Сердечный доктор

Наше досье:

Алигаджи Абдуллаевич Абдуллаев родился 21 марта 1945 года. В 1971 году окончил Дагестанский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело».

С 1971 по 1974 годы работал по направлению врачом-терапевтом и кардиологом в Тульской области. В 1975-78 гг. проходил целевую аспирантуру по кардиологии в г. Москве.

Кандидатскую диссертацию, посвященную нарушению реологических свойств крови при пароксизмальных аритмиях сердца, защитил в 1979 году в Институте кардиологии им. А.Л. Мясникова.

В Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ) работает с 1978 года по настоящее время. В 1992-1994 годах проходил докторантуру в Российском государственном медицинском университете им. Н.И. Пирогова.

В 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук, посвященную плазмаферезу и плазмосорбции при инфаркте миокарда в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (научный руководитель по кандидатской и консультант по докторской диссертациям – проф. В.А. Люсов). С 1995 года заведует кафедрой кардиологии скорой медицинской помощи и общей врачебной практики ФГБОУ ВО «ДГМУ» Министерства здравоохранения РФ. Проводит последипломную подготовку врачей по специальностям: кардиология,скорая медицинская помощь, , общая врачебная практика и функциональная диагностика.

Подготовил девять кандидатов и одного доктора наук, создал школу кардиологов и общей практики (семейных врачей) для Дагестана.

Заслуженный врач и деятель науки Республики Дагестан. Член Экспертного совета по кардиологии МЗ РФ. Отличник здравоохранения России. Почетный кардиолог России. Лауреат премии Российского кардиологического общества «За выдающийся вклад в образовательную деятельность в области кардиологии».

 

В словарях слово «сердечность» определяется как качество характера, основанное на склонности к сокровенной душевной привязанности. Именно оно больше всего отражает глубинную суть моего замечательного собеседника.

Алигаджи Абдуллаевич – из тех редких людей, общение с которыми приподнимает над суетой, наполняет живительным теплом.

Сияние седины над молодыми бровями, внимательный взгляд с лукавинкой, бодрая походка и четкая речь. Помилуйте, какие восемьдесят?

Сдается мне, Время не просто щадит, а искренне любит его, не ложась на плечи тяжким грузом лет.

 

Алигаджи Абдуллаевич, помните, строки поэта «я люблю тебя жизнь». Они о вас как будто написаны.

— Да. Я жизнелюб. Причем всегда ощущал, что это чувство – взаимно. Иначе как горский мальчик, не имевший «спины» сумел бы исполнить свою мечту?

 

Когда вы поступали в Дагестанский государственный медицинский институт, какой был конкурс?

— 1200 человек на 200 мест. Шел 1962 год. Я приехал с золотой медалью, но в ту пору она никаких преимуществ при поступлении не давала. Сдавал все экзамены на общих основаниях. Набрал больше всех баллов.

 

Вы были самым юным из абитуриентов. Но не только возрастом отличались от них…

— К этому моменту я уже успел получить среднее исламское образование. По тем временам это была редкость. А я с четвертого класса изучал Коран, по вечерам, после уроков. Наибольший вклад в мое духовное образование внесли известные арабисты из села Гаквари Цумадинского района Сажид и Абдулмуслим. Мой дед по матери из этого же села тоже был арабист.  Вот как пишется мое имя на арабском (выводит строчку вязью).

 

Но вам же эти знания могли как помочь, так и помешать, учитывая особенности эпохи.

— Вы правы. Так и получилось. Предложили мне стать врачом и одновременно разведчиком, но я наотрез отказался. Сказал, что только врачом себя вижу. И когда на третьем курсе меня отправили в армию, понял, что это было сделано и для того, чтобы я принял правильное решение.

 

Ваш характер, наверное, и в армии пришелся ко двору.

— Служил я три года в Латвии, г. Лиепая. Представляете, оказался там командиром отделения, состоявшего только из девушек. Умение играть на аккордеоне тоже пригодилось. Кстати, и в вузе оно меня выручало, участие в художественной самодеятельности сделало меня одним из любимчиков ректора Максудова, впоследствии направившего меня на учебу в аспирантуру. Я там один был «от сохи». Остальные – дети состоятельных, влиятельных родителей.

 

Вы с красным дипломом мединститут окончили?

— Нет, все пятерки были, а на государственных экзаменах  один профессор, преподаватель философии, «зарубил» меня и еще других отличников. Поставил нам всем тройки, четверки. Не знаю до сих пор, по какой причине. Никакого конфликта с ним у меня не было.

 

Да вы  вообще , похоже, человек не конфликтный…

— Доброта у меня от мамы. Ее родовое селение – Верхнее Гаквари. Там люди славятся своей доброжелательностью, душевностью.

 

А от папы какое качество?

— Отец из селения Кенхи Шароевского района Чеченской Республики. Он обладал практической сметкой, умел делать многое по домашнему хозяйству, тщательно анализировать события. В какой-то мере это мне тоже передалось.

 

Семью когда вы создали?

— На четвертом курсе женился. Свою избранницу Зайнаб я приметил еще когда мы учились в школе. Я на четыре года старше. Как вернулся из армии, сам пошел к ее родителям и попросил ее руки. Чтобы содержать нашу маленькую семейную ячейку, брал дежурства на скорой помощи. В 1970 году родился наш сын Мурад. Сегодня он – экономист по образованию. Все бытовые трудности преодолевали вместе с женой, она мой надежный тыл.

 

Кого из своих наставников хотели бы отметить?

— Имена наставников с благоговением повторяю всю жизнь: профессора Магомед Хархаров, Нариман Казанбиев, Хайрудин Гаджиев, Ахмед Хасаев, Сагадулла Абусуев,  Аскандар Масуев, Ибрагим Шамов,  и другие.

Помню свое восхищение профессионалами, которые всегда проявляли интерес к применявшимся высоким технологиям, следовали самым последним рекомендациям и медицинским разработкам и в то же время не забывали про индивидуальный подход к каждому пациенту.

 

А почему вы решили стать кардиологом? Чем вас «зацепила» именно эта медицинская специальность?

— Я выбрал кардиологию, потому что сердечно-сосудистые заболевания — самая распространенная и одна из наиболее острых проблем в медицине. Кардиология часто связана с неотложными состояниями. Просто хотелось быть нужным.

Всегда понимал, что это мое. Динамичное, интересное направление, требующее незаурядной эрудиции и высокого уровня эмпатии. Чтобы лечить сердца других, нужно и самому иметь большое сердце.

 

Оправдались ли ваши ожидания от профессии?

— Полностью! Более того, реальность их даже превзошла. Моя работа — это одновременно и моя цель. А это большое везение и счастье.

 

Что нужно, чтобы стать хорошим врачом?

— Постоянно учиться, читать, перенимать опыт. Главное для врача — любить людей, искренне им сопереживать. Всегда следовать принципу «лечить не болезнь, а больного». И я стараюсь привить эту позицию молодым врачам, ординаторам.

Необходимыми для врача качествами считаю порядочность, человечность, доброту, бескорыстие, постоянный интерес к обучению и развитию.

 

Как складывается ваш обычный день?

— До 11 часов читаю лекции. Потом — в поликлинику № 4 и в отделение, где базируется моя кафедра и клиника для больных кардиологического профиля. Происходит обсуждение состояния больных, строится дальнейшая тактика, формируется индивидуальный план лечения и график. Такой подход к ведению пациентов позволяет с первых дней пребывания больного в стационаре выработать наиболее оптимальную тактику его ведения.

Дальше — обходы, осмотры, консультации. Параллельно в ежедневном режиме происходит изучение медицинской литературы: результатов новых исследований или рекомендаций.

Глубоким вечером отвечаю на звонки друзей и знакомых с просьбами помочь в обследовании и лечении близких людей. В выходные — тоже работа на телефоне, решение неотложных вопросов. И совсем немного времени на семью. Ведь врач — это не просто работа и призвание, а образ жизни…

 

Алигаджи Абдуллаевич, что вас сейчас больше всего радует в дагестанской медицине? И какой вы видите медицину будущего?

— Радует широкое внедрение по всей республике высокотехнологичной медицинской помощи, растущий профессионализм врачей. А что касается будущего кардиологии, то, учитывая широкое распространение сердечно-сосудистых заболеваний, полагаю, что огромное значение необходимо придавать профилактике. Высокие технологии, миниинвазивные кардиохирургические операции и мультидисциплинарный подход — это, на мой взгляд, и есть будущее кардиологии.

 

Для вас медицина — это наука или искусство?

— Безусловно, в наш век доказательной медицины основа — это наука, и, конечно, практика. Но это и искусство. Сердце кардиолога, реагирующее на состояние здоровья пациентов, можно сравнить с руками художника, и порой необходимость быстрого поиска решения (даже иногда в обход традиций) ради выхода из сложной ситуации и спасения чьей-то жизни — требуют от врача больших творческих способностей.

 

Сегодня во многих медицинских отраслях применяется мультидисциплинарный подход…

— На мой взгляд, как в медицине, так и в кардиологии невозможна изолированная работа, и чем сильнее команда и больше взаимодействие между врачами, тем более многосторонним, качественным, а главное, правильным будет подход к ведению пациента. Для меня, как для руководителя клиники, результативность — это основная цель. Горжусь нашей командой из сотрудников кафедры и врачей отделений – своими учениками-единомышленниками.

 

Что спасает вас от стресса?

– Позитивный настрой. Доброе слово, ласковый взгляд – мы учим относиться так к работе всех молодых врачей и медсестер. Я не могу спокойно жить, когда кому-то плохо. Приду, улыбнусь, чтобы всем вокруг стало хоть немного теплее. И этот пример заразителен. Люди тянутся к хорошему, светлому.

Каждый день благодарные люди пишут мне сообщения: «Спасибо, что спасли моей маме жизнь», «Мы всей семьей за вас молимся». Иногда просто хотят пожелать доброго утра и перекинуться парой слов. Они передают веру в медицину дальше, знают, что мы всегда им поможем. И чем больше будут нам доверять, тем быстрее будет развиваться медицина, потому что лечение – процесс, основанный на доверии. Люди будут жить дольше, болеть меньше. Я в это очень верю!

 

Кто пошел по вашим стопам?

В моей семье тоже создана маленькая школа кардиологов, некоторые из которых уже грызут азы науки.

 

Что еще наполняет вашу жизнь?

— Никто не запомнит тебя за твои мысли. Главное – дела. В своей работе я черпаю вдохновение и энергию, которую потом передаю окружающим. Не быть посредственным и всегда стандартным, служить людям, совершать иногда даже невозможное – вот мое кредо.

Всегда старался держать себя в хорошей физической форме. Занимался в молодые годы вольной борьбой. Автомобиля у меня никогда не было, утром сын подвозит меня на работу, а в основном стараюсь пешком ходить.

Люблю поездки, побывал в 22 странах мира на разных медицинских форумах. На первом месте, конечно наши горы. Впитать их дух, пообщаться с земляками, что мне, к сожалению, не всегда удается…

 

У меня вызвала большой интерес ваша презентация «Дагестанские приоритеты сердечного тепла». Вы доказали, что сердечное тепло – это не просто метафора.

— Это большая работа, ее я думаю вынести в качестве доклада на конгресс в Казани. Если коротко – в самом сердце образуется тепло в результате его энергичной сократительной деятельности в течение жизни.

 

Значит, можно ждать глобального потепления сердец?

— Я в это верю. Планете и ее обитателям оно жизненно необходимо.

 

Беседу вела

Тагират Гасанова