Дагестан является регионом распространения уникальной многонациональной культуры. Творцом, носителем и распространителем выступают более 30-ти коренных национальностей республики. Дагестанская культура на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии с другими культурами. Сегодня в республике живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин и т.д. На земле Дагестана можно услышать речь более ста национальностей.
Люди, к какой бы национальности они ни относились, в Дагестане чувствуют себя как коренные жители. Нет разницы, какой народ первым стал жить здесь, а какой поселился в недавнем прошлом. Главное — бескорыстное отношение к Дагестану на благо всех народов, живущих в республике.
Мало пользы от коренного жителя, который является стяжателем, искаженно понимает место человека в многонациональном обществе, забывает традиционные народные нормы и правила благородного, благочестивого человеческого общежития, занимается чинопочитанием, преклонением перед более состоятельными. Мало пользы от тех, кто на каждом шагу игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности общества, «прилипает» «казнокрадам», слепо подражает чуждым нормальному человеку, выдуманным нормам межличностных и межнациональных, отношений. И трижды коренным является тот, кто хоть и живет в Дагестане год-другой, но отдает свои силы и талант созиданию и процветанию республики, достижению достойной жизни ее народов. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы. Что же для этого нужно?
На наш взгляд, прежде всего необходимо всесторонне осмыслить потенциальные духовно-нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, сделать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого гражданина республики. Задача, замечу, нелегкая, но выполнимая. Ключевым направлением решения этой архиважной задачи непременно должно стать максимально продуманное преподавание и осмысление в школах республики содержания общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана».
Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, происшедшие в ХХ и начале ХХ1 веков, не могли не отразиться на состоянии культуры народов Дагестана. Национальная культура и более всего культура педагогическая все больше стали вытесняться в семейно-бытовую сферу. Долгие годы господствующая идеология признаками высококультурного человека считала не столько владение национальной культурой, сколько европейской и западной. А в последние десятилетия, вследствие ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате, как и во всей России, так и в Дагестане народы оказались безоружными перед активно наступающей западной массовой, а фактически лжекультурой… Все это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодежи.
Признаками обыденной жизни части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге многие населенные пункты республики теряют рычаги и способы управления не только детьми и молодежью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей нередко оказывается в руках случайных людей, скороспелых руководителей, порою не осведомленных ни в особенностях производительного труда, ни в традиционных народных нормах морально-этического воспитания достойного человека, труженика и гражданина.
Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населенном пункте республики. Достаточно сказать, что многие молодые люди, проживающие в городах, не владеют родным языком, либо владеют им в недостаточной степени. Наблюдается своего рода раскол внутри каждой нации, в основе которого различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники из обеспеченных и небогатых сельских семей зачастую порою аж до 2-3 курса держатся обособленно друг от друга.
Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ — нынешние студенты — смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не могут полнее объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.
На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путем пропаганды народного творчества и фольклора, как это часто делается сейчас на смотрах, фестивалях и праздниках. И это, безусловно, необходимая и значимая работа, но действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества возможно только через соответствующую работу в сфере образования. Об это не раз писали в печати озабоченные проблемой ученые педагоги, учителя и воспитатели (К. Ханбабаев «Дагестанские студенты в своей этнокультуре»; А. Джалилов, М. Магомедов, М. Нурмагомедов «Невостребованный потенциал этнопедагогики»; А. Абдусаламов «Кладезь народной педагогики»; С. Абдурахманов, Л. Межведилова «Искорка от моря света» и другие).
Принято считать, что образовательная система в республике вполне развита — на 3,3 млн. человек населения приходится более 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, профтехколледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это не говоря уже о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений с многотысячным контингентом студентов.
Осуществляя образование фактически на одном русском языке, иногда, может быть, и, уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов (русского языка и литературы, математики, химии, биологии, географии, истории, физкультуры и т.д.) совершенно упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила полноценного воспитания и становления человека. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние десятилетия с приходом в школы молодых учителей уроки ориентированы больше на обучение, главным образом на ЕГЭ и ОГЕ, нежели на воспитание. Подобная ситуация негативно отражается и на общем состоянии культурного развития подавляющего большинства населения республики.
Между тем ясно, что образование и воспитание тесно связаны и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Не случайно говорят: «Образование можешь получить и среднее, а воспитание должно быть высшее».
Поэтому преподавание образовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» во всех изначально еще в 1992 году предусмотренных Министерством науки и образования 4, 8-9, 10-11 классах должно быть объектом постоянного пристального внимания всех руководителей образовательных учреждений, учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики.
Разрешение данной проблемы, на наш взгляд, возможно, если дагестанская национальная интеллигенция, как один из главных субъектов образовательного процесса, направит все свои усилия на внедрение дагестанской культуры в образовательную систему Республики Дагестан. Нужно помнить, что «генетически понятие «Интеллигенция» является чисто культурологическим и означает, прежде всего: круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культуры. Не утрачивается до конца в понятии «интеллигенция» и его изначальный смысл, заключенный в латинском термине: понимание, знание, познавательная сила, — именно эти свойства, присущие определенной категории людей, оказываются определяющими их деятельность, ведущими в их общественном значении и социокультурном статусе». Поэтому всегда, особенно в современных условиях всевозможных попыток искажения традиционных духовно-нравственных ценностей дагестанской культуры, чрезвычайно важно и нужно в полной мере реализовать культурологический потенциал национальной интеллигенции.
Национальная интеллигенция в современных условиях воспроизводится через систему образования и в то же время сама выступает как субъект процесса обучения в лице своей активнейшей части — педагогов. Исторически она является преемницей прогрессивных народных педагогических традиций. Выдающие достижения и опыт всенародно признанных, веками высоко ценимых и поистине народных интеллигентов: педагогов, мыслителей и просветителей Дагестана: Магомеда Ярагского, Магомеда-Эфенди Османова, Абдурахман Гаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалутдина Казикумухского, Гасана-Эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадан-Эфенди, Дауд-Эфенди из Усиша, Мурад-Бей Дагестанлы, Дамадан-Эфенди из селения Мегеб и других невероятно велики, незабываемы и безмерно поучительны.
Именно лучшие дагестанские интеллигенты — мыслители, просветители, известные ученые, арабисты и алимы всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, были первыми образцовыми интеллигентами и поистине действительными учителями и воспитателями дагестанских детей и молодежи.
После того, как в годы советской власти стала функционировать государственная образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие ее совершенствованию, в частности, разрешение проблемы единства обучения и воспитания. Как уже указывалось, такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать в школах, техникумах и вузах, причем не как экзотика или один из предметов изучения, а как важнейшая составная часть — воспитывающая и мировоззренческая. Претворение этого тезиса в жизнь является высочайшей миссией дагестанской интеллигенции в области образования. Только она способна разрешить проблему окультуривания человека в образовательной системе, так как она, располагает навыками осмысления, понимания и применения традиционного культурологического потенциала, одновременно является важнейшим человеческим фактором и образования, и национальной культуры. Следовательно, можно ожидать от нее соединения обучения с воспитанием. Обучать она может потому, что сама образована, а ее способность воспитывать зависит от степени ее причастности к национальной культуре.
В условиях современного Дагестана школа от низшего до высшего звена усилиями национальной и прежде всего педагогической интеллигенции должна быть превращена в очаг образования и воспитания. Культурологический потенциал дагестанской интеллигенции при его целенаправленно систематической и успешной реализации мог бы стать надежной опорой полноценного образования и воспитания нынешних и грядущих поколений учащихся и молодежи.
Шайдабег Мирзоев,
зав. сектором педагогики ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи