КУЛЬТУРА
ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ В ЭНДИРЕЕ
На днях, в селении Эндирей, одном из старейших поселений Кумыкской равнины, состоялся юбилей известной поэтессы Супиянат Мамаевой. В небольшом, но довольно современном и уютном актовом зале Центра традиционной культуры села собрались многочисленные любители поэзии со всего района; из столицы приехали известные литераторы и литературоведы, артисты и чтецы. Особо следует отметить, что на юбилей талантливой поэтессы пришла целая группа учителей кумыкского языка и литературы, то есть людей, от которых зависит дело сохранности языка, поддержания интереса к нему у подрастающих поколений, формирования и преумножения новых творческих сил в кумыкской литературе.
Было много молодежи и, что стоит особо подчеркнуть, детей, школьников.
Мальчики и девочки с большим пафосом и старанием читали стихотворения любимой поэтессы, а там, где декламировались ее юмористические и сатиристические произведения, проявляли и взрослый артистизм, умело и живописно «бичуя» подмеченные поэтессой пороки современного кумыкского общества…
Поздравительные выступления именитых гостей – ученых, редакторов газет, поэтов, журналистов перемежались звучанием популярных кумыкских песен, в том числе и на стихи Супиянат Мамаевой, в исполнении известных певиц и певцов (Бурлият Эльмурзаева, Зоя Чунаева, Маржанат Аджиева, Садия Деветеева, Наида Абдулаева, Магомедзагир Гусейнов).
Популярность творчества и личности Супиянат Мамаевой растет год от года и уже вышла далеко за пределы Дагестана. Об этом свидетельствовали и присланные ей визуально- звуковые поздравления из тюркских республик России и зарубежных стран. Оказывается, поэтесса проявляет себя не только в художественном творчестве, но и успешно реализует миссию по возведению мостов между литературами тюркского мира. Она переводит на кумыкский произведения башкирских, чувашских, балкарских, ногайских, якутских, азербайджанских и турецких авторов. Это незаметная, но очень важная и патриотичная работа. Она направлена на укрепление связей между народами субъектов российской федерации и восстановление таковых с бывшими советскими братскими республиками.
Несмотря на широкую известность и популярность, Супиянат Мамаева остается скромным человеком, доступным для своих земляков и почитателей. В этом смысле очень показателен и этот юбилей. Как призналась поэтесса, она не планировала проводить этот юбилей, объясняя это сложной ситуацией как внутри, так и за пределами нашей страны… Но, идя навстречу многочисленным настойчивым просьбам поклонников ее поэзии, она согласилась на проведение этого мероприятия, да и то – в формате, соответствующем текущему моменту.
Еще одна любопытная деталь. Супиянат Мамаева – уроженка селения Костек Хасавюртовского района, но юбилей её был проведен в Эндирее. Оказалось, что оба селения боролись за право провести этот праздник поэзии у себя, но с небольшим перевесом в этом споре победителем вышел Эндирей. Но, тем не менее, в зале было столько представителей Костека, что Супият Мамаева, по ее собственным словам, чувствовала себя в соседнем селении, «как у себя дома».
Поэзия, литература, культура в целом – это фундамент, на котором держится любое государство, поэтому форумы, вроде этого, не имеют тематических ограничений, выливаясь в заинтересованные и искренние «разговоры о главном». Так было и в этот, на праздновании юбилея Супиянат Мамаевой. Подробный рассказ о событии будет представлен в одном из ближайших номеров «Даг.Жизни».
ЭКОНОМИКА
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРИЗНАНИЕ
История с внезапно накрывшим рынки России острейшим дефицитом куриных яиц заполнила на днях новостные ленты страны. Оценки этой, скажем образно, эпидемии, в основном, были негативные, причем с переходом на политическое поле, мол, что же это за великая держава, которая не может обеспечить свое население таким, казалось бы, простым, самовоспроизводящимся продуктом, как куриные яйца?!
Политиканы дали полную волю своим критическим стрелам, направляя их, главным образом, против руководства страны, против президента Владимира Путина. Дошло до того, что тема яиц прозвучала даже на ежегодной «Прямой линии» главы государства, состоявшейся 14 декабря этого года.
Чего греха таить: внезапный и скоропостижный взлет цен на этот жизненно важный продукт, поднимавшийся местами выше отметки в 40% (!), не на шутку взбудоражил обычно терпеливых к продуктовым дефицитам россиян. Взбудоражил настолько, что рядовая жительница Краснодара Ирина Акопова решилась озвучить президенту этот, полагаю, не самый приятный для него вопрос. Тот, как и всегда он делает, пообещал разобраться в ситуации и стабилизировать цены. И он, опять же, как всегда, сдержал свое слово: Эрдоган и Алиев, войдя в положение коллеги, совместно поставили на российские рынки более 40 млн. штук яиц! Что, как я считаю, опровергает вбросы наших недругов о том, что отношения между Россией и двумя ее тюркскими соседями перестали быть дружественными. И залогом тому служит оперативно протянутая российскому коллеге рука двух его тюркских коллег. Таким образом, можно констатировать, что дружеские отношения трех крупных евразийских государств не претерпели тех изменений, о которых мечтают наши недруги.
Что касается внутреннего аспекта вопроса, то, конечно, можно и посетовать, что Россия с ее огромными материально- техническими возможностями вынуждена прибегать к импорту такого продукта, как яйцо. Это и в самом деле досадно. Но радует, что дефицит этот, благодаря слову президента, был довольно оперативно ликвидирован.
На радостях потребители пропустили мимо ушей еще один важный момент этой истории. Я имею в виду заявление министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сделанное им в связи с замечанием президента в прямом эфире насчет ситуации с яйцами: ответственный за её возникновение сын «могущественного», как пишут о нём, Николая Патрушева, вынужден был признать, что «после замечания Владимира Путина в свой адрес по поводу ситуации с этим продуктом он «почувствовал, что работать надо лучше».
Важное и перспективное признание!
Остается только перевести его из сферы чувств в сферу рациональных практических решений и действий!
Перемены, которые привели бы к большему развитию собственной экономики России, к повороту ее финансовых ресурсов в русло решения внутренних проблем страны, к повышению покупательной способности народа и общества — уже назрели. И признание Патрушева, которого некоторые эксперты называют преемником Путина, можно расценивать, как одну ласточек наступающих в экономике России перемен.
ПОЛИТИКА.
КПРФ ОПРЕДЕЛИЛАСЬ
На протяжении нескольких последних месяцев экспертное сообщество Российской Федерации сидело, говоря уличным языком, «на изменах», теряясь в догадках, кого же выдвинет на президентские выборы самая мощная в численном и идеологическом отношении партия – КПРФ. Она оставалась последней на партийном поле, кто еще не определился с выбором кандидата и обнародованием его имени и фамилии. Две их из её четырех сестер по системной оппозиции – «Единая…» и «Справедливая…» России не стали затягивать интригу и, кто прямо, «ЕР» и «СПРзаП», выдвинули в качестве своего кандидатов действующего президента. А «ЕР» — устами своего лидера Дм. Медведева, даже торжественно пообещала «сделать всё, что в ее силах для победы Владимира Владимировича Путина!».
Две остальные их подруги — «ЛДПР» и «Новые люди» — поступили просто и незамысловато: выдвинули своих лидеров, соответственно, Слуцкого и Даванкова.
Но все взоры были обращены на КПРФ.
И вот на днях, 23 декабря, использую библейское выражение, «Валаамова ослица заговорила»: на XVIII съезде КПРФ объявила имя своего кандидата. Им стал… один из старейших членов этой партии, 75-летний полковник ФСБ Николай Харитонов!
Несмотря на свой большой стаж пребывания в «коридорах власти» – товарищ Харитонов, как считает большинство экспертов, если так можно выразиться, не обзавелся должной харизмой, что в условиях жесткой конкуренции за президентское кресло (сегодня уже начитывается 29 лиц, пожелавших вступить в эту гонку!) не сулит ему шансов на победу. Есть и более радикальное мнение, что выдвижение Н. Харитонова в кандидаты в президенты России означает фактический отказ КПРФ от серьезной борьбы за победу на этих выборах. Как бы то ни было, а пул претендентов на президентское кресло сформировался. Что же касается возможных результатов… посмотрим: ждать осталось недолго.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
РАЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОТ ДЕПУТАТА ХАМАЗАЕВА
На днях — депутат Госдумы от Дагестана единоросс Султан Хамзаев выступил с очень любопытной инициативой: он предложил принять федеральный закон о русском народе. «Считаю, — заявил он, — что в стране должен быть федеральный закон. Наций в России много, народ — один. Русский народ, куда входят все национальные группы. Мы используем фразу «многонациональный народ Российской Федерации». Я бы говорил: русский народ Российской Федерации».
Дагестанец кумыкского происхождения – Хамзаев уверен, что, цитата, «общество в РФ созрело для введения в обиход понятия «русский народ». Он подчеркнул, что русский народ сегодня — это славяне, это многонациональный народ Дагестана, Татарстана, Чечни, Башкирии, Удмуртии, Якутии. По словам Султана Хамзаева, иногда понятие «русский» неправильно используют и чиновники, искусственно сужая его значение…»
Среди аргументов для принятия нового статуса депутат даже не поостерегся задеть память кумира правящего класса Бориса Ельцина, считающегося отцом нынешнего обозначения граждан страны – «россияне». Против этого термина и выступает г-н Хамзаев: «Россияне, — трактует он, — это по Ельцину… ». Что, как вытекает из смысла этой фразы, не соответствует представлениям г-на Хамзаева о реалиях. И это странно, ибо главным адептом сохранения памяти Ельцина, в том числе и в формате Ельцин-центра, что в Екатеринбурге, выступает именно «Единая Россия», в которой состоит наш земляк. Что этим хотят сказать единороссы? Что в партии власти допускается разномыслие, разные позиции? Не буду спешить с выводом: свежо предание… Инициатива г-на Хамзаева больше смахивает на политтехнологический приём с целью представить «Единую Россию» партией широкой народной демократии со свободой слова и мнений.
Но, как адепт презумпции невиновности, допускаю и искренность желания единоросса Хамзаева и «Единой России» в целом, перейти от политики запретов и санкций к политике с учетом интересов народа и общества.
В качестве аргумента в пользу принятия такого закона г-н Хамзаев привел и такой расхожий у нас в республике афоризм: «В Дагестане я — аварец. В Москве я — дагестанец. За границей я — русский». Как это подтверждает необходимость обозначать отныне всех нерусских россиян русскими, — не совсем понятно.
Предвидя нападки на свою идею со стороны русских и местечковых националистов, Хамзаев оправдывается, мол, эта инициатива не принижает значения национальных языков, потому что они «вписаны в свои республиканские конституции», но все «мы люди русского мира».
С одной стороны, дело говорит депутат: не знаю, как там другие нерусские национальности России, а дагестанцы уже очень тесно сплотились с русскими, что особенно ярко проявляется в ходе СВО. Если бы патриотизм можно было измерять в процентах, то дагестанцы превзошли бы по этому показателю все другие российские народы.
Всё упирается в согласие самого государствообразующего русского народа: готов ли он, чтобы нерусские, неправославные народы в составе Российской Федерации получили легитимное право носить гордое звание «русский»! Я, например, читал резко критические отзывы на инициативу Хамзаева, суть которых сводилась к тому, что это не что иное, как завуалированный способ еще больше размыть этнонациональную идентичность природных русских, реализуя планы Запада по деэтнизации славянской сущности великого евразийского народа.
Полагаю, что дискуссии по этой теме еще развернется и получит общероссийскую трибуну.