К 100-летию Республиканского драматического русского театра
им. М. Горького
Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит.
«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери.
Однажды в темную предновогоднюю ночь в одном из репетиционных залов Дагестанского русского драматического театра собрались заговорщики, руководителем этой команды была некая Марина Карпачева под кодовым именем «Режиссер-постановщик». И задумали они спектаклем «Щелкунчик» доставить радость не только маленьким зрителям, но и себе, всем участникам этого действа. И ведь, что удивительно, это им полностью удалось!
Зная, как автор сказки Эрнест Теодор Кофман был невероятно музыкален и сам играл на органе, фортепьяно, скрипке и прекрасно пел, заговорщики решили поставить не просто спектакль, а мюзикл. А потому взяла Марина Карпачева за основу музыку В. Баскина на либретто В. Муравьева, где каждое движение исполнителей пропитано сказочной музыкой. И дала она задание Б.Голодницкому под кодовым именем «сценограф», Г.Ханевской с кодовым именем «художник по костюмам» и А. Адильханову с кодовым именем «художник по свету» создать на сцене мир, в котором сказка превратится в реальность, а сон в явь и где герои сказки будут чувствовать себя совершенно естественно в предлагаемых обстоятельствах. А посему, как только открывается занавес, зрители сразу же попадают в удивительную сказочную страну с замком и танцевальным залом, за окнами которых зимний пейзаж говорит, что речь идет о новогодней сказке, а волшебный свет подчеркивает изумительные костюмы персонажей.
Надо сразу же отметить, что королева мышей артистка Алина Абдулганиева с кодовым именем «Мышильда» с первым же появлением на сцене дает невероятный эмоциональный заряд. Она пластична и грациозна, гротескна и комична. Сама актриса наслаждается своею ролью, приглашая это делать и зрителей. Она, так хороша в своей «страшности», что, когда она погибает, ее очень не достает. Вот такой парадокс. А артист Данил Ганюшкин, выступающий под именем «Мышона», невероятно похож на Мальчиша Плохиша из сказки А. Гайдара «Мальчиш Кибальчиш». Видно, хорошие книжки в детстве читал артист и очень ему не хочется взрослеть.
Главная героиня сказки под именем Мари в исполнении артистки Дианы Джахбаровой будто бы продолжает играть в принцессу из детской сказки. У ее героини чуткое сердце: за уродливой внешностью Щелкунчика она смогла рассмотреть его прекрасную душу. Девочка готова идти на жертвы ради спасения друга. Она нежна и мужественна одновременно.
Артист Антон Артемов под именем «Дроссельмейера» — изобретатель и фантазёр. Он чем-то похож на Щелкунчика: он не очень красив внешне, но зато умеет творить настоящие чудеса. Но именно он говорит, что волшебники могут все, но не всегда. Лишь любовь одна непобедима.
В мир магии, доброты и зимней сказки попадают все зрители и сами артисты в этом спектакле, как будто вторя Карлу Гоцци, «что целый арсенал нелепостей и чертовщины не может создать духа сказки, который заключается только в глубоком ее основании, в главной мысли, созданной каким-нибудь философским явлением жизни».
Мюзикл «Щелкунчик» словно намекает, что за самыми обыкновенными вещами может таиться волшебство! Это пожелание взглянуть вокруг себя чуть внимательнее, увидеть скрытый смысл событий, явлений, предметов.
Идея спектакля «Щелкунчик» в том, что волшебство повсюду, стоит только захотеть его увидеть и не забывать, что когда-то все взрослые были детьми.
К счастью, все участники заговора под кодовым именем «Щелкунчик», не забыли, что когда-то и они были детьми, а посему нам был представлен по-настоящему сказочный, музыкальный и замечательный спектакль. Браво, заговорщики! Заговор удался на славу!
Наталья Газиева
заслуженный деятель искусств РД,
театровед