Сваха – это призвание

К 100-летию Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького

 

«Настоящая сваха раз в сто лет

рождается! Как поэт!»

Авскентий Цагарели

 

Буффонада, эксцентрика, фарс, шутовство, прекрасная музыка, стилизация, зажигательные танцы, великолепный актерский состав, когда актеры делают акробатические упражнения, разрушают четвертую стену, выходя в зал и напрямую вовлекая зрителей в ход постановки – все это и многое другое вы увидите в спектакле «Ханума», поставленном в Дагестанском русском драматическом театре им. Максима Горького Денисом Малютиным. И как иначе, ведь Малютин выпускник Щукинского училища, где верны традициям школы Вахтангова, с его эстетикой и эксцентрикой. А потому естественным кажется музыкальное оформление, сделанное Малютиным. Те же «Миллион алых роз» появились здесь вполне оправдано, ведь песня о грузинском художнике Пиросмани, влюбившемся в приезжую актрису. Вся музыка спектакля наполнена любовью. Интересен спектакль именно тем, что он волнует зрителя не только блеском своего сценического воплощения, не только неожиданными своими приемами, но прежде всего внутренним своим смыслом – радостной и светлой жизни. Помогает этому ощущению и замечательные находки режиссера, такие как оранжевые косы и брюки, курица или петух (точно не разобрала) под мышкой, автомобильный номер, походки героев, накладные подушки на некоторых частях тела героинь, их дуэль на саблях и многое другое.

Пьеса «Ханума» была написана грузинским драматургом и актёром Авксентием Цагарели в 1882 году. Живые характеры персонажей, очаровательная атмосфера быта Тбилиси того времени и анекдотичный сюжет сразу сделали её популярной у зрителя. Позже текст пьесы Цагарели был обновлен Борисом Рацером и Владимиром Константиновым.

Конструктивные декорации художника Николая Чернышева из Санкт- Петербурга не только не мешали созданию образа действа, но напротив наполняли все сценическое пространство воздухом и светом. Именно их легкость давала возможность балетмейстеру Курбану Рамазанову создавать замечательные хореографические картинки. Работа художника по свету Адиля Адильханова заполнила сценическое пространство невероятной радостью бытия.

Радостью игры и перевоплощения наполнил режиссер и исполнителей. И ни один из них не подвел постановщика! Дуэт двух свах Ханумы (арт. Алина Абдулганиева) и Кабато ( арт. Диана Джахбарова) выше всяческих похвал. Кульбиты Ханумы, эксцентрика Кабато, их соперничество напомнило двух современных свах в программе 1 канала «Давай поженимся». Видимо истоки поведения этих ведущих берут начало в «Хануме», а тема соединения двух сердец весьма актуальна и сегодня.

Два мэтра театра народный артист Дагестан Алексей Тимохин в роли Князя Вано Пантиашвили и народный артист Дагестана Владимир Мещерин в роли Микича Котрянца забавны, умилительно целеустремленны в достижении поставленных перед ними самими целей. Одному нужно богатство, а другому титул. И ведь благодаря предприимчивой Хануме они получают то, к чему стремились.

А как очаровательны оранжевые влюбленные Сона (артистка Влада Алешина) и Коте (артист Данил Ганюшкин), ведь оранжевый цвет означает молодость и ассоциируется с позитивом.

Такой же позитив несет в себе и уважаемая матрона Ануш в исполнении народной артистки Дагестана Любови Даниловой. Её инвалидная коляска с автомобильным номером вовсе не мешает тетушке страстно выплясывать с молодым учителем, придавая всей сцене невероятный комизм.

Как всегда неподражаем артист Артур Джахбаров в роли Акопа. Его походка, подсмотренная вероятно, на улице Махачкалы, его прекрасный вокал и серьезность намерений наконец-то жениться, встретив свою единственную женщину, женскую половину зала заставляют завидовать Хануме.

Только вновь, небольшие недоработки звукоцеха с подачей звука на сцену в начале спектакля. И несколько выбивается из всего темпо-ритма спектакля и сцена в бане. Она кажется несколько затянутой, но появление Ханумы все вновь приводит в нужное ритмическое состояние.

Нет смысла пересказывать сюжет пьесы. Многим он знаком, а тем, кто еще не знает его, будет весьма интересно следить за всеми перипетиями, происходящими на сцене. Поверьте, оно того стоит!

В Год Семьи, как обойтись без Ханумы!

 

Наталья Газиева,

заслуженный деятель искусств Республики Дагестан,  лауреат Премии «Благодарность Мэра Москвы»