Первый музыковед Дагестана

(Памяти композитора Сейфуллы Керимова)

 

В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один из талантливых музыкантов, который покорно служил искусству, работая на благо дагестанского народа Сейфулла Асадуллаевич Керимов. Родился он в селе Уллу-Гатаг Кюринского округа ныне Сулейман-Стальского района в семье рабочего.

Его семья переехала в город Баку на заработки. Детство Сейфуллы Керимова прошло в Баку, Дербенте и Самуре. После смерти отца семья переехала в родное село Уллу-Гатаг.

С раннего возраста его тянуло к музыке, был очень способным, впечатлительным, прекрасно играл на таре, кеманче, природа наделила его отличным музыкальным слухом.

Окончив в 1935 году Уллугатагскую сельскую школу, Керимов поступает в Махачкалинское музыкальное училище. Его первым преподавателем был одаренный талантливый педагог Хизгил Ханукаев. Керимов занимался по классу скрипки, но его больше влекло к оркестру народных инструментов, был примерным студентом, обладал безупречным вкусом и безошибочной интуицией. Он любил народные песни, ему хотелось исполнять их несколько иначе, думал изменить, внести что-то новое, создать что-то собственное. Прекрасно владел техникой игры на фортепиано. Яркие способности его определили стержни музыкального восхождения, проявились композиторские задатки. Видя его способности, ему предложили поступить к консерваторию. Он выбрал Одесский музыкальный техникум им. Столярского при Одесской консерватории и был принят в класс композиции.

В 1942 году Сейфулла Керимов знакомится с одним из самых известных педагогов композиторов-теоретиков того времени Мироном Плоткиным, который обратил внимание на его незаурядные способности. Он обучал его композиторской технике, учил его к бережному отношению к народным музыкальным истокам, народному фольклору. Керимов успешно заканчивает композиторский факультет.

После окончания учебы он работал в оркестре Государственного ансамбля песни и танца Дагестана солистом-кеманчистом, затем в Комитете по радиовещанию редактором и художественным руководителем музыкального вещания.

Работая дирижером оркестра народных инструментов и симфонического оркестра, одновременно преподавал теорию и историю музыки, а также навыки игры на фортепиано в Махачкалинском музыкальном училище. В этот период композитор пишет много замечательных произведений.

Произведения народного артиста дважды отмечались государственными премиями, ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РД». Произведения композитора многократно исполнялись в Москве, Ленинграде, городах Северного Кавказа, получили признание и высокую оценку музыкального общества страны.

В 1951 году Керимов поступает в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Учеба в стенах одного из старейших вузов страны у прекрасных педагогов оставила след в творчестве композитора.

В 1955 году был создан Союз композиторов Дагестана. У истоков его создания стояли известные музыканты: Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Сейфулла Керимов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Шамиль Ханмурзаев, Манашир Якубов, Баба Кулиев, Георгий Папаян и другие.

Этот творческий союз внес значительный вклад в историю развития музыкальной культуры Дагестана. Работая в Союзе композиторов ответственным секретарем, Керимов проделал огромную работу по популяризации классической музыки. За большие заслуги в развитии музыкального искусства страны был удостоен звания «Народный артист Дагестана». Сейфулла Асадуллаевич очень старался не допустить пропажи музыкального наследия народов Дагестана. Объезжая с магнитофоном в поисках мелодий побывал с экспедицией во всех районах Дагестана по сбору старинных народных песен, особенно лезгинских народных песен (лирические, трудовые, обрядовые, танцевальные мелодии).

Было очень сложно, ведь песни помнили в основном пожилые женщины, мужчины. Многие стеснялись на кассету напевать, очень часто приходилось их уговаривать. Он также пользовался сведениями музыкантов-виртуозов, играющих на свадьбах, участвующих в застольях.

Сейфулла Керимов очень хорошо знал старых ценителей старинных мелодий. Он не ограничивался только лезгинскими рамками, но и аварскими, даргинскими, лакскими, кумыкскими и другими. Собрал множество народных мелодий. Многие его музыкальные произведения уже в 60-х годах вошли в репертуар дагестанских и российских музыкальных коллективов. У Сейфуллы Керимова есть очень популярный цикл дагестанских народных песен, к тому же, написанных так, что многие и не догадывались, что автор лезгин.

Тематика его песен разнообразна, в них воспевается Россия, Дагестан, дружба народов, любовь и счастье. Он плодотворно сотрудничал с разными поэтами для которых писал музыку. Им написаны лакские, аварские, кумыкские песни: «Привет», «Сон» на слова Гаруна Саидова; на слова Абигасанова: «Дороги мира», «Песня дагестанских пионеров» на слова Расула Гамзатова, «Мои родные горы»; «Моя любовь» на слова Аминат Ибрагимовой.

Кумыкские песни «Ты цветок души моей», «Ожидание». Народная артистка России Бурлият Ибрагимова была одной из первых исполнительниц лирических песен в эстрадном стиле.

Ярко и выразительно звучат песни «Как ты хорош» в исполнении Заиры Даибовой, «Ночь» в исполнении Светланы Мусаевой на фортепиано сыграла Диана Увайсова.

Прелюдия «Шутка» на фортепиано в исполнении Рамины Магомедовой.

Лезгинская народная песня солист-тарист Арсен Шихмурадов, фортепиано Тамила Кадырова и др.

Обработки народных песен: «Загадур-зага», «Перизада», «Суваллай Яр» в исполнении народного артиста РД Тарлана Мамедова. «Мулейли», «Лагь-бала»; Песня «ковровщиц»; «Песня о Сталине»; «Три девушки» на слова Ш. Мурадова. Песня «Саяд» в исполнении Сульгият Гаджиевой под руководством эстрадно-симфонического оркестра Магомедова Абакарова. «Песня о родине» на слова Т. Хрюгского, «Хорошо парень хорошо» в исполнении Рагимат Гаджиевой. «Лезгинская рапсодия» для оркестра в исполнении Дагестанского государственного оркестра народных инструментов при Министерстве культуры.

Наряду с песенным творчеством Сейфулла Керимов в 1958 году сочинил совместно с Сергеем Агабабовым инструментально-оркестровую музыку «Дагестанский марш».

Вот уже 62 года звучит во всех странах, где гастролирует знаменитый на весь мир Государственный ансамбль танца «Лезгинка».

В цивилизованных странах мира существует международное авторское право, однако у нас в стране этого нет, и если бы у нас работало международное авторское право, композитор Сейфулла Керимов был бы одним из самых богатых людей.

Он автор цикла прелюдий и вариаций для фортепиано, вокально-инструментальных и камерных произведений, многочисленных пьес для концертов скрипки с оркестром, флейты, скрипки и романсов симфонического оркестра.

В его творчестве есть и большие музыкальные произведения, например, концертино для кларнета и симфонического оркестра и небольшие произведения от фольклора до классики.

Керимов был великолепным аранжировщиком произведений для хора и симфонического оркестра. Он плодотворно работал в жанрах инструментальной миниатюры, эстрадной песни. Его произведения зрелые, отличаются творческой плодовитостью, выражающейся в большом количестве написанных им песен, хоров, музыкальных миниатюр и крупных полотен. Он также написал музыку к спектаклям аварского, кумыкского, даргинского, лезгинского театров. Диапазон его творчества широк. В работах композитора тесно сплелись интонации и ритмы национального фольклора и выразительные средства эстрадной песни, что сделало его произведения узнаваемыми и любимыми публикой. Популярность сочинений в том, что в них есть привлекательность, мелодичность, какая-то индивидуальная гармония.

Песни, мелодии Сейфуллы Асадуллаевича связаны духовной культурой прошлого, в них прослеживается преемственность музыки, горских традиций. В них можно узнать горы, сады, чистоту чувств, красоту мелодий, они понятны для людей разных возрастов, вкусов. Его музыка отличается оригинальностью, новаторством, разнообразием форм и построения мелодии. Творчество Керимова находит отклик в сердцах не только лезгин и всех народов многонационального Дагестана, но и России, что является свидетельством популярности и таланта.

Его произведения вошли в золотую классику дагестанской музыки. Они изучаются в музыкальных школах, училищах, вузах и по сей день, оставаясь актуальными и значимыми.

Сейфулла Керимов является одним из тех, кто продолжил заложенный фундамент патриархом музыки, основоположником Дагестанской профессиональной музыки, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом двух сталинских премий Готфридом Гасановым. Его музыка продолжает звучать сегодня, неся слушателю светлое ощущение гармонии жизни, глубину чувства и высокую эстетику мастерства.

Ушел из жизни Сейфулла Керимов в 1991 году, не дожив 2 месяца до своего 70-летия. Его именем названа детская музыкальная школа № 6 г. Махачкалы, установлена мемориальная доска на доме по ул. Ленина, где он жил последние годы жизни. Печально, но объективный закон бытия неумолим, нас покидают выдающиеся люди, чьим талантом и трудом создавались духовное богатство Дагестана ХХ века, золотой фонд нашего культурного наследия. Ничто не вечно под луной. И это действительно так, меняется все: и песни, и люди, и нравы.

Но мы поколение, которое должно сделать все, чтобы сохранить и передать эту любовь к творчеству будущим поколениям.

Мне посчастливилось познакомиться с Сейфуллой Керимовым в 1961 году. Тогда коллектив Союза композиторов активизировал свою деятельность, принимая участие в смотрах-конкурсах: «Мы ищем таланты», «Товарищ песня» и других мероприятиях проводимых во всех учебных заведениях Дагестана. Моей заветной мечтой было получить музыкальное образование, была активной участницей художественной самодеятельности в школе, принимала участие во всех мероприятиях, проводимых в районе. Вспоминаю часто, как в раннем детстве напевала разные мелодии, звучавшие в моем воображении маме, бабушке, родным и близким, просила их послушать мое сочинение. Послушав сочиненную мною песню, в ответ твердили, что действительно такую песню они не слышали, но особое значение этому не придавали и по их настоянию я поступила в Дагестанское медучилище на акушерское отделение. Была активной участницей художественной самодеятельности училища, пела песни, танцевала. В 1961 году состоялся смотр-конкурс на лучшее исполнение песни, председателем жюри был композитор Керимов, я заняла первое место. Первый успех пришел ко мне с песней собственного сочинения «Скажи любимой» на слова известного поэта и прозаика Забита Ризванова. На второй день после смотра меня пригласили в кабинет директора медучилища Мунчаева через куратора курса и сказали, что меня приглашают в Союз композиторов Дагестана.

В кабинете присутствовали и другие члены Союза композиторов. Сейфулла Керимов попросил меня спеть еще одну песню. Я спела песню «Наш Ильич» собственного сочинения. Он был удивлен и самолично написал партитуру песни, предложил спеть на кассету, я отказалась. Песня была передана для исполнения Заслуженному артисту РД Гайдару Абдулаеву. Эта запись до сих пор хранится в музыкальном фонде Комитета радио и телевидения РД, а нотный лист с заветной партитурой я храню и берегу в моем домашнем архиве. Так и наступил мой час удачи. Керимов встретился с моим отцом, предложив дать мне музыкальное образование, однако родители не желали отпускать меня за пределы Дагестана.

Проучившись 4 года ДМУ, после окончания учебы по распределению была направлена в Касумкентскую центральную районную больницу акушеркой родильного отделения. Тяга к творчеству продолжала жить, любовь к музыке не ослабевала, а с годами только росла. Одновременно на общественных началах руководила хором в Касумкентском доме пионеров и школьников. Заочно окончила ДГУ филологический факультет (русское отделение). В 1978 году на районном смотре-конкурсе работников народного образования исполнила песню «О матери», заняла первое место и вскоре меня назначили заведующей отделом культуры Сулейман-Стальского райисполкома, а впоследствии направили заведовать отделом социального обеспечения Сулейман-Стальского райисполкома. Чтобы полностью отдаться музыке, нужно было отрешиться от остальных проблем, а забот и хлопот было немало, как и у всех горянок. Большая семья, пятеро детей, сложная ответственная работа. Основным смыслом моей жизни было создание крепкой семьи.

Очень старалась, и думаю, справилась с обязанностями дочери, супруги, невестки, матери, сестры, а теперь уже свекрови, бабушки и прабабушки. Все это мне удалось. Однако сожалею, что в искусстве не смогла себя реализовать полностью. Подсознательно я всегда чувствовала свою принадлежность к искусству и посвящала себя ему как могла.

Благодаря любви к музыке я сумела найти свое место в жизни, утвердить свое право на творчество. На сегодняшний день в моей музыкальной копилке более ста песен, созданных одним порывом вдохновения, накрывающим как волна, песни имеющие свою историю. Результатом этого тяжелого, но возродившего душу труда стало издание моей книги «Жизнь расписанная нотами», начинающейся с нотного листа с заветной партитурой, написанного великим профессиональным композитором Сейфуллой Керимовым.

Меня не покидало желание написать статью о нем. Юбилей, это всегда повод для размышлений о прожитом, выстраданном и обо всем том, чем одаривает судьба каждого жившего на земле человека.

Знакомство с творчеством Керимова, его трудолюбием и настойчивостью, целеустремленностью, его умением самозабвенно отдавать себя музыке и творчеству — все это замечательный пример подрастающему поколению. Творчество Сейфуллы Керимова целая эпоха в установлении и развитии профессионального дагестанского музыкального искусства и вместе с тем одна из самых ярких вершин в истории национальной культуры. Имя Сейфуллы Керимова вошло в ряды дагестанских классиков еще при жизни. Его творчество представляет прекрасный образец искусства ярко национального, неповторимого по стилевому почерку. Музыкант республики, получивший профессиональное композиторское образование, он проявил себя в творчестве человеком исключительно яркой и разносторонней индивидуальности: симфония, камерная, инструментальная и вокальная музыка, хоры, романсы, песни, танцевальные мелодии.

Его музыка продолжает звучать и сегодня, неся слушателям ощущение гармонии жизни, глубину чувства и высокую эстетику мастерства. В современной профессиональной музыке Дагестана многие его талантливые сочинения к великому сожалению, десятки лет ждут своего сценического воплощения. В каждом районе есть учреждения культуры, музыкальные школы и школы искусств. Следует провести республиканские, районные конкурсы на лучшее исполнение произведений Сейфуллы Асадуллаевича, да и много чего можно сделать в память о нем.

Он заслужил это своим беззаветным служением самобытному и прекрасному искусству Дагестана. И никогда не следует забывать выдающихся композиторов, певцов, музыкантов, которые своим неповторимым искусством прославляли Дагестан.

 

Маина Абдулмуталибова,

композитор, член Союза журналистов России