К 100-летию Дагестанского русского театра им. М. Горького
Скандарбек Тулпаров
(главный режиссер Дагестанского Русского театра, заслуженный деятель искусств России)
Всё начинается с детства…
Уменье любить и дружить,
Желанье быть честным и сильным,
Стремление радость дарить.
Кирьякова Людмила
Далекие 60-е годы прошлого столетия. Хасавюрт. 3-й класс школы. У доски стоит новичок Мавлет Тулпаров (именно так зовут Скандарбека близкие) и с упоением по-взрослому читает стихи русских поэтов. Одноклассники в полном недоумении, ведь они не знают, что этот ученик еще в 3 года решил, что будет артистом. Рожденный в семье репрессированных предков в Томске, мальчик видел, как читают стихи его учителя, потомки белых офицеров, как его отец, будучи руководителем большой строительной компании, создал в Томске и хоккейную команду и оркестр. А когда отцу предложили принять участие в выборах Мэра города, тот отказался, так как решил, что детям пора возвращаться на родину в Дагестан, в Хасавюрт.
Поскольку в Дагестане в те годы не было ни училища культуры с театральным отделением, ни уж, конечно, актерского отделения в ДГУ, решили, что после 8 класса Мавлет поступит в Музыкальное училище в Махачкале. И он поступил, начав осваивать трубу. Но тяга к сцене не оставляла его ни на минуту. И он начинает параллельно заниматься в театральной студии клуба Госторговли. Там то и увидел его тогдашний главный режиссер Кумыкского театра Ислам Казиев. Казиев убедил Мавлета, что он должен оставить 3 курс училища и поступить на работу в театр. Казалось бы, сбылась мечта, но не тут- то было. Выяснилось, что мальчик совсем не знает литературный кумыкский язык, ведь все его детство прошло в Томске. И здесь за дело взялась ведущая актриса театра, владеющая в совершенстве кумыкским языком, русская по национальности Надежда Мусаева. Благодаря ей его дебют в главной роли в спектакле «Бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе имел оглушительный успех.
А потом он окончил актерское отделение Высшего театрального училища им. Б. Щукина в Москве (курс Н.Б. Захавы и В.Г. Шлезенгера), в этом же училище в 1991 году с отличием закончил режиссерское отделение (курс заслуженного деятеля искусств России, профессора А.М. Паламишева), а затем в 1998 году и аспирантуру по той же специальности. Была и служба в армии в особо секретных войсках связи.
32 года он является Главным режиссером Дагестанского русского драматического театра. За эти годы им поставлены десятки ярких и философски глубоких спектаклей. Достаточно вспомнить живые и увлекательные постановки такие как «Последние» по М. Горькому, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Без вины виноватые» А.Островского, «Кабаре» Н.Мазур, «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Золотой осёл Насрутдина» Ш. Казиева, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Этот спектакль был восторженно принят критиками, которые работали на фестивале во Владимире «У золотых ворот». Спектакль «Полоумный Журден», поставленный Тулпаровым по пьесе М. Булгакова был посвящен другу и соратнику Мавлета, трагически погибшему от рук бандитов, талантливому сценографу Эдуарду Путерброду, вызвал большой резонанс на фестивале театров Юга России в городе Ставрополе. Спектакль получился ярким, гротесковым, музыкальным, в нем много эксцентрики. Монодрама «Записки сумасшедшего» Гоголя, которую поставил Тулпаров, стала обладателем Гран-при международного фестиваля в Македонии, а постановщик – победителем в номинации «Лучший режиссёр» на международном фестивале в Болгарии. Этот спектакль также награжден призом «Серебряный витязь» на XIV Международном театральном фестивале «Золотой витязь» Славянских государств в Москве. Обладатель золотой медали и почетного звания «Лауреат Артиады народов России» в номинации «Театр». На десятом Чеховском фестивале в Мелихове спектакль «Дядя Ваня» по А. Чехову известный театровед Татьяна Константиновна Шах-Азизова объявила лучшим спектаклем фестиваля. Это была еще одна крупная победа режиссера Скандарбека Тулпарова. Тулпаров известен как общественный деятель, ведущий просветительскую работу в сфере культуры. Именно по его инициативе был создан Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона.
Изначально судьба Скандарбека Данияловича, это видно по его творческой биографии, связана с русской сценой, с большой любовью и тягой режиссера к русской классике. Это в свою очередь определило его большое будущее в становлении крупной творческой личности всесторонне вооруженным знанием русского театрального мира. Такая творческая личность в конце XX и XXI века была необходима не только Дагестану, но и всему Кавказскому региону. По этой причине фестиваль «Русская сцена» имеет постоянную прописку у нас в республике.
Творческий путь Скандабека Тулпарова, лауреата разных государственных и международных премий это путь режиссера яркой творческой индивидуальности и многогранного таланта. Он более 30 лет преданно служит Дагестанскому русскому драматическому театру, отмечен в итоге признанием народа и достижениями, которые заняли особое место не только в современном театральном искусстве Дагестана, но и в сценическом пространстве России и ряда зарубежных стран. И не смотря на все эти, бесспорно, заслуженные награды, Тулпаров остается невероятно скромным и тактичным человеком. В театре даже бытует такая байка, что понять хорошо ли играет актер, можно по бровям режиссера, если они «домиком», то что-то актер делает не так. Мавлет никогда не позволяет себе накричать на человека, сделать ему больно, но при этом он тверд в решении любых как творческих, так и житейских вопросах. И это все идеи из детства, из семьи, где отец никогда не позволял себе повышать голос на близких.
И если в вас сохранилась
Способность ценить красоту —
Вам в детстве далеком спели
Песенку именно ту.
Правильно выбрали сказку.
И этот волшебный сказ
В строгие взрослые годы
От ржавчины жизни Вас спас.
Наталья Газиева,
театровед