Довольно простая истина, что, изучая и осмысливая прошлое, мы лучше понимаем настоящее и получаем что-то нужное современным специалистам воплощение. И это видно на конкретном примере жизненного и научного пути Джалала Мирзоевича Мамед-Заде. Наша Академия «Каспий» посвятила ему семинар с учителями технологии Махачкалы и Каспийска. И там оказались люди, которые в свое время были учениками Мамед-Заде и тепло о нем отзывались.
С кем мне не пришлось беседовать о Джалал Мирзоевиче, говорили о нем как о подлинном подвижнике науки, отмечали его организаторские способности.
…Он ничего заранее не утверждал, не торопился с выводами. Он всегда сомневался, иногда себя опровергал, он пытался докопаться до истины. В нем всегда нервно бился пульс исследователя. Он был человеком дела – упорным и настойчивым. Поставит перед собой цель – на полпути не остановится. Эти ежедневные дела, большие или маленькие, затем сливались в одно большое, которое для Джалала Мирзоевича стало смыслом жизни.
Как декан, он не превратился в бездушного администратора, а оставался человеком, близко принимающим к сердцу проблемы сотрудников. Он никогда не отпускал душевное тепло по рецепту. Ему не нужна была долгая жизнь, купленная ценой равнодушия.
В интернете мне попалось короткое воспоминание о Мамед-Заде его бывшего подопечного, студента инженерно-строительного факультета ДГУ, а ныне известного архитектора В.Бесолова, который отозвался о высоких человеческих и деловых качествах Мамед-Заде.
Это же подтвердил его бывший коллега по работе и друг нынешний директор Института непрерывного педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор Магомед Хайбулаев. Вот как он вспоминает о Мамед-Заде: «Его можно было видеть разным – взволнованным и напряженным, обрадованным и грустным. Он был естественным во всех своих проявлениях. Он к нам пришел в 1982 году, его назначили деканом индустриально-педагогического факультета. И нам было его с кем сравнить. Дело в том, что до Джалала Мирзоевича к нам был приглашен на должность декана специалист из другого региона, но он не смог найти контакт с людьми. Тогда партийная организация попросила ректора Ахмеда Магомедовича укрепить факультет. И к нам из политехнического института перешел Мамед-Заде, ведь инженерно-строительный факультет из ДГУ был переведен в «политех», поэтому специалисты, которые были необходимы ДПИ, находились именно там.
Когда он к нам пришел, то привел сюда из «политеха» хороших специалистов – Арслана Хаппалаева, Абдулу Абдулаева. Среди воспитанников в науке можно назвать Абдулу Бабаева. В течение короткого времени он смог организовать работу, взаимодействие между людьми, сплотить коллектив, выдвинуть задачи, которые надо было решать только совместными усилиями. При этом он был доброжелательный, располагающий к себе руководитель. У него было прямо-таки «отеческое» отношение к студентам.
Имея большой опыт руководителя, он, как мы сегодня говорим, нащупал точки роста. После ухода Ахмеда Магомедовича в ДГУ, он перешел заведовать кафедрой общетехнических дисциплин. Удивительно, но у него не было ни капли зависти, той черной зависти, которая съедает человека изнутри. Он искренне радовался успехам коллег. И люди видели его всегда неизменно приветливую улыбку.
У меня с ним были весьма дружеские отношения. Когда ему исполнилось 70 лет, мы устроили настоящий праздник. Подарки, которые ему преподнесли студенты, были сделаны их руками, что Джалала Мирзоевича особенно обрадовало. Он был так растроган, что вместе с заведующим кафедрой культурологии Джонридом Ахмедовым исполнил песню.
При нем я вырос от старшего преподавателя до заведующего кафедрой. Потом он сам стал заведовать кафедрой».
Пусть ожившие воспоминания послужат приобщению читателя к познанию жизни и творчества этого удивительного человека, ученого с большой буквы – Джалала Мирзоевича Мамед-Заде.
Эдуард Эмиров,
советник директора Академии «Каспий»,
заслуженный работник культуры РД