В 2020 году на карте Агульского района Дагестана появилась новая достопримечательность – Народный мемориал защитникам аула Рича от ордынского нашествия в 1239 году. Стилизованная девятиметровая башня, мастерски выполненная из местного сланца, стоящая на постаменте, стала одним из самых ярких архитектурных акцентов территории новостроек легендарного аула. Я как представитель газеты, присутствовавший на его торжественном открытии, совсем недавно на фотографиях заметил, что на фасаде Мемориала появился дополнительный элемент желтоватого цвета, похожий на венок.
За комментарием мы обратились к непосредственному организатору работ по возведению Мемориала, писателю и краеведу, Насруллаеву Алаю Рамазановичу.
Алай Рамазанович, ас-саламу алейкум! В последнее время на фасаде Мемориала, посвященном защитникам аула Рича от монголо-татарских завоевателей, появился какой-то новый элемент. Если честно, мне показалось это архитектурным излишеством, кажется, он там не уместен. Вы, как человек, руководивший его строительством, не смогли бы прокомментировать это новшество? Может это предусматривалось изначально?
– Ва-алейкум ас-салам! По сути, заданного Вами вопроса о внезапном появлении нового элемента на фасаде Мемориала защитникам аула Рича. Это вопрос не только о нарушении архитектурной целостности, но и о неуважении к памяти героев и к самому понятию исторического наследия. Речь идёт о металлической конструкции, напоминающей венок, которая совершенно неожиданно появилась на памятнике. У этой затеи нет мудрых советчиков и слабые исполнители. Это грубое вмешательство в конструктивный ансамбль, задуманный и реализованный как гармоничное и целостное произведение искусства, выражающее глубокое уважение к событиям и людям, чью память он увековечивает.
Первоначальный проект Мемориала был тщательно проработан. Каждый элемент, каждая линия, каждый материал – всё было выбрано с учётом исторического контекста и с целью создания произведения, достойного памяти защитников аула. Архитектура памятника – это не просто набор камней, это застывшая поэзия мужества и самоотверженности. Это символическое воплощение героического противостояния, сочетающее в себе градостроительное решение и глубокий эмоциональный подтекст. Каждый элемент композиции несёт свою смысловую нагрузку, и внезапное появление так называемого «венка» грубо нарушает эту продуманную гармонию, внося диссонанс в общее восприятие ансамбля и искажая его первоначальный замысел.
Здесь, хочется подчеркнуть, что все разумные замечания, пожелания и предложения жителей аула, за счет средств которых реализован этот проект, по совершенствованию архитектурного облика памятника, были учтены в процессе его строительства. По сути, он стал коллективным кенотафом храбрым борцам, целый месяц оборонявшим Рича.
Теперь, благодаря этому несанкционированному дополнению, место памяти, призванное вызывать чувство гордости и скорби, выглядит искажённым, как будто кто-то попытался нарисовать усы на картине Моне Лизе. Это не просто «украшение», это насилие над историей, над эстетикой, этот акт девальвирует подвиг защитников, принижая его до уровня случайного дополнения к уже существующему памятнику.
Мотивация авторов этого «украшения» остаётся невыясненной, но утверждение о благих намерениях звучит неубедительно. Даже если цель состояла в выражении дополнительного уважения, способ его достижения был выбран крайне неудачно и свидетельствует о вопиющем непрофессионализме и, что еще хуже, о пренебрежении к тонкой работе строителей, самобытных художников, создавших Мемориал. Это поверхностный подход, не учитывающий культурную ценность и архитектурную целостность комплекса. Это не уважение к истории, а попытка самоутверждения за счёт мнимого творчества. По моему глубокому убеждению, никому нельзя терять лицо, пытаясь сделать имя…
Текст на самой металлической конструкции также вызывает вопросы. Его содержание неясно, не соответствует историческому контексту и выглядит как случайное дополнение, лишённое смысла и не имеющее никакого отношения к героической обороне аула. Это ещё одно подтверждение непродуманности и небрежности всей этой «затеи». Создаётся впечатление, что установка этого элемента была осуществлена без какого-либо плана, без понимания глубины исторического события, которому посвящён памятник.
В итоге, появление этого «венка» – это не просто архитектурное нарушение, это проявление невежества, пренебрежения и крайней некомпетентности. Такой подход недопустим. Это не только бестактность, но и глубокое оскорбление памяти героев. Восстановление первоначального вида Мемориала – это не просто вопрос эстетики, это вопрос морали и уважения к истории.
В данном случае, контраст между долговечностью камня и недолговечностью металла символичен. Камень, из которого построен Народный мемориал, пройдет сквозь века, храня память о героической обороне Рича. А металлический венок, подверженный коррозии, рано или поздно разрушится и исчезнет, оставив после себя лишь следы неумелого вмешательства. Возможно природа сама восстановит справедливость, устранив инородный элемент и вернув мемориальному ансамблю его первоначальный облик.
Однако этот инцидент должен служить ричинцам напоминанием о важности бережного отношения к памятникам истории, религии и культуры региона, необходимости пресекать любые попытки их несанкционированного изменения.
Все-таки, возвращаясь к теме мемориала, читатели интересуются, ведь не секрет, что в новое время «монументальная политика» в большей степени опиралась не на древние, а на актуальные, недавние события с шагом, примерно, в 100 лет. И вдруг – Мемориал, посвященный защитникам Рича в 1239 году. События почти 800-летней давности.
— Сколько бы ни прошло времени, но оно над памятью не властно. Люди и власти в разные времена отдавали дань памяти своей начальной истории. Память о прошлом для своего сохранения и воспроизведения имеет свое символическое воплощение в материальных символах, одной из форм фиксации, которой является монументальная скульптура. Учитывая, что, как правило, памятники редко возводились без участия властей, монументальная политика тесно связана с официальной исторической политикой. В данном, конкретном случае, муниципальные власти были солидарны с нашей идеей сооружения мемориала, но дистанцировалась от участия в ее реализации. Это было сопряжено с тем, что для воплощения идеи необходимо его финансирование, как на стадии проектирования, так и в процессе стройки. А на тот период такими средствами муниципалитет не располагал. В свою очередь мы понимали промедление возведения мемориала – эта уже начало забвения самой идеи. Поэтому мы обратились к населению, и оно нас поддержало.
Но, кто-то должен был координировать все работы по его возведению. Эту ответственность взяло на себя «Культурно-просветительское общество «РИЧА». Поверьте мне, работы было много. Тут и отбор проекта, и согласование места его возведения, и кропотливая работа со строителями, и вопросы материального и технического обеспечения, и индивидуальная работа с населением с целью их привлечения к осознанному финансированию стройки. Кроме того, ведение рекламы в социальных сетях, участие, в различных дискуссиях, спорах о возводимом объекте. Не секрет, были и такие люди, которые хотели посеять сомнение в ричинских рядах, раздробить общество и тем самым сорвать строительство. К счастью, люди быстро осознали их пагубное влияние… Конечно, все это угнетало, но мы выдержали, выстояли. Пять лет назад мы его торжественно открыли.
В целом, создание мемориала защитникам Рича стало сложным, но невероятно воодушевляющим проектом. Он стал ярким примером того, как общественная инициатива, подкрепленная настойчивостью и верностью идее, может преодолеть любые препятствия на пути к достижению поставленной цели. Мемориал стал не просто памятником, а символом памяти, уважения и единения всех жителей аула. Он напоминает о важности сохранения исторической памяти и о том, что даже события прошедшие столетия назад способны влиять на настоящее и будущее. И в этом – глубокий символизм и значимость созданного нами Мемориала.
Всего Вам доброго, Алай Рамазанович!
Беседовал Гусейн Кабардиев