(по традициям народной педагогики Дагестана)
В последние время широко обсуждаемой проблемой стали совершенно не присущие народам Дагестана события в Махачкале и Дербенте, где одни молодые люди шли на поджоги религиозных учреждений и убийства мирных граждан, другие, жертвуя собою, отважно защищали добро от зла.
Современное российское общество, которое стремится к цивилизации, — это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых должны формироваться на основе национально-специфических и общечеловечески значимых морально-этических ценностях и получат самое полное применение в служении своему народу и государству. Такой уровень полноценной социализации людей требует всемерного усиления роли нравственных начал в жизни и деятельности всего общества. К сожалению, в постперестроечный период, в эпоху разрушения коммунистического самосознания и формирования нового, этому аспекту жизни не было уделено должного внимания.
Первое место, как ни странно, среди жизненных приоритетов современных людей заняло жажда обогащения. Забыты исконно значимые для полноценного человека и общества нравственные понятия и категории. Патриотизм, совесть, честность в последние десятилетия порою подвергались насмешкам. Политические верхи, занятые дележом и растратой природных богатств, не уделяли должного внимания ни экономическому, ни тем более духовному состоянию народа. Министерство образования и науки, отказавшись от старой системы формирования и социализации подрастающего поколения, не смогло придумать и внедрить ничего нового и более достойного для формирования морально-этического облика подрастающих поколений российских граждан. В результате этого возникший в системе воспитания и образования вакуум был заполнен различными сомнительными инородными идеями и методиками, совершенно чуждыми российскому и дагестанскому менталитетам. Отрицательную роль в формировании нравственного самосознания юных граждан России сыграли СМИ со своей пропагандой западной поп-культуры. Все это не могло не сказаться на нравственно-этическом облике населения, в частности на облике подрастающего мужского поколения – нынешней и грядущей опоры в защите интересов Родины и Отечества.
На деформацию традиционного мужского эталона поведения повлиял и ряд дополнительных факторов. Из-за шаткости экономического положения в подавляющем большинстве семей, мужчины-отцы значительную часть своего времени посвящают трудовой деятельности, и вся нагрузка по воспитанию юного поколения ложится на женские плечи. А из-за роста числа матерей-одиночек многие мальчики вообще не видят перед глазами достойного мужского примера – исторически характерного для этнокультуры народов. Более того в общеобразовательных школах воспитание и обучение подрастающего поколения как правило проходит без учета половых особенностей учащихся. А оттого, что большинство учителей в школах женщины, преподавание ведется в соответствии с их фемиными качествами личности. Результат — усвоение многими современными юношами женских установок и взглядов на жизнь. Многие современные дети, подростки и юноши или становятся нерешительными и слабовольными, или начинают проявлять негативизм и демонстративность. В дальнейшем у мальчиков — будущих мужчин развиваются комплексы, стрессы личностные расстройства.
Исторически закономерно то, что основная нагрузка по поддержанию стабильности в человеческом сообществе и его эффективному прогрессу в большинстве областях ложится на мужчин. Но если мужчины подвержены «нравственной эрозии», о которой говорилось выше, то они фактически не смогут выполнять возложенные на них функции. Для формирования современного поколения в духе гражданственности, патриотизма большое значение имеет изучение и внедрение нравственно-культурного опыта предыдущих поколений.
Дагестанские этнокультурные прогрессивные педагогические традиции — это главное достояние нашего народа. Они складывались веками, по крупицам собирались на протяжении всей нашей истории, передавались из поколения в поколение. Молодежь в Дагестане всегда начинала свое становление, опираясь на народные традиции. Морально-этические традиции помогали не только формированию достойного человека, семьи, рода и целостного народа, но и помогали всем этносам сплотиться вокруг национальной дагестанской идеи и достойно пройти исторический путь становления и развития.
Дагестанские народы, и, прежде всего, мужское население достойно сопротивлялись не только бесконечным притеснениям со стороны феодальной верхушки, которая всячески старалась ущемить их права, закабалить свободных крестьян-узденей, но и бесконечным угрозам иноземных захватчиков. В разные исторические эпохи Дагестан подвергался нападениям со стороны сасанидов, гуннов, хазар, Чингисхана, Тамерлана, Надир-шаха, турков и других агрессоров. Дополнительные трудности создавали суровые природные условия Дагестана. Небольшое количество пахотных земель, холодные зимы, изолированность горных районов. В таких условиях каждый кусок хлеба давался с трудом. Но все эти трудности не сломили дух дагестанского народа.
Постоянная борьба за существование, за свою независимость развивали у дагестанцев такие качества как независимость, смекалка, личная инициатива, трудолюбие, ответственность, честность. В таких условиях выковывался особый морально-этический облик дагестанца, дорожившего своей свободой, честью, традициями и с уважением относившегося к труду. Высокие морально-этические и физические качества дагестанцев отмечали многие иностранные путешественники. Они, восхищаясь нравственным и физическим совершенством дагестанских мужчин, широко одобряли их традиционный уклад жизни.
Каковы же прогрессивные этнокультурные традиции, направленные народами Дагестана на формирование морально-этического облика человека, в данном случае настоящего мужчины?
Педагогические традиции народов Дагестана направлены на то, чтобы подготовить человека к трудовой деятельности, семейной жизни и адекватному взаимодействию с обществом. То есть по представлениям народов Дагестана вступивший во взрослую жизнь мужчина должен быть хорошим работником, ответственным семьянином, полезным и активным членом общества.
О воспитания ребенка, еще более об обеспечении достойного воспитания ребенка мужского пола в народе заботились буквально с самого его рождения. Чеканный и немногословный стих классика дагестанской поэзии Омарла Батырая по этому настораживает:
Пусть у храброго отца
Не родится робкий сын,
Ибо должен будет он
Дать отпор врагам отца.
Пусть у робкого отца
Не родится храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.
Чтобы с малых лет формировать в новорожденном сыне социально значимые мужские качества народ создавал веками и использовал в воспитательной практике целый арсенал средств, форм и методов воспитания. Даже имя являлось воспитательным элементом. Желая своим сыновьям силы и физической выносливости, родители давали им имена: Арслан (Лев), Болат (Стальной) и т.д. Такие имена как Камиль (Зрелый), Кадыр (Заботливый), Рагим (Милосердный) свидетельствуют о том, что родители обращали свое внимание не только на физические, но и на нравственные качества мужчины.
Акцентируя внимание ребенка на его имени, сызмала программировали у сына стремление на развитие тех или иных духовных и физических качеств. Обычной практикой у дагестанцев считалось давать имена народных героев или весьма уважаемых людей. Рассказывая ребенку о человеке, в честь которого его назвали, ему фактически преподносили готовую модель поведения.
В поисках идеальной модели для раскрытия системы возрастного воспитания мужчины мы обратились к устному народному творчеству, песням, пословицам, поговоркам, загадкам и в частности к народной сказке. Мудрая русская народная поговорка «Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок» подсказывает нам правильность выбора.
В сказке разыгрывались различные жизненные ситуации и примеры достойного поведения, в форме этических назиданий высказываются пожелания народа относительно морального облика человека, большое внимание уделяется нравственному, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию человека. Здесь сконцентрированы как общие, так и конкретные представления о важной роли труда в жизни и деятельности человека, позволяющие правильно формировать взгляды на внутренний и внешний облик человека, общества.
Народная сказка поясняет требования, предъявляемые ко всем возрастным периодам развития и становления человека:
Новорожденный. Период, когда человек требует повышенного внимания и ухода со стороны родителей и близких. В этот период рекомендуется приобщать ребенка к голосу и мимике родителей.
Младенец — 1-1.5 лет. В данный период дети узнают родителей, различают тон речи, цвет, через такие испытанные народные средства воспитания, как материнская речь, особые слова ласки, колыбельные песни, потешки и пестушки.
Малыш — от 2 до 7 лет. В этом возрасте ребенка учат элементарным правилам общения с родными, соседями, незнакомыми, приветствия, уважения, почитания, дружбы, товарищества, семейной и родовой солидарности.
Мальчик от 7 до 8 лет. С этого времени у народов Дагестана воспитание ребенка мужского пола целиком переходит в руки мужчин. Отец приобщает мальчика к мужским видам трудовой деятельности. Воспитательный элемент включает в себя привитие уважения к труженикам, дисциплинированности, вежливости. Мальчику словесно и реальными очевидными примерами и действиями преподносятся основные правила этикета.
Подросток — от 12 до 16 лет. В этот период мальчик должен выполнять любую посильную работу по дому, по хозяйству, непременно знать все премудрости традиционных семейных и родовых ремесел. Он должен наравне со всеми взрослыми членами семьи и рода присутствовать и активно участвовать во всех семейных и общественных мероприятиях. В досуге он — активный участник подростковых игр, направленных на формирование его физических, нравственно-этических и эстетических качеств. С этого времени все общественные морально-этические нормы становятся для него неоспоримо обязательными.
Юноша — 16-18 лет. В этом возрасте молодой человек должен работать наравне с взрослыми. Считается достаточно созревшим, чтобы вести взрослую жизнь выносливо, ответственно и мужественно.
Основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление опыта через полезное время и посредством пробы. Юноша все пробует на «зуб», ищет причинно-следственные связи вещей в обществе и мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – мужчины ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. В этом возрасте народные традиции предлагают вовлекать юношей в общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников, юноши проходят школу жизни, испытывают себя и своих сверстников на выносливость, смелость, ловкость, отвагу, дружелюбие и патриотизм. Они участвуют не только в серьезных и ответственных народных играх, а непосредственно занимаются традиционными народными видами спорта (национальная борьба, конный спорт (джигитовка), фехтование и т.д.
Таким образом, как показывают содержание, педагогическая направленность дагестанских народных сказок, в них весьма продуманно ставились и решались вопросы целенаправленного формирования морально-этического облика настоящего мужчины, что непременно реализовывались в реальной жизни народов Дагестана.
Наряду со сказкой важное место в формировании облика мужчины, занимала пословица. Отличительными особенностями пословицы являются краткость, емкость, конкретная направленность на формирование мужского сознания, чувств и поведения. Пословицы носят в себе идеи развития и совершенствования у личности трудовых, интеллектуальных, эстетических качеств. Но главным считается формирование нравственности. Например в дагестанских пословицах «В мышку стрелять мастер, а льва стрелять не умеет», «Настоящий мужчина выходит из овчинного полушубка (т.е. из простого народа)», «Не всякий, кто носит черкеску, — мужчина и герой» (лакские); «Подвиг одного джигита многим славу приносит», «У храброго джигита язык несмел» (даргинские);«Настоящему мужчине от слова больнее, чем от кинжала», «Не всякий в папахе – мужчина» «Настоящие когти у сокола, а не у вороны» (лезгинск.)ярко высвечиваются народом одобряемые (скромность, честность, немногословность, правдивость, доброжелательность, смелость, отважность) и осуждаемые (трусость, горделивость, мелочность) в мужчине качества и черты характера.
Актуальность применения пословиц обусловлена наличием у них эффекта преемственности поколений, что сегодня особенно важно для сохранения самобытности дагестанского народа и ярко выраженного педагогического воздействия.
Весьма тонко и справедливо отметил качества настоящего дагестанского мужчины народный поэт Дагестана Расул Гамзатов
Трусоватого мужчину
Если встретишь где-нибудь,
Знай, что он — не дагестанец,
Не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины
Мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью
Больше жизни дорожат!
Их враги, дрожа от страха,
Удирали много раз!
Это знает каждый камень,
Кустик, выросший у нас…
Народные традиции обязывают ни на минуту не ослаблять внимания за подрастающим поколением. Присмотр осуществляется в быту, в процессе трудовых операций, на годекане, во время праздников, игр, общественных мероприятий и т.д. Наблюдение за воспитуемым является обязанностью не только родителей и старших родственников, но и любого взрослого члена общества.
Если общественное воспитание рассматривать как одну из основ формирования нравственного облика мужчины, то огромное значение приобретает роль годекана (ежедневного мужского схода) и джамаата (жителей) села. Одной из ведущих функций годекана является социализация личности и прежде всего мужского населения аула. На годекане формируется общность интересов всего джамаата, сильнее проявляется его сплоченность и товарищество.
Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением традиционного порядка и дисциплины. Молодой человек, по правилам дагестанского общества вправе посещать годекан и считаться членом джамаата только при строгом усвоении и соблюдении норм и правил данного сообщества. Именно на годекане признается джамаатом становление человека как мужчины. Годекан является центром этической мысли, народной мудрости, вместилищем народных традиций, кузницей, где выковывается характер настоящего мужчины.
Помимо традиций общественного воспитания народная педагогика имеет богатый опыт трудового воспитания мужчины. Народные педагоги считают, что при отсутствии трудовой деятельности невозможно сформировать полноценного человека. Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших сызмальства прививают мальчику и подростку – будущим мужчинам уважение к труду и почтительное отношение к труженикам.
Испытанной формой трудового воспитания мальчиков является вовлечение их в народные формы взаимопомощи. Основные отличия народной взаимопомощи – коллективность, безвозмездность и бескорыстность выполняемых трудовых операций. Взаимопомощь оказывает огромное воздействие на становление нравственных чувств, сознания и поведения участников, является традиционно благоприятной средой передачи молодому поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.
Народные традиции воспитания мужчины весьма многообразны и предусмотрительны. К сожалению, большинство форм и методов воспитания достойного мужчины, нравственные установки и правила народной педагогики сегодня в большинстве своем перестали быть предметом восприятия, осмысления и применения в практике современных родителей, воспитателей и широкой педагогической общественности.
А между тем, даже беглый анализ содержания этнических традиций и обычаев показывает, что в народной педагогике существует нечто святое, сокровенное, самобытное, веками направленное на формирование морально-этического облика мужчины. По установкам дагестанского намуса (чести и совести) каждый человек мужского пола должен с детства формировать в себе и проявлять определенные его статусом личностные качества.
Некоторые исследователи уже предпринимали попытки выявить и отдельные качества, предписываемые народной педагогикой Дагестана морально-этическому облику мужчины. Мы же позволим себе значительно обогатить их, как нам представляется, достаточно аргументировать, систематизировать и представить их на суд размышления современных воспитателей. Народная педагогика Дагестана предписывает мужчине следующий круг обязанностей и качеств, вытекающих из Морально-этического кодекса дагестанских народов:
Быть внимательным, уважительным к людям независимости от возраста, пола и социального положения, благородным и благосклонным к нуждам и чаяниям семьи, рода и народа;
Быть взвешенным, немногословным, хозяином данного слова и порученного дела. Не разводить слова с делами;
Отличаться физической силой, выносливостью, ловкостью, смелостью и способностью защищать свою честь, семьи, рода и народа;
Иметь чувство ответственности кормильца семьи, хозяина дома;
Ценить собственное, семейное, родовое, национальное и гражданское достоинство;
Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь «Сабур»);
Быть готовым выполнять функции настоящего труженика;
Иметь навыки в изготовления, налаживания и пользования орудиями домашнего и хозяйственного труда;
Все тяжелые работы в семье брать на себя;
Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в самых экстремальных ситуациях;
Быть всегда готовым к защите Отечества;
Проявлять смелость, смекалку, самоотверженность в экстремальных ситуациях, мужество и стойкость в бою;
Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе;
Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости;
Бережно и заботливо относиться к растительному и животному миру, природным и экономическим ресурсам родного края;
Соблюдать традиционные этикетные нормы и правила межличностных и деловых отношений в обществе;
Знать и ценить традиционные народные мелодии, мотивы и наигрыши. Уметь соблюдать этику народного танца, понимать, ценить и творить прекрасное;
Быть ответственным, требовательным и гуманным воспитателем своих сыновей, служить им примером в соблюдении чести и достоинства;
Продолжать родство и куначество, основанные несколькими поколениями отцов и дедов и передать эти традиции детям и внукам.
Глубоко продуманное и последовательное формирование этих качеств в морально-этическом облике современных детей, подростков и юношей значительно повысило бы их социально значимый мужской статус и максимально приблизило бы становление мужчины как полноценного и достойного человека – настоящего труженика гражданина, патриота, защитника справедливых интересов своего края и Отечества, в чем и проявили себя 12 Героев России, сотни награждённых орденами мужества в СВО молодых дагестанцев и 15 полицейских, жертвуя собою, отважно защищавших добро от зла.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ им.Р.Гамзатова