В ДГПУ Институт непрерывного педагогического образования и Академия «Каспий» провели заседание круглого стола по теме развития системы дополнительного образования детей.

С приветственным словом к собравшимся обратился директор Института непрерывного педагогического образования, профессор ДГПУ Магомед Хайбулаев, который пожелал участникам заседания плодотворной работы и выработки конкретных рекомендаций. Затем со вступительным словом выступил директор Академии «Каспий», профессор Магомед Абакаров.

Он напомнил, что предыдущий круглый стол состоялся 28 февраля 2022года в Академии. Тогда мероприятие было посвящено известным педагогам художественного образования — композитору, заслуженному работнику культуры РД Ефиму Островскому и заслуженному деятелю искусств РД Юрию Ханжову, который в том числе работал в ДГПУ. Тогда выступили те, кто сотрудничал с этими людьми, они говорили о творческом и жизненном пути Островского и Ханжова, отметив, что они были выдающимися деятелями культуры Дагестана, внесшие заметный вклад в художественное и эстетическое образование и воспитание детей. Сегодняшний круглый стол посвящен памяти выдающихся деятелей культуры и педагогов Дагестана — композитору Готфриду Гасанову, художнику Муэддину-Араби Джемалу и скульптору Аскару Сарыдже, которым в нынешнем году исполняется 125 лет.

По мнению Абакарова, дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения и призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений, которые в том числе присутствуют на проходящем круглом столе, новых знаний. Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей. Следует обратить внимание на информационную, методическую и организационную поддержку, обеспечивающую обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей.

Выражаю надежду, что пришедшие на нынешнее заседание руководители учреждений дополнительного образования, а также ученые-педагоги, будут говорить о наболевшем и подойдут к рассмотрению проблем с разных сторон, а результаты обсуждения будут доведены до тех должностных лиц и организаций, которые имеют инструменты реализации всех конструктивных предложений.

До недавнего времени сфера дополнительного образования финансировалась по остаточному принципу. Сейчас стало больше уделяться внимания этой сфере. Появляются современные центры с новыми технологиями, новыми возможностями. Следует эффективно использовать различные формы дополнительного образования, как в рамках образовательных учреждений, так и в рамках отдельных организаций дополнительного образования. Вместе с тем, проблем в этой сфере немало.

Также он обратил внимание на важность контроля качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов, создания условий конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг, обеспечения инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования.

Магомед Идрисович отметил, что материалы «круглого стола» будут опубликованы в средствах массовой информации, и, к которым надо обратиться с предложением: создавать в СМИ новый имидж дополнительного образования, соответствующего его высокому ценностному статусу в современном информационном гражданском обществе; показывать позитивный образ современного молодого педагога как носителя творческого потенциала, владеющего знаниями и компетенциями, самостоятельно формирующего свою жизненную среду, участвующего в решении задач социальной и культурной жизни.

Перед началом обсуждения заявленных вопросов был показан сюжет из телепередачи о трех корифеях дагестанского искусства — композиторе Готфриде Гасанове, художнике Муэддине-Араби Джемале и скульпторе Аскаре Сарыдже.

Обращаясь к участникам круглого стола, директор МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» Кировского района Махачкалы Альбина Ботвина говорила конструктивно и по-деловому, продемонстрировав, что знает о предмете разговора не понаслышке, так как работает в этой сфере вот уже 30 лет. По ее мнению, в законе об образовании акцент делается на дополнительном образовании в общеобразовательных учреждениях. Но ведь сегодня молодому человеку важны не только общие знания по предметам, которые он приобрел в школе, но и знания, приобретенные в сфере дополнительного образования. Тогда эта будет социализированная личность с лидерскими качествами, которая обладает навыками общения с людьми, умеющая вести дискуссию.

Ботвина подняла важную тему подготовки педагогов дополнительного образования и оплаты их деятельности. Самые низкооплачиваемые педагоги – это те, кто работает в сфере дополнительного образования. Дополнительное образование должно занять подобающее место в системе образования.

Лариса Побежимова — директор МБУДО «Центр Эстетического воспитания «Радуга»; Гамзат Гусейнов — директор Мамедкалинской художественной школы Дербентского района, заслуженный деятель искусств РД; Гаджи Ибрагимовначальник отдела модального центра МО РД; Амирхан Магомедовдиректор Выставочного зала Союза художников РД, народный художник РД; Аминат Мунчаева — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, начальник отдела дополнительного образования института непрерывного педагогического образования ДГПУ; Раисат Сулейманова — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ДГПУ; Разитта Гаджихановазамдиректора по науке Республиканского лицея для одаренных детей, кандидат искусствоведения; Патит Шахназарова — и.о. завкафедры музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования ДГПУ; Гаджи Ибрагимовначальник отдела Центра «Альтаир», обладатель грантов Главы РД; Хан Баширов — Председатель Союза музыкантов РД, заслуженный деятель искусств РФ, Почетный гражданин Махачкалы, Лакского и Ахтынского района; Зарема Гаджиева — кандидат педагогических наук, доцент, декан музыкально-педагогического факультета ДГПУ; Замира Магомедова — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ДГПУ; Диана Гасанова — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ДГПУ; Разият Магомедова — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ; Омархан Омаров — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ДГПУ; Идрис Идрисов — педагог Центра развития «Альтаир» поднимали темы — взаимодействия государственных и частных учреждений образования, вопросы о способах реализации поставленных концепцией модернизации системы дополнительного образования задач, проблемы финансового и правового обеспечения этой сферы, необходимости его государственной поддержки. В качестве ключевой проблемы, влияющей на качество дополнительного образования детей, отмечалась неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений этой области образования. Многие выступившие транслировали собственный опыт по развитию дополнительного образования. В ходе заседания состоялась оживленная дискуссия по проблемам повышения качества развития дополнительного образования, в которой активное участие приняли: Магомед Хайбулаев, Магомед Абакаров, Гамзат Гусейнов, Лариса Побежимова.

В резолюции участников круглого стола отмечалась необходимость осуществлять партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи в управлении сферой дополнительного образования, сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования: использования в образовательном процессе культурного наследия и традиций народов Российской Федерации и Дагестана в том числе роли патриотического воспитания в дополнительном образовании.

Также обращено внимание на важность контроля качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов, создания условий конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг, обеспечения инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования.

 

Эдуард Эмиров