Известный советский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так писал о профессии педагога: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
А когда педагог совмещает преподавательскую работу с исследовательской деятельностью, то это вдвойне похвально. А за похвалой герой нашего очерка, учитель русского языка и литературы села Шиназ Рутульского района Рамазан Рамазанов и не гоняется. Он не только учит и воспитывает детей, но и прививает им все лучшие качества человека: доброту, любовь к родным и близким, к своей Родине.
Вот что говорит о нем директор Шиназской средней школы Расим Мирзабеков: «Рамазан Атрашевич – выпускник нашей школы. Окончил педучилище в Дербенте, пединститут в Махачкале. Более 45 лет он отдал педагогической деятельности. За долголетний труд имеет почетные грамоты Минпроса РД и России, звание «Старший учитель». За активное участие в патриотическом воспитании молодежи ему вручена медаль Жукова. А в краеведении он достиг совершенства. Написал книгу «Историко-этнографические материалы народов Рутульского района». Его перу принадлежит книга «Шиназ. Краткий очерк истории села». В ней впервые была обобщена микротопонимика Шиназской долины, приведены материалы из истории тухумов аула. У него есть работы о фольклоре, истории и этнографии рутулов. Он лауреат Госпремии Дагестана. Сейчас по семейным обстоятельствам он проживает в Кизлярском районе. Но продолжает исследовательские изыскания.
Стоит привести строки из рецензии московского ученого из института востоковедения РАН Н.О. Боровинского: «Рамазан Атрашевич собрал, систематизировал и обобщил научно значимые уникальные материалы по микротопонимике, социальной организации, фольклору, обрядам горцев Южного Дагестана».
Рамазан Рамазанов ответил на наши вопросы.
В духовной культуре каждого этноса заложены, прежде всего, идеи гуманизма и добра. Как их довести до подрастающего поколения?
– Доброта, открытость, душевность являются основными признаками этнической культуры народа. Традиции и обряды из глубокой древности доносят до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу. Они объединяются вокруг общего мировоззренческого стержня, основанного на уважительном, чутком отношении к человеку.
Характерные черты поведения горцев – верность данному слову, надежность, выдержка, терпимость, гостеприимство, взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека независимо от его веры, национальности и социального положения – это не только формальные понятия, а установка, которой обязаны следовать все.
Несколько десятилетий назад мы праздновали 7 ноября – день Великой Октябрьской социалистической революции. А сегодня о нем забыли. Справедливо ли это? Это не искажение исторических событий?
– Сегодня эту дату называют годовщиной большевистского переворота. Считаю, что нельзя так беспощадно и безответственно в собственной истории менять клеммы плюс на минус и наоборот. У нас когда-нибудь была правильная история? Ведь еще великий поэт и дипломат Федор Тютчев писал: «История до Петра Великого – сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело». То царь хороший, то царь плохой. То генсек вознесенный, то уцененный. То президент кумир, то все-таки он был неправ или пьян.
Еще при Николае I и прошлое, и будущее России были отлиты в знаменитую формулу шефа жандармов Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более величественно, что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Французы же не стесняются своей революции – дня взятия Бастилии. А мы вдруг взяли и забыли про революцию 1917 года, которая взорвала мир, вывела новую породу людей идеи, поделила землю на белых и красных. Или другой пример. В 1980-х, когда началось возрождение великого Китая, архитектором реформ стал Дэн Сяопин, формально уже отошедший от власти. Но уйдя со всех постов, он остался духовным лидером нации, ключевой фигурой государственной политики. Он с помощью армии предотвратил государственный переворот на главной площади Пекина 4 июня 1989 года, не допустил китайского «майдана». И сегодня его имя пользуется в Китае незыблемым авторитетом. Появится ли в России свой Дэн Сяопин?
Историю надо уважать. Не искажать ее события. У нее нет сослагательного наклонения. Как верно писал великий римский оратор Цицерон: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Рамазан Атрашевич, вы человек завистливый?
– Я никогда в своей жизни никому не завидовал. Всего, чего я достиг в жизни, это только упорным трудом. Зачем кому-то завидовать? Я воспитал прекрасных детей. Я ими горжусь. Как говорил один ученый: зависть – это скрытое, пассивное недовольство, а ненависть – это открытое активное недовольство. Я вполне доволен своей жизнью, судьбой.
Знаю, вы большой книголюб. Какое произведение, прочитанное вами за последнее время, произвело на вас особое впечатление?
– Это книга «Жизнь Николая Лескова». Она о замечательном писателе, авторе повести «Левша» Николае Семеновиче Лескове. И что меня более всего поразило, то это письмо отца писателя к сыну. Вот какие назидания он писал будущему литератору: «Выслушай меня и, что скажу, запомни: 1-е. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих. 2-е. Уважай от всей души твою мать до ее гроба. 3-е. Ни к чему исключительно не будь пристрастен, ибо всякое пристрастие доводит до ослепления. 4-е. По службе будь ревностен, но не до безрассудства, всегда сохраняя здоровье, чтобы в старости не быть калекою. 5-е. Уважай деньги, как средство, в нынешнем особенно веке, открывающее пути к счастью, но для приобретения их не употребляй мер унизительных, бесславных…»
Нет ничего особенного в этих правилах, нет в них какой-то запредельной мудрости, но главное – желание, главное – обращение к ребенку, к сыну, как к существу, которое более всего его занимало. Я бы назвал эти наставления моральным кодексом подрастающего поколения.
Что пожелаете молодежи?
– Здоровья и благополучия. Чтобы вы представляли лишь правду и добродетель, в самом привлекательном виде без злословий и пересудов. Злословие есть зараза нашего времени и величайшая язва истинного разума.
Ибрагим Гасангусейнов