Информационным поводом для интервью с министром транспорта и дорожного хозяйства нашей республики Джамбулатом Салавовым послужила хорошая новость — вручение главе Дагестана Сергею Меликову символического «Золотого катка». Награждение состоялось в рамках Транспортной недели, которая проходила в Московском Гостином Дворе.
Вручая награду, федеральный вице-премьер Марат Хуснуллин сказал:
— Дагестан – большие молодцы! В сложнейших условиях развивается международный транспортный коридор Север-Юг. У нас существенные планы по обходам Хасавюрта, Махачкалы и Дербента, а также по приведению в нормативное состояние дорожной сети. Хочу лично поздравить главу республики – спасибо огромное, вы здорово подтянулись, – отметил Марат Хуснуллин.
А глава Сергей Меликов написал в своем телеграм-канале:
— Дороги связывают города и сёла, обеспечивают доступ к больницам, школам, способствуют развитию сельского хозяйства, промышленности и туризма. Поэтому мы и дальше будем делать всё, чтобы поездки по Дагестану были комфортными и безопасными для самих жителей республики и наших гостей! Верю, что всё получится!
Джамбулат Шапиевич, поздравляю вас и в вашем лице всех дорожников, честно выполняющих свою работу. Нельзя не заметить, что в последние годы положение в транспортной инфраструктуре динамично меняется к лучшему. Как вы считаете, что этому способствует?
— Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных перед нами главой государства. От улучшения состояния дорожной сети зависит поступательное социально-экономическое развитие России, расширение международного сотрудничества, обороноспособность нашей страны, повышение уровня жизни населения.
Качественные дороги – один из показателей благополучия государства, от качества работы дорожных строителей зависят жизнь и безопасность тысяч водителей, пассажиров и пешеходов.
Стабильное развитие транспортного комплекса – одно из ключевых условий достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, играет существенную роль в обеспечении роста конкурентоспособности национальной экономики.
В текущем году было предусмотрено строительство и реконструкция 46,3 км дорог и 5 мостов, а также капитальный ремонт 397,6 км дорог и 13 мостов. Особое внимание уделяется соединению районных центров и развитию дорог для сельского хозяйства, промышленности и туризма. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» выполнены работы на 45,2 км дорог. Завершено строительство двух пунктов весогабаритного контроля.
Ведется работа по оптимизации автобусной маршрутной сети: приобретено 47 автобусов, планируется закупка еще 61. Обновленный транспорт оснащен системами ГЛОНАСС и безналичной оплаты, что позволяет улучшить обслуживание пассажиров и отслеживать местонахождение транспортных средств в режиме реального времени.
В целях повышения эффективности работы и оздоровления автотранспортных предприятий проводится консолидация подведомственных Минтрансу РД предприятий. Принято решение о реорганизации ООО «Каспийское АТП» в форме присоединения к нему АО «Махачкалинская автоколонна № 1736» с последующим переименованием в ООО «Дагестанавтотранс». Завершились процедуры объединения предприятий 1 ноября 2024 года.
Эти меры направлены на улучшение транспортной инфраструктуры и повышение безопасности дорожного движения в республике, что благоприятно скажется на социально-экономическом развитии региона.
Вы уделяете большое внимание обратной связи. Стали традиционными ваши встречи с населением, прием граждан в районах. С какими вопросами чаще всего приходят к вам люди?
— По поручению Главы РД Сергея Меликова ответственные руководители министерств и ведомств региона посещают районы и города, чтобы жители могли изложить свои насущные проблемы по самым различным наболевшим вопросам, которые могли бы решаться в краткие сроки.
Вопросы касаются состояния автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и прочих проблем .
Знаю, что вы воспринимаете поддержку участников СВО как личное дело, уделяете этому большое внимание…
— Одна из вех моей биографии – служба в рядах Советской армии, в городе Псков .Те годы сыграли немалую роль в моем становлении.
Честь и достоинство, мужество и преданность, чувство долга – самые ценные качества настоящих мужчин, выполняющих сегодня свой долг перед Родиной.
Наш Президент Владимир Путин говорит о важности поддержки военнослужащих, принимающих участие в СВО, со стороны государства. Поддержка близких и государства является ключевым моментом мотивации для участников СВО. Президент указывает: военнослужащие должны чувствовать, что страна их поддерживает и понимает ту роль и миссию, которую они выполняют.
В июле этого года состоялись торжественные проводы добровольцев из числа сотрудников Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД и подведомственных организаций для участия в специальной военной операции.
Вы сегодня уделяете особое внимание развитию дорожной сети на горных территориях. Что уже сделано в рамках программы? Что еще намечено?
— Устойчивое развитие дорожной сети республики на горных территориях – одна из приоритетных задач государственной политики Минтранса РД
В этих целях министерством ежегодно реализуются комплексные мероприятия по строительству и ремонту автомобильных дорог.
В рамках государственной программы Республики Дагестан «Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан» на 2024-2025 годы предусмотрены к реализации мероприятия по развитию и совершенствованию сети республиканских автодорог на горных территориях республики с объемом финансирования 7,0 млрд рублей. В общей сложности планируется к строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту 21 объект. Можно отметить наиболее значимые направления:
реконструкция автодороги «Дылым – Иманалиросо» на участке км 3 – км 10 в Казбековском районе; реконструкция автомобильной дороги «Арани – Заиб на участке км 3 – км 9 в Хунзахском районе;капитальный ремонт автомобильных дорог «ФАД «Кавказ» – Сиртыч – Татиль» на участке км 32 – км 39 в Табасаранском районе; капитальный ремонт автомобильной дороги «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал» на участке км 6 – км 11 в Гергебильском районе; капитальный ремонт автомобильной дороги «Курукал – Хнов» на участке км 6 – км 9 в Ахтынском районе; капитальный ремонт автомобильной дороги «Агвали – Кванада – Гимерсо» на участке км 0 – км 7 в Цумадинском районе; капитальный ремонт автомобильной дороги «Касумкент – Ашага-Стал» на участке км 0 – км 3 в Сулейман-Стальском районе; ремонт автомобильной дороги «Буйнакск – Гимры – Чирката» км 36 – км 49 в Гумбетовском районе, ведущий в Ботлихский, Ахвахский, Цумадинский, Цунтинский районы; ремонт автомобильной дороги «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал» на участке км 18,4 – км 20, ведущий в Гергебильский, Гунибский и другие горные районы; ремонт автомобильной дороги «Буйнакск – Кизилюрт – через поселок Дубки» км 17 – км 24 в Казбековском районе.
Кроме того, в рамках проекта «Мой Дагестан – мои дороги» в горные районы в текущем году направлены субсидии в объеме 424,8 млн. рублей, за счет которых завершается ремонт на 132 объектах общей протяженностью 60,6 км.
А как обстоят дела с реализацией проекта «Безопасные качественные дороги»?
— Одним из ключевых направлений работы для нас является формирование и выполнение программы работ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В последние годы мы переформатировали работу проектной команды Республики Дагестан, качественно обновили её состав, систематически повышаем квалификацию работников, в том числе и сопричастных муниципальных образований, и самое главное, ориентировали всех участников этого процесса на достижение необходимых результатов.
Все это позволило нам и в текущем году своевременно завершить все работы, которые были запланированы в рамках национального проекта. Так, бюджет национального проекта на 2024 год составляет 1 614,16 млн. рублей, в том числе:51,74 млн рублей – средства федерального бюджета;1 562,42 млн. рублей – средства республиканского бюджета.
За счёт этих средств реализовано 10 контрактов, с кассовым исполнением по состоянию на 1 августа 2024 год — 100 процентов.
В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории республики на 2024 год выполнены следующие мероприятия:устройство асфальтобетонного покрытия на 372,1 тыс. кв.м. автомобильных дорог;дорожные работы на автомобильных дорогах общего пользования Республики Дагестан – 45,2 км, из которых 33,4 км в рамках региональной сети и 11,8 км — улично-дорожной сети г. Махачкалы; очередной этап внедрения интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации. Кроме того, в целях обеспечения сохранности региональных дорог в текущем году завершено строительство 2-х автоматизированных пунктов весогабаритного контроля на наиболее грузонапряжённых направлениях в Карабудахкентском и Кизилюртовском районах.
На региональной сети дорог завершены ремонтные работы на 5-ти автомобильных дорогах. Так, завершен ремонт автомобильной дороги Хасавюрт — Новолакское на участке км 0 — км 4, на автомобильных дорогах Леваши — Акуша — Уркарах — Маджалис — Мамедкала дорожники отремонтировали 5 километров, на автодороге Буйнакск — Гимры — Чирката — 4 километров, Бабаюрт — Гребенская – 8 километров и Манас — Сергокала – Первомайское – 10 километров.
Необходимо отметить, что приведение в нормативное состояние указанных автомобильных дорог благоприятно скажется на социально-экономическом развитии населенных пунктов .
Как идет реконструкция аэропорта «Махачкала»? Какие работы будут выполнены до конца года?
— Международный аэропорт «Махачкала» – стратегический объект Республики Дагестан, является самым южным аэропортом Российской Федерации динамично развивающимся по всем направлениям деятельности.
Пропускная способность на внутренних рейсах составляет 250 пассажиров в час, а международных – 190 пасс/час.
В настоящее время из аэропорта Махачкала осуществляются авиаперевозки по направлениям: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сургут, г. Казань, г. Новый Уренгой, г. Сочи, г. Уфа, г. Нижневартовск, г. Минводы, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Самара, г. Тюмень, г. Пермь, г. Самара, г. Саратов, г. Оренбур
Выполняются международные авиаперевозки в Объединенные Арабские Эмираты (г. Дубай, г. Шарджа, г. Абу-Даби), Саудовская Аравия (г. Медина), Турция (г. Стамбул) Республики Узбекистан (г. Ташкент, г. Ургенч, г. Наманган, г. Бухара), Киргизская Республика (г. Бишкек), Азербайджанская Республика (г. Баку).
Аэропорт Махачкалы продолжает наращивать маршрутную сеть новыми направлениями и демонстрировать один из самых высоких показателей динамики пассажиропотока, как в Северо-Кавказском федеральном округе, так и по стране в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2023 г. № 267-р «Об утверждении перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящего в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство», выделены финансовые средства в сумме 13,120 млрд. рублей на реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, в том числе на строительство новой бетонной искусственной взлетной посадочной полосы размером 3200×45 м, расширение перрона с увеличением мест стоянок до 16, и других систем обслуживания и эксплуатации. Планируемый срок реализации проекта конец -2026 г.
В рамках проекта планируется создать 200 рабочих мест.30 июня 2023 г. ФКУ «Ространсмодернизация» заключен государственный контракт с генеральной подрядной организацией АО «Мостоотряд-99» на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта «Реконструкция аэропорта Махачкала (Уйташ)».
В настоящее время идут основные работы по строительству и реконструкции указанного объекта (земляные работы, водосточно-дренажная сеть). Завершено строительство и монтаж новых трансформаторных подстанций. Ведутся работы по устройству объездной периметровой дороги, ограждения периметра, строительство новой искусственной взлетно-посадочной полосы. На участке в 400 метров на подготовленное основание ведутся работы по устройству цементобетонного покрытия, железобетонной емкости очистных сооружений, работы по строительству основной аварийно-спасательной станции.
Реализация предусмотренных проектом мероприятий позволит снять существующие ограничения по приему различных типов воздушных судов, что значительно увеличит количество обслуживаемых самолетов и пассажиров в аэропорту, все предусмотренные проектом мероприятия будут способствовать развитию туристической отрасли и смежных отраслей экономики региона.
Поделитесь, пожалуйста, планами на будущий год.
— В 2025 году продолжим реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта. Намечено также расширение маршрутной сети в аэропорту «Махачкала» и привлечение новых перевозчиков,
— проработка вопроса открытия авиасообщения с еще несколькими иностранными государствами: Махачкала-Урумчи (Китай); Махачкала-Гуанчжоу (Китай); Махачкала-Хайнань (Китай); Махачкала-Тегеран (Иран).
— строительство нового Терминала-А внутренних линий.
Успехов вам!
Беседовала Тагират Гасанова