Работники Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения», расположенного в селении Купа Левашинского района Дагестана Омаров Шамиль и Хаписов Омар, совершили экспедицию к месту нахождения солнечных часов-календарей над селением Айникаб, с целью зафиксировать и собрать подножный материал. Айникаб в переводе на русский язык означает «вершина выгона».
И действительно, место расположения этого села над уровнем моря и окрестных мест внушает – 1563 метра. Это село относится к Верхне-Убекинскому сельсовету и находится немного выше с. Верхнее Убеки. Сопроводить нас до места назначения вызвался любитель родного края Расулов Гусейн, которому мы весьма благодарны. Подъехав к селению Айникаб, мы увидели небольшое село, расположенное под скалой. Дома здесь были выложены по старинке не отличались современным стилем, они были типичны для времён СССР – с застеклёнными на весь дом верандами, хотя были и старые разрушенные построения. Дорога к календарю шла через это село, и надо было подняться на самую вершину этой скалы. С каждым разом мы удивлялись видам окружающих мест и заброшенных террасных подпорных стен, на склонах вокруг селения, которые были повсюду, напоминая о былом террасном землепользовании живущих здесь горцев, и несомненно дававшие богатые урожаи в прошлом.
Приблизившись к горе, мы обнаружили, что тонкая тропа привела нас к узкой щели в скале, где мог пройти только один человек, и это, как нам сказал Гусейн, был единственный проход, ведущий на вершину. Пройдя метров десять, сквозь эту вертикальную расщелину, мы поняли, что здесь в случае опасности один воин мог бы остановить целое войско противника. По рассказам местных жителей, на противника сверху горы могли скинуть груды камней, приготовленных заранее. Поднявшись чуть выше к каменному календарю, оглянувшись, мы увидели удивительные, красивые пейзажи горных хребтов, оврагов и сел, которые виднелись как на ладони с высоты птичьего полета. Отсюда были видны большинство территорий селений Куппа, Ташкапур, Хаджалмахи, Нижнее и Верхнее Убеки, Чуни, Цухта и так далее. И сразу возникает мысль, не зря обитатели этих мест выбрали именно такую стратегически важную вершину, откуда можно было увидеть приближающегося врага и дать отпор неприятелю, а также подать сигнал огнём другим наблюдателям сигнальных башен в случае опасности. Повсюду, на тыльной скатной стороне горы, были остатки фундаментов былых стен. Гусейн пояснял, что много камней от этих стен дети для потехи скатывали в овраг. Видимо, здесь была крепостная стена, жилые постройки и, конечно-же сигнальная сторожевая башня, где в случае тревоги могли прятаться жители этого поселения. Местный житель Рабаданов Курбанали (1935 года рождения и отец, воспитавший 10-рых детей), который и по сей день живет под скалой в селении Айникаб, говорит, что предки рассказывали, как на этой скале в давние времена жили люди «Ухута», которые упрекали живущих у подножия скалы, мол: «Целым днём голодающие, с ночи до утра едящие!». Значит, живущие на скале были неверующие, поэтому упрекали, постящихся внизу мусульман. Это уже явно говорит о том, что это могло происходить в период исламизации Дагестана арабами (7-14 века н.э.), когда в некоторых обществах жители избавлялись от арабских наместников, возвращались к своим языческим богам и идолам. Еще следует заметить, что, по словам Курбанали, в детстве он жил в нижнем заброшенном селе «Ганцека», который был еще раньше основан и охранял верхнее село Айникаб, но сейчас он заброшен и разрушается. Ганцека расположен на западной стороне ниже Айникаба, у самого основания склона, которое сплошь застроено террасными подпорными стенами, говорящие о широком развитии сельского хозяйства, для ведения чего, видимо и пользовались солнечными часами – календарями. Ещё, с южной стороны ската скалы был ряд небольших углублений-пещерок, которые каждый тухум из села занимал для хранения своих запасов пропитания.
Поднявшись чуть выше, прямо на краю уступа скалы мы увидели календарь размером 50 х 60 см., с гравированными 40 ямками по кругу и небольшой чашей 17 х 17 см. по центру. Это типичный для всех Дагестанских календарей образец, по которому древние жители этих мест определяли годовой солнечный цикл, дни солнцестояния, равноденствия, времена посева зерновых и других культур и использовали как часы. Год здесь также разбит насечками по периметру на 8 сезонов. Между каждой точкой определяли 9-дневную неделю из 40 ямок, они в комплексе составляли годовой цикл из 365 дней. Насечки на ямках, через каждую 5 ямок (45 дней) по всему овалу календаря, являлись отметками, выделяющими зимние и летние солнцестояния и день весеннего равноденствия – 22 марта. Большие ямки служили местом установки палочек – гномов, по тени которых и определяли все измерения, исчисления крайних точек наклона оси Земли, посева сельскохозяйственных культур и временного отрезка при восходе и заходе солнца. Для определения долготы дня, до полудня гномоны ставились в крупной ямке со стороны восхода, а после обеда в крупной ямке со стороны захода. Одна ямка равнялась 15 минутам. Долгота предстоящего дня и лунной ночи подсчитывалась по количеству ямок на северо-восточной стороне круга. Одна ямка равнялась при этом 30 минутам.
Следует заметить, что две большие ямки для гномонов со стороны восхода солнца, в Айникабском календаре отсутствуют, видно, что откололся кусок скальной плиты. Сравнивая с Куппинскими Лунно-Солнечными часами-календарями, которые находятся в Куппинском музее, Айникабский календарь более упрощённый. Здесь отсутствует внутренний круг из 24 ямок, который отмечает суточные, лунные циклы. Ещё нет крестиков (3 штуки), отмечающие крестьянские земледельческие праздники, начало и завершение полевого сезона в году и так далее. А в остальном является аналогом вышеупомянутого календаря. Для сравнения приведём схему и расшифровку этих часов-календарей.
Доктор геолого-минералогических наук Исрапилов Магомед датировал данные часы-календари 13-14 тысячелетней давностью (См. Исрапилов Магомед«Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене», Изд. «Юпитер». Махачкала. 2003 г.). Древние поселения Куппа и Айникаб, где были найдены календари, находятся в зоне видимости друг от друга, и явно, что в этих обоих точках были сигнально-сторожевые башни. Но тем не менее, датировки Исрапилова мы не можем в полной мере применить к Айникабскому календарю до проведения дополнительных исследований.
А если говорить о керамике, которую в этот день мы здесь нашли, то она была разнообразная: 1. Чёрная лощёная керамика с одной и двумя обводными полосками и волнистой линией снизу полос; 2. Керамика красная, рифлёная, со шнуровидным ободком (возможно период ср. бронзы – конец 3-го – первая половина 2-го тысячелетия до н.э. См. «Археологическая карта Дагестана», Абакаров А.И., Давудов О.М., Изд. «Наука», Москва 1993г.); 3. Светлая керамика с внутренним поливом (изнутри донышко поливная); 4. Обычная тонкостенная красная (возможно балхарская) керамика. И из этого мы видим, что здесь наряду с керамикой средней бронзы, есть и более поздняя, что говорит о том, что здесь постоянно проживали люди в протяжении нескольких тысячелетий. И конечно-же пользовались солнечными часами-календарями, для ведения сельского хозяйства, наблюдая за сроками посева и сбора урожаев, долготой дня и других важных этапов годового солнечного цикла.
Подводя итог хочется сказать, что данная находка в селении Айникаб является уникальной в плане его расположения, возрастных рамок и восполнения коллекции солнечных часов-календарей Левашинского и Акушинского районов, которые мы зафиксировали за последние 10-15 лет.
Отдельная благодарность семье пенсионера Рабаданова Курбанали, у которой мы гостили и получили полевой материал, а также Расулову Гусейну, который принял нас и до конца экспедиции сопровождал.
Шамиль Омаров,
заведующий Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения, кандидат исторических наук