете отдельно), нанять си¬делку для лежачих больных или воспользоваться такой услугой, как дом престарелых. Дом престарелых — это не замена любви детей и вну¬ков, пожилой родственник по-прежнему остается частью своей семьи (в основном сюда попадают те, у кого по каким-то причинам не осталось родни). Просто с возрастом человеку требуется все больше меди¬цинской помощи и постоянный контроль врача. Если такое решение принято, то остается только достать путевку в Мини¬стерстве труда и соцразвития Республики Дагестан.
Более 30 лет функциониру¬ет дом-интернат для преста¬релых и инвалидов «Ветеран» в Махачкале, рассчитан¬ный на 106 мест. Сейчас там прожива¬ют 66 престарелых, из которых половину составляют инвалиды 1-й и 2-й группы, с хроническими обострениями, нуждающиеся в постоянном уходе. Самой стар¬шей из жительниц — Гюзельага Тагиевой 109 лет, она вполне транспортабельна, ухаживает за собой. Пообщаться с ней не удалось, не потому, что она не общительна, а потому, что она не знает русского языка, гово¬рит только на родном языке. Самой молодой в этом пансионате 46 лет.
Директор Мажид Мирзаев в доме для преста¬релых и инвалидов работает почти 10 лет и для своих подо¬печных делает все, чтобы им жилось хорошо. Часто выез¬жают в город, посещают музеи, ходят в театры, на концерты, летом не раз были на море. В этом году побывали в Дер¬бентской крепости и в Орехо¬вой роще Кайтагского района часто навещают родственни¬ков (обязательно с медицин¬ским сопровождением). Здесь отмечаются все праздники. Частыми гостями престарелых являются артисты Даггосфилармонии, знаменитый пианист Хан Баширов, Дом народного творчества, ученики Ленинкентской и дру¬гих школ.
Условия в современных до¬мах престарелых уже давно разрушили негативные представления об этих учреждениях. Постояльцам здесь предлага¬ются не только лечение острых и хронических заболеваний и уход за больными, но и опти¬мальные условия для комфорт¬ного проживания пожилого человека. Это специально по¬добранное меню, составленное и утвержденное институтом питания и диетологии в Москве, продуманная обстановка, обе¬спечение возможностей для прогулок на свежем воздухе, развлекательные мероприятия. Лежачим больным обеспечива¬ется постоянный уход, который включает в себя гигиенические и медицинские процедуры, функционирует физкабинет, массажный кабинет, ЛФК (все кабинеты оснащены современ¬ными аппаратами). Два раза в неделю предоставляет свои услуги парикмахер, ежедневно работает психолог, в кабинете которого каждый нуждающий¬ся и по желанию может полу¬чить помощь, релаксацию. Главное — чуткое и доброжела¬тельное отношение.
Старшая медсестра Асият Дукиева постоянно следит за состоянием здоровья своих пациентов, которые за 17 лет работы здесь стали для нее родными.
С большим удовольствием я побеседовала с обитателя¬ми дома. Они все очень любят слушать, а еще больше — чтобы слушали их. Вспоминают моло¬дость, яркие дни из прошлой жизни. Но в памяти 83-летнего Кушмета Османова всплывают лишь трудные, как военные, так и послевоенные годы: го¬лод, холод и… одиночество. Еще в раннем детстве он стал круглой сиротой, а его четверо старших братьев не вернулись с войны. В поисках куска хлеба он скитался по всему Союзу, в 14 лет попал в город Орджони¬кидзе, где его приютила, вос¬питала и вырастила совершен¬но чужая женщина, которую он до сих пор вспоминает, как родную мать. Кушмет Матакович 45 лет чабанил в ногай¬ских степях. Был женат, но не было детей. Жену похоронил и остался совершенно один. Так он и попал в этот гостеприимный дом. Не привык Кушмет Осма¬нов сидеть без дела, и здесь он помогает дворнику в уборке территории.
Другая история жизни у Саният Гамзатовой, уроженки Сергокалинского района. Она родилась в семье, где соблю¬дались все дагестанские тради¬ции и обычаи, но по воле судь¬бы, не всегда благосклонной к людям, и она живет здесь. Саният росла болезнен¬ной девочкой, перенесла мно¬жество операций. Работала на заводе «Дагзэто», была одной из передовых. Трудилась, не считаясь со своим временем и слабым здоровьем, потому что это было необходимо для Роди¬ны. Она пользовалась уважени¬ем сотрудников и начальства, получила множество почетных грамот. С работы ее отправили на повышение в Таганрог, а по приезду повысили в должно¬сти, она стала инженером-тех¬нологом — девушка с отличием окончила механический техни¬кум. Саният Абдуллаевна была способной со школьных лет и пошла бы дальше, но болезни, которые брали верх, не дава¬ли ей возможности сделать карьеру. В 21 год она вышла замуж, но и тут безжалостная судьба нанесла ей очередной удар: через полтора года муж погиб в автокатастрофе. Она потеряла не только мужа, который принял ее слабой, любил и берег как зеницу ока, но и еще не родившегося ребенка — единственное живое суще¬ство, на кого надеялась, когда осталась вдовой.
Сестра, чтобы не оставить Саният одну, взяла ее к себе. Но беда не приходит одна: произошла еще тра¬гедия в ее жизни — в доме слу¬чился пожар, Саният чудом осталась жива: врачи бились за ее жизнь, а после того, как ожоги зажили, ей под наркозом сделали многочасовую опера¬цию по пересадке кожи. Все это время, пока она лечилась в ожоговом центре, рядом с ней, как верная сестра, была врач-невропатолог Бася Михайло¬ва, та, что лечила ее, когда она лежала в отделении невроло¬гии РКБ. Теперь Саният стала еще больше нуждаться в по¬сторонней помощи. Несколь¬ко лет жила у брата, но Саният, посмотрев по телевидению передачу о доме престарелых в Махачкале, решила не быть обузой брату и его семье. По¬просила Б. Михайлову помочь в устройстве в дом-интернат, так как брат и слышать об этом не хотел.
О своем решении Са¬ният Абдуллаевна не жалеет. Несмотря на перенесенные жизненные испытания, она об¬щительна и жизнерадостна, и, возможно, поэтому ей здесь так уютно и комфортно. И еще потому, что ее часто навещает родня. В добром сердце этой женщины нет места для обид или горечи — она всем людям желает семейного счастья, ко¬торого было так мало в ее соб¬ственной жизни. Главное, — счи¬тает она, — ценить и беречь друг друга.
Как и у медали, у этого дома есть две стороны. С одной стороны, попадая сюда, не¬мощные и престарелые люди освобождаются от необходи¬мости готовить себе еду, осу¬ществлять уборку. Здесь они могут вместе проводить время за настольными играми, раз¬говаривать, гулять, смотреть телевизор…
Но в то же время здесь явственно ощущаешь грусть одиночества. Ведь у этих по¬жилых людей нет рядом лю¬бящих и внимательных детей и внуков. Нет истинных род¬ственных отношений, улы¬бок, тепла, так необходимых человеку преклонных лет. Конечно, не каждый из детей может быть для своих роди¬телей сиделкой, нянькой и медсестрой в едином лице. И, возможно, что лучше оказать¬ся на попечении государства, чем изо дня в день выслуши¬вать недовольства и упреки неблагодарных детей.
И все же старые люди словно дети — они верят в чудо и мечтают когда-нибудь вновь оказаться в теплом доме, со¬гретом неподдельной любо¬вью родных сердец, радостью и детским смехом…
Нинав Гаджиева