Ученые жалуются: школьники плохо ориентируются в вопросах культуры, обычаев и традиций своего народа, отрываются от корней, им куда ближе чужие ценности, нежели свои, родные… О непростой ситуации вокруг предмета «Культура и традиции народов Дагестана», проблемах преподавания и этнокультурной неграмотности населения рассказывает автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по данному курсу, заслуженный деятель науки РД, отличник народного просвещения РФ, профессор кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета Шайдабег Айдабегович Мирзоев.
По его словам, за 30 лет изучения в школах республики предмета «Культура и традиции народов Дагестана» можно говорить как о положительных результатах, достигнутых в части культурологического образования учащихся, так и о проблемах.
– Культуру и традиции народов Дагестана, как первоначально предусматривалось программно-инструктивными документами Министерства образования и науки РД, следовало изучать в качестве обязательного регионального предмета в 4,8,9,10,11 классах во всех без исключения школах Дагестана, – рассказывает профессор. – На деле же получилось так, что в некоторых учебных заведениях по решению руководителей предмет был введен не как обязательный, а как рекомендательный. Объяснили такое решение тем, что на местах нет педагогов-культурологов, недостаточно учебно-методической литературы и т.д. Между тем сохранение и укрепление единства и целостности народов Дагестана зависят от воспитания подрастающего поколения на традициях и обычаях своего народа. К сожалению, многие нынешние учащиеся, а нередко и педагоги, даже руководители образовательных структур не понимают, что незнание культуры может пагубно сказаться на будущем страны и республики.
Шайдабег Мирзоев задается вопросом: компетентны ли директора школ решать, обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами нуждаются в культурологическом образовании?
– В большинстве школ урок вели неподготовленные учителя. Для многонациональной республики силами лишь Минобрнауки РД и его институтов сложно в одночасье создать культурологическую базу, учитывающую реалии каждой местности и каждого народа. Введение предмета «Культура и традиции народов Дагестана», его программное содержание, скрупулезно отобранное гуманистически настроенными авторами, давало возможность не только создать собственную школьную, районную культурологическую базу, но и системно осмыслить материальные и духовные ценности каждого населенного пункта республики, – отмечает Мирзоев. Повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств.
В чем, на ваш взгляд, причина кризиса духовных ценностей?
– Чем нас «кормят» многие СМИ? Они заняты лишь духовным разложением народа. Весь день мы видим и читаем: украли, убили, задавили… На этом растет молодежь. Впитывая в себя негатив, она деградирует. Чтобы избежать подобного, необходимо сменить вектор информирования, говорить о добром, светлом. Разве его мало вокруг? Решение проблемы возможно при воспитании подрастающего поколения на традиционной культуре своего народа. Именно эта установка и стала определяющим мотивом всей нашей многолетней работы по скрупулезному отбору и методически обоснованному освещению в учебниках программного содержания по предмету «Культура и традиции народов Дагестана». Разработанные программы и учебники, по отзывам учителей и родителей, положительно сказались на воспитании школьников.
– Насколько мне известно, по данному курсу было проведено анкетирование среди руководителей районных управлений образования, директоров школ, учителей, учеников и родителей. Каковы результаты?
– Анализ ответов все еще ведется, но уже можно сделать выводы по некоторым позициям. Например, ответы детей, изучающих предмет в 4 и 8 классах, существенно отличаются от ответов тех, кто его не изучает. На вопрос: беседуете ли вы с родителями о том, что узнали на уроках «КТНД», 55% учеников ответили утвердительно, при этом большинство старшеклассников: нет. А на вопрос, считаете ли вы нужным изучение «КТНД» для вашего ребенка, 93% родителей ответили «да», 5,6% – «нет», 1,4% – «не знают».
Как восполнить серьезный пробел в духовно-нравственном воспитании молодежи?
– Школы нуждаются в грамотных учителях-культурологах, не хватает регулярных курсов повышения квалификации, взаимодействия учителей с деятелями культуры, науки, просвещения, старейшинами, духовенством республики, которые готовы оказать школам и учителям помощь в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Важно обеспечить каждого ученика учебниками, создать районные, городские и республиканские общественные советы по развитию национальной культуры и вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы с 4 по 11 классы.
Резюмируя сказанное, хотелось бы предложить пути оптимального решения проблем культурологического образования. Они на наш взгляд таковы:
Первое – подготовка учителей «КТНД». Современная дагестанская общеобразовательная школа нуждается в функционально грамотных учителях-культурологах. Достойно обучаясь и всесторонне просвещаясь, в современных условиях нравственной деформации части общества, только они могли бы прийти на замену настоящим народным учителям – именитым дагестанским мыслителям и просветителям, смогли бы стать духовной опорой дагестанского многонационального общества. Для этого Минобрнауки РД требуется дать заявку ДГУ и ДГПУ в подготовке высококвалифицированных учителей – культурологов.
Второе – систематическая научно-методическая работа с учителями предмета «Культура и традиции народов Дагестана», включающая семинары, конференции и курсы повышения квалификации.
Третье – обеспечение школ уже изданными учебниками КТНД для 5 класса и их целевое использование. Рекомендовать директорам образовательных организаций, не держать полученные учебники КТНД без движения в школьных библиотеках, а непосредственно использовать в рамках преподавания предмета ОДНКНР.
Четвертое – это создание районных, городских и республиканских общественных советов по развитию родной и дагестанской национальной культуры, которые взяли бы на себя решение организационных, и прежде всего материально-технических задач преподавания «КТНД».
Пятое – систематичность и последовательность целостного усвоение ценностей всех направлений дагестанской национальной культуры с учетом возрастных особенностей развития и становления учащихся. Для этого следует незамедлительно вернуть предмет «Культура и традиции народов Дагестана» в учебные планы 8,9,10,11 классов как сельских, так и городских школ, лицеев и гимназий республики.
Если мы не решим эти вопросы безотлагательно сегодня, то завтра будет уже поздно.