УЧИТЕЛЬ-ПОДВИЖНИК

«Движение – вот способ, что на деле

Людей порою приближает к цели».

(Расул Гамзатов)

 

Я с детства с уважением отношусь к педагогам. Они мне интересны таинством профессии, в них привлекает неиссякаемое, ставшее принципом жизни, нормой каждодневного поведения благородство. В этом я убедился, когда познакомился с руководителем столичного муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 37» имени Героя России Магомеда Нурбагандова Эльвирой Аслановной Асланбековой. Не будет преувеличением, если скажу, что в её натуре, манере общения – бережное отношение к человеку, я бы уточнил, некая застенчивость. В деятельности педагога, наставника ей присуща жертвенность, несознаваемая ей самой, естественная, прирожденная.

Известный советский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую воспитывает личность, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Депутат Госдумы РФ Нурбаганд Нурбагандов, отец Героя России, имя которого присвоено гимназии № 37, – частый гость в педагогическом коллективе, интересуется нуждами коллектива, оказывает всяческую помощь. Вот что он говорит о руководителе Асланбековой: «Эльмира Аслановна – опытный организатор с высшим педагогическим образованием, профессионал своего дела. Руководить педагогическим персоналом, знать психологию детей – непростая работа. Должность эта требует гармоничного сочетания решительности и самообладания, принципиальности и гибкости, великодушия и любви к людям. Руководитель всегда в гуще событий, совершенствует свои познания, того же требует с подчиненных. Спокойно и строго контролирует действия предметников, взвешенно и аргументированно объясняет суть вопроса. Всячески поощряет толковых и добросовестных педагогов, считается с мнением коллектива. Она думает, что основой здоровых взаимоотношений между людьми, какую бы должность они не занимали, является искренняя доброжелательность».

Директор гимназии ответила нам на несколько вопросов.

 

Эльвира Аслановна, упомянутый выше академик Лихачев назвал учителя подвижником. Не зря, видимо?

– А кто такой подвижник? Это тот, кто двигается. Скажем, если человек стал доктором наук, многого достиг и перестал двигаться, то он перестал быть подвижником, а значит, никакого дальнейшего развития не будет, а остается лишь почивание на лаврах. Нам, педагогам, ни в коем случае не следует этого делать. Блестящие знания, полученные в вузе, не являются индульгенцией на будущий учебный процесс. Надо постоянно работать над собой, двигаться вперед, расширять свой кругозор. Это относится ко всем мыслящим людям, которые берут на себя ответственность учить других.

Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некие компетенции. Стать педагогом – это не только набрать сумму знаний. Учитель призван являть собой сплав науки и подвига, а что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником.

 

2023 год прошел как год педагога и наставника. Чем он запомнился?

– То, что год был объявлен годом педагога и наставника – знаменательно. Символом же года был пеликан. Ведь не зря же учителю года России вручают приз «Хрустальный пеликан». Эта птица, которая, как гласит легенда, собственной кровью лечила своих птенцов, ужаленных змеей. Это удивительный образ жертвенности. Пеликан вошел в культуру, в том числе изобразительное искусство, как символ подвига, способности отдать свою жизнь другим.

А год запомнился тем, что нашему образовательному учреждению в конце ноября в торжественной обстановке было присвоено имя Героя России Магомеда Нурбагандова, погибшего от рук бандитов. Его два слова «Работайте, братья!» обошли весь мир. Он бросил вызов отморозкам, требовавшим от него обратиться к молодежи республики не идти служить в правоохранительные органы. Он был верен присяге, не склонил голову перед дулом автомата.

Мы будем гордиться тем, что носим его имя. В школе открыли музей боевой Славы, открыли мемориальную доску Герою. В экспонатах музея фотографии, личные вещи Героев России и кавалеров ордена Мужества, участников спецоперации на Украине. Они были воспитаны в дагестанских семьях, учились в наших школах. Это настоящие воины, патриоты, способные противостоять жестокости, способные отстоять дорогие всем нам законы добра, чести, верности, справедливости, здравого смысла, честного труда, семьи. Они жертвуют своей жизнью и Всевышний принимает эту жертву как великое проявление любви к Отечеству. А Родина – не абстрактное понятие, а в первую очередь народ. Это значит, что человек погибает, свидетельствуя тем самым о любви к своему народу. А если спросить такого парня об этом – он ничего этого не скажет. Он об этом даже не думает. Но он так действует, потому что эта ценность является органической частью его мировоззрения, его души.

В ушедшем году, кроме сказанного, наши лучшие педагоги были удостоены благодарственных писем Госдумы России. Среди них Мкртчян С.В., Ибрагимова Г.Г., Маматиева М.Д., Рамазанова И.М. Много у нас победителей предметных олимпиад и участников научно-практических конференций. Мы гордимся тем, что учителем года стала преподаватель физики Абдурашидова А.А.

 

Эльвира Аслановна, есть школы с углубленным изучением иностранных языков, но не слышал о школах с углубленным изучением родных языков. В чем дело?

– Действительно, одним из первых вопросов, который задают руководителям общеобразовательных учреждений родители – это вопрос об иностранных языках, которые преподаются. Как будто люди готовятся к скорой эмиграции и сидят на чемоданах. Некоторые молодые люди ради каких-то утилитарных целей стремятся только выучив иностранный язык, уехать за границу. Это безграмотные люди, единственная цель которых – повысить свой уровень потребления. Это результат слабого интеллекта, отсутствия культуры и воспитания.

Что касается преподавания родных языков, то здесь из-за оттока сельского населения на плоскость большая часть подрастающего поколения в городах со смешанным населением испытывают недостаток речевой среды. Учитель не может за один или два часа в неделю обучить детей родному языку. Тем более, что ни родители, ни среда, ни общество не способствуют этому процессу. К тому же вопрос обеспечения школьников учебниками, а учителей – учебно-методическими комплектами – дело пока сложное.

 

Что из прочитанного вами за последнее время произвело на вас особое впечатление?

– Недавно перечитывала книгу о Михаиле Сперанском – известном общественном и политическом деятеле дореволюционной России. Это был человек блестящей эрудиции, энциклопедических знаний, незаурядных способностей, основатель российской юриспруденции, теоретик и практик реформирования. Кого же он желал сделать из своей единственной дочери Елизаветы, оставшейся у него на руках после смерти жены – тоже единственной? Он хотел, чтобы она была просто человеком. В одном из писем к дочери он пишет: «Глупо иметь ум, не обращая его на добро, а добро сие состоит в том, чтобы приводить людей к миру и взаимной любви. Надо представлять правду и добродетель в самом привлекательном виде без злословия и пересудов. Злословие есть зараза нашего времени и величайшая язва истинного разума».

Добро, неучастие во зле, любовь к людям, лучшие стороны жизни. Письма Сперанского к дочери заполнены этими качествами: учить, успеть сказать, создать человека, дать достойное образование, любить. Кем же стала Елизавета Сперанская, воспитанная в такой образованной семье? Писательница, Фролова-Багреева по мужу, хозяйка литературного салона в доме Сперанского в Петербурге. Издала больше 15 книг на русском, французском и немецком языках.

 

Из уст старшеклассников можно услышать и слова из ненормативной лексики. Как вы относитесь к любителям нецензурщины?

– Отрицательно. Сквернословие – удел необразованных, невежественных, бескультурных людей. Мы боремся с этим злом. То, что говорят старшеклассники, повторяют и младшие. Дурной пример заразителен. Здесь приведу слова древнеперсидского поэта Абдурахмана Джами:

Для бранных и гневливых фраз

Не отворяй уста:

Губам людским противна грязь,

Полезна чистота!

Скажу больше: выдающийся педагог, Герой Соцтруда Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что слово есть тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может быть благоухающим цветком, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души. А Лев Толстой предупреждал: «Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

 

Что вы пожелаете читателям в 2024 году?

– Чтобы все желания ваши сбылись. Крепкого здоровья всем читателям газеты. Чтобы все жили в мире. Чтобы исчезли все военные конфликты, в какой бы точке земного шара они не происходили!

– Спасибо за интервью!

 

Ибрагим Гасангусейнов