На соискание Государственной премии
Республики Дагестан
На современном этапе развития нашего общества одной из актуальных задач исторической науки является освещение взаимоотношений народов многонациональной России. Исторические связи Дагестана с Россией имеют многовековую историю, истоки которой восходят ко временам Древнерусского государства.
Важным этапом в истории русско-дагестанских взаимоотношений был период, связанный с Каспийским походом Петра I, который состоялся в 1722-1723 гг. Этой весьма важной проблеме посвящена книга профессора Магомеда Гасанова. Работа состоит из предисловия, двух разделов, заключения. К книге приложены документы и материалы.
При написании книги автор использовал разнообразные по своему происхождению источники, среди которых первостепенное значение имеют письменные.
Первый раздел книги «Дагестан накануне Каспийского похода Петра I» посвящен состоянию социально-экономического и политического положения Дагестана, этнического состава.
Накануне Каспийского похода Петра I Дагестан не представлял единой политически целостной территории, он был раздроблен на целый ряд политических единиц: на феодальные владения и на несколько десятков союзов сельских общин.
Во втором разделе работы дан анализ источников и литературы. В разделе отмечается значение архивных документов для раскрытия темы. Эти материалы хранятся в Российском государственном архиве древних актов, Архиве внешней политики МИД, Российском государственном военно-историческом архиве, Государственном историческом архиве Грузии, Государственном архиве Республики Дагестан.
В этом разделе подробно говорится о причинах и поводе Каспийского похода Петра I., об отношении к походу Петра I дагестанских феодальных владетелей. При шамхале был назначен русский почетный караул из унтер-офицеров, барабанщика и 12 рядов.
16 августа армия Петра I выступила из Тарков в сторону Дербента. Пройдя через владения уцмия Кайтагского, 23 августа к Дербенту подошли сухопутные войска Петра I. Дербентский наиб Имам Кули-бек встретил императора за версту от крепости. Спустя несколько дней все окрестности Дербента признали власть Петра I, который сообщил сенату, что в «сих краях твердою ногою стали».
В работе отмечается, что в Дербенте к Петру стали обращаться феодальные владетели Дагестана и других регионов Кавказа.
Однако Петру I в том же году по ряду причин пришлось временно прервать свой поход: русская армия, сосредоточенная в Прикаспии, испытывала большие затруднения в снабжении продовольствием и фуражом. Кроме того, во время похода на юг возникла угроза возобновления войны со Швецией, что не могло не беспокоить русское правительство.
В результате Каспийского похода к России были присоединены: Аграханский полуостров, развилка рек Сулак и Аграхани (крепость Святого Креста) и весь приморский Дагестан, включая Дербент.
В работе говорится о значении похода для народов Северного Кавказа и Закавказья, подчеркивается, что в связи с походом Петра I освободительное движение закавказских народов против турецких и персидских поработителей принимает особенно активный характер.
В связи с усилившейся реальной угрозой захвата Турцией западного побережья Каспия, Петр предпринял дипломатические шаги и наметил кампанию на 1723 г. и план на последующие годы.
В 1723 г. морская экспедиция под командованием генерала М.А. Матюшкина заняла Баку. Петр I придавал большое значение овладению этим городом.
В работе отмечается, что укрепление позиций России на Кавказе шло в разрез интересам и расчетам Англии и Франции. Они всячески усилили свои действия, направленные на то, чтобы возбудить Турцию на выступление войною против России.
Вооруженное нашествие турецких захватчиков на Кавказ, сопровождавшееся страшными жестокостями, встретило упорное сопротивление грузинского, азербайджанского, армянского и дагестанских народов.
Эта борьба народов Кавказа против султанских захватчиков поддерживалась Россией, ее армией, части которой находились в различных владениях Кавказа.
Турки, угрожая войной, требовали от России оставления всех владений на Кавказе. В сентябре 1723 г. по предложению шахского Ирана, напуганного вторжением турецких войск на Кавказ, между Россией и Персией был подписан договор. По условиям Петербургского договора шах признавал за Россией прикаспийские области Кавказа. Дагестанское побережье Каспия и Баку перешли во владение России. Таким образом, Каспийский поход Петра I завершился присоединением к России прикаспийских областей, в том числе и Дагестана.
Согласно договору, заключенному в 1723 году в Петербурге, шах Тахмасп «признал в вечном владении» России целый ряд областей, включая города Дербент, Баку, Гилян, Мазандаран, Астрабад и другие.
Заключение русско-персидского договора расстраивало планы Турции. В 1723 г. турецкие войска рвались к Каспийскому морю. Борьба за прикаспийские владения с каждым днем обострялась. Продвижение турецкой армии представляло серьезную угрозу интересам Российского государства. Русское правительство сочло нужным заключить с Турцией мир. 12 июня 1724 г. в Стамбуле между Россией и Турцией был подписан мирный договор, по которому за Россией закреплялись прикаспийские провинции Дагестана, Азербайджана, а Грузия и Армения отошли к Турции.
Пребывание войск России в Дербенте, Баку, Сальянах, а также русской флотилии – на Каспийском море оказывало сильное воздействие на военно-политическую обстановку на Кавказе.
Военно-политические и экономические последствия Каспийского похода как для России, так и для народов Кавказа бесспорны: он обеспечивал безопасность юго-восточных окраин России, содействовал оживлению освободительного движения народов Закавказья, прочно оградил Дагестан от поглощения Турцией способствовал экономическому и культурному развитию народов Дагестана.
В заключении работы говорится, что значение Каспийского похода Петра I состоит в том, что он создавал предпосылки для дальнейшего укрепления отношений народов Кавказа с Россией и усиления их прорусской внешнеполитической ориентации. Каспийский поход – один из важных звеньев в цепи русско-дагестанских взаимоотношений, приведших к Гюлистанскому договору 1813 г., согласно которому Дагестан был присоединен к России.
К книге приложены «Документы и материалы» с целью показать конкретные исторические условия, в которых был совершен Каспийский поход Петра I.
Даниял Кидирниязов,
ведущий научный сотрудник Института ИАЭ ДФНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор