Увидеть зернышко таланта …  

В Хасавюртовский район меня привел весомый информационный повод – пятиклассница из Покровской средней школы стала победителем международной олимпиады по ментальной арифметике. Таких, как пятиклассница Марьям Исакова, называют вундеркиндами. За ней этот статус уже прочно закрепился, ведь нынешний громкий успех – далеко не первый для нее.

Но ее личная одаренность – это только одна из составляющих. За каждым подобным явлением – забота взрослых. Тех, кто вовремя распознал талант, стал развивать его, нашел способностям применение.

Сначала, понятное дело, семья. Мы беседуем с мамой чемпионки.

 

Мадина Юсуповна, вы когда заметили, что ваша Марьям отличается яркими способностями?

— Она еще совсем маленькая была, а уже хорошо считала. Это у нее от отца, он всегда с цифрами дружил. И старший сын у нас такой.

 

И вы стали искать способы, чтобы развить талант дочери…

— Вы знаете, мы хоть в селении живем, но трудностей с развитием детских талантов не испытываем. Есть все возможности для этого, об этом заботится и руководство школы, и Управление образования. Так у нас Марьям стала посещать курсы по ментальной арифметике, три года занималась.

 

И вскоре стали приглашать на соревнования?

— Да, сначала была районная олимпиада. Там Марьям получила кубок суперчемпиона и статус вундеркинда. Потом взяла первое место на межрегиональной – в Махачкале. Через год повторила свой успех на Всероссийской олимпиаде. В Анталии мы с ней были на конкурсе, там тоже стала чемпионкой. И вот недавно – победа на международной олимпиаде в Узбекистане среди двухсот сорока участников.

 

Марьям свободно управляется с трехзначными числами. Ей никакой калькулятор не нужен…

— Она решает задачи в уме, за считанные секунды благодаря специальной методике. В начале обучения ментальной арифметике используют специальные счеты – абакус, ребенок учится считать на них и тренирует мелкую моторику рук. А Марьям уже счеты не нужны — они у нее в голове. И руками она себе может не помогать .

 

Какие планы у вас на ближайшее будущее?

— Вот в Москву приглашают, в Стамбул. А в конце года масштабная олимпиада будет в Иране. Вот туда обязательно надо попасть.

 

Вы всюду ее сопровождаете, насколько я знаю.

— А как иначе? Ребенок должен ощущать моральную поддержку, видеть в зале мамины глаза.

Вторая составляющая успеха – школа. Как бы ни старались родители, но если в школе нет той особой атмосферы, что располагает к росту, воодушевляет – зернышко таланта не даст обильных всходов. А в Хасавюртовском районе над этим работают. Целенаправленно и методично.

Об этом я попросила рассказать начальника Управления образования района Крымсолтана Кабардиева.

 

Крымсолтан Арсланович, Марьям далеко не первая школьница из вашего района, попавшая на первые полосы газет.

— Верно. Из той же школы , из Покровской , ученик принимал участие в передаче «Умники и умницы» . Немало одаренных ребят и в других образовательных учреждениях. Вот Ахмед Гусейнов из селения Эндирей получил недавно путевку в Артек. Он тоже победитель конкурсов, да еще и волонтер.

 

У вас недавно прошел муниципальный родительский форум …

— Его название само за себя говорит : «Диалог семьи и школы». Если он есть – этот диалог, если есть понимание, что мы делаем общее важное дело – можно рассчитывать на победы , на появление новых вундеркиндов.

 

Учащимся есть на кого равняться, имена ваших педагогов звучат на всероссийском уровне.

— Год педагога и наставника в Хасавюртовском районе прошел очень насыщено и плодотворно. Основной целью всех проведенных в этом году мероприятий было показать престиж профессии педагога, ее значимость, необходимость и ценность. В очередной раз педагоги района показали лучшие результаты не только на региональном, но и на федеральном уровнях. Марха Бурзаханова заняла второе место на Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья-2023», Луиза Дагирова — победитель Всероссийского проекта «Методический проАктив-2023», выступила с докладом на Всероссийском Августовском совещании в 2023 году

 

Крымсолтан Арсланович, а можно подробнее, как работаете над развитием способностей учащихся.

— В двадцати четырех общеобразовательных организациях функционируют центры образования «Точка роста». Во всех школах созданы школьные спортивные клубы, открыты кружки «Театр в школе», в 25 организациях реализуются программы дополнительного образования детей по новым местам «Успех каждого ребёнка» по 6 направлениям, охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 85 %, по федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в Хасавюртовском районе работают 9 общеобразовательных школ и они получили современное оборудование: ноутбуки, телевизоры, видеокамеры и МФУ, а также в рамках данного проекта все 55 общеобразовательных организаций Хасавюртовского района подключены к высокоскоростному Интернету.

Вся работа ведется согласно Плану мероприятий по повышению качества образования. По всем пяти направлениям данного плана показатели достигнуты 100%.

С 2021 года в 15 школах района реализуется проект «Футбол в школе». В 6 школах реализуется проект «Самбо в школу». В 5 школах реализуется образовательная программа по предмету «Физическая культура» с модулем «Бадминтон». Все общеобразовательные организации оснащены открытыми плоскостными спортивными сооружениями — воркаут-площадками, также установлены 2 мини-футбольных поля. В образовательных учреждениях МО «Хасавюртовский район» активно внедрены такие федеральный проекты с участием учащихся, как «Билет в будущее», «ПроеКТОрия», «Урок цифры», «Учитель будущего», «Большая перемена».

 

В конце прошлого года Минобразования Дагестана провело мониторинг и выяснилось, что только у вас по всем показателям 100 процентов.

— Мы не ставим перед собой задачу опередить кого–то. Надо, чтобы высокие показатели стали не чем-то из ряда вон выходящим, а привычными. Так и должно быть. Для этого нужен системный подход.

 

О вас говорят, что вы сразу задаете высокую планку.

— Знаю, что со мной нелегко. У меня потребность доводить начатое до совершенства, до образцовости.

 

Я думаю, у вас в генетическом коде записана требовательность к себе.

— Да, у нас с отцом много общего, уже одно то, что я пошел по его стопам, само за себя говорит. Арслан Крымсолтанович был самым молодым директором школы в свое время, в 1974 году. В свои 24 года возглавил педагогический коллектив и работал сорок лет. В 2014 году его не стало.

Мама тоже за свое дело болела всей душой. Она пятьдесят лет проработала заведующей фельдшерско – акушерского пункта в Тотурбийкале. Обивала все пороги, чтобы открыли амбулаторию, к кому только не обращалась. Убеждала, что нельзя без этого никак, село же растет.

Я младший из детей в семье. Старшая сестра Индира работает учительницей, преподает русский язык и литературу. Оба старших брата работают в органах. Отец очень хотел, чтобы я выбрал педагогическую стезю. Как я думаю, видел мой потенциал, будучи прозорливым и мудрым.

 

Вы же в родном селе начали трудовую деятельность?

— В 2000 году начал работать учителем технологии. Потом преподавал информатику. Проработал в школе до 2011 года перешел в Управление образования ведущим специалистом. Вскоре назначили заместителем начальника Управления образования. Потом был назначен директором школы и работал до 2018 года.

 

Ваше прекрасное владение информационными технологиями и сегодня сказывается. Я читала, что опыт вашего Управления рекомендуют другим, шагаете в ногу с прогрессом.

— В те годы это только начиналось. Меня захватили эти новые знания и возможности, которые дала информатизация. В настоящее время мы на первых позициях. У нас стопроцентное внедрение цифровой образовательной среды, таких платформ как «Сферум», ФГИС «Моя школа». Все общеобразовательные организации района перешли полностью на электронный журнал Дневник.ру, АИС «Детский сад», АИС «Контингент».

 

Как прошла государственная итоговая аттестация?

— ГИА прошла без замечаний и нарушений. Из 2 406 выпускников 9-х классов аттестаты особого образца получили 155. Из 310 выпускников 11-х классов 28 получили медали за особые успехи в учении. Но я все равно не очень доволен. Все время нацеливаю на улучшение качества образования свою команду.

 

Большое внимание вы уделяете работе по строительству и капитальному ремонту образовательных организаций.

— За последние годы открылись 10 новых общеобразовательных организаций на 3 286 ученических мест и 2 дошкольных учреждения на 240 мест. На стадии завершения ещё один детский сад в с. Куруш на 200 мест.

В рамках реализации федеральной программы капитального ремонта школ в 3 общеобразовательных организациях проведён ремонт с получением новой мебели и оборудования.

По республиканской программе проведён капитальный ремонт в детском саду с. Аксай.

За счёт средств муниципального бюджета проведён капитальный ремонт в двух школах района (Эндирейская СОШ № 1 и Октябрьская СОШ). А в школе-интернат 8 вида провели частичный ремонт и по проекту «Доброшкола-2022» получено новое оборудование.

Решаем проблему с аварийными школами. Идет поэтапное решение данного вопроса. К примеру, в 2023 году провели капитальный ремонт в МКОУ «Октябрьская СОШ» за счёт средств муниципального бюджета и идёт строительство 7 объектов на 2 920 ученических мест. По оставшимся школам подготовлена документация для строительства.

 

Как работаете с проблемами?

— В первую очередь нужно уметь слышать людей. Когда приходят к тебе на прием — четко и ясно понимать, что люди конкретно хотят.

Тем, кто в моей команде, все время внушаю: не ждите, пока проблема разрастется. Реагируйте сразу даже на кажущиеся незначительными сигналы.

Проблему нужно обозначать, проблему нужно решать. А чтобы руководителям на местах было легче, мы создали Совет директоров, собираемся регулярно.

 

Я уже поняла, что системность – ваш стиль. Желаю вам дальнейших успехов!

 

Тагират Гасанова