О недопустимости использования средств массовой информации для пропаганды наркотиков и курительных смесей говорили на прошлой неделе в Управлении Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Дагестан.
Организаторами встречи выступили Наркоконтроль и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) России по Дагестану. Участие в обсуждении приняли исполняющий обязанности руководителя УФСКН РФ по РД Энрик Муслимов, руководитель пресс-службы управления Ширинбек Шихабидов, специалист-эксперт Роскомнадзора по Дагестану Айшат Абдуллаева и представители республиканских средств массовой информации.
Сегодня наркоситуация в Дагестане, да и по всей стране, остается сложной. Есть наркотические средства, которые реализуются на территории республики стабильно: одни произрастают здесь, другие завозятся из других субъектов РФ и из-за границы. С этим ведется активная борьба, кроме того в Дагестане ведется работа по выявлению наркопритонов. Во многих районах устанавливаются так называемые наркоящики, куда анонимно должна поступать информация о тех, кто продает запрещенные вещества. Однако население республики ведет себя пассивно.
Открывая встречу, Энрик Муслимов отметил, что сегодня есть много способов распространения наркотиков, одним их которых является интернет. «Сетью пользуется большое количество молодых людей, чем и пользуются наркоторговцы.
Все знают, что именно через интернет распространялись курительные смеси «Спайс». Два года назад на территории республики появился новый наркотик – дезоморфин. Его технологию изготовления дагестанские наркопотребители узнали именно из интернета. Сегодня можно говорить о том, что дезоморфиновая наркомания в Дагестане распространяется с катастрофической скоростью. Поэтому принято постановление о рецептурном отпуске кодеинсодержащих препаратов», — отметил он.
Муслимов также добавил, что преступления, совершенные посредством интернета, тяжело документировать. Также сложно определить и самих интернет-преступников. «Это возможно, но очень тяжело и требует значительных ресурсов. Есть и правовая проблема – отсутствует уголовное наказание за пропаганду употребления наркотиков. Наша служба, в частности, предлагает внести изменения в УК РФ, которые предусматривают уголовное наказание за пропаганду наркотиков».
Ширинбек Шихабидов остановился на вопросах освещения темы наркоборьбы в СМИ. Было отмечено, что на одно из первых мест государственной антинаркотической деятельности вынесена организация информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступлений. Особое место в этой работе отводится СМИ. Телевидение, газеты, радио, интернет-СМИ должны занимать четко определенную антинаркотическую позицию, рассматривая наркотики как социальное зло, как угрозу национальной безопасности страны.
«Подростки черпают первичные знания, в том числе и о наркотиках, в средствах массовой информации. Некоторые СМИ активно пропагандируют на своих страницах так называемую заместительную терапию. Речь идет о лечении наркозависимых лиц метадоном, который входит в список наркотических средств, запрещенных в РФ. Он является более сильным наркотиком, чем героин, и стоит гораздо дороже, а лечить таких наркозависимых наркотиками невозможно», — сообщил он.
Айшат Абдуллаева ознакомила журналистов с предупреждениями, вынесенными Управлением редакциям СМИ за нарушение статьи 4 закона о СМИ (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации). В 2010 году их было 5, а с начала 2011 уже 6, и здесь присутствуют и интернет-издания.
По ее словам, некоторые работники масс-медиа допускают ошибки в своих материалах о наркотиках. В отдельных текстах можно найти скрытую пропаганду запрещенных веществ. Более того, некоторые публикуют статьи, в которых и вовсе описывают пользу наркотиков. Надо же!?
Рамина Насреддинова