К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО
РУССКОГО ТЕАТРА ИМ. ГОРЬКОГО
(Александр Приходько – заслуженный артист Республики Дагестан)
Мой путь, моя судьба
Надежд, ошибок и сомнений,
Мой путь, что выбрал я,
Я вспомнил вновь без сожалений ,
Я жил и сладок был
Соленый вкус аплодисментов,
Влюблялся и любил —
Это был мой путь.
(Илья Резник)
Однажды выбрав путь, ведущий к Храму духовности и самореализации, он ни на шаг не свернул с него. Может быть, это связано было с тем, что за 58 лет служения театру, его попутчиками становились те люди, чья судьба так же была вплотную связана с театром.
И первым наставником становится заслуженный артист РСФСР, актер, режиссер и директор Дагестанского Русского драматического театра Якушев Константин Иванович. Ведь именно он, будучи директором театра, услышав просьбу 12-летнего мальчишки Саши Приходько о необходимости приобрести для его школьного спектакля задник, не только сам привозит его в школу, но еще увидев мальчика на сцене, предлагает ему попробовать поступить в театральную студию при театре.
Студией тогда руководили Народный артист ДАССР Исай Сапожников. Мастер, воспитанный на традициях МХАТ, ученик Е. Вахтангова и В. Мейерхольда и его супруга и муза – народная артистка ДАССР, Раиса Кулик-Терновская. Услышав, как самозабвенно малыш читает М. Лермонтова, они не смотря на его юный возраст, принимают Сашу в студию. И через непродолжительное время доверяют ему главную роль Валерия Вишняка в спектакле «Красный галстук» по пьесе Сергея Михалкова.
А еще Скандарбек Тулпаров Заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Республиканского Дагестанского Русского драматического театра им. М. Горького. Ведь именно он после отсутствия 17 лет Приходько в театре (в это время он создал свой детский кукольный театр «Сказка») доверяет артисту психологическую, глубоко драматическую роль штабс-капитана Снегирева в спектакле «Мальчики» по пьесе В. Розова по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
За время работы в театре актером было сыграно более 40 ролей. Вот некоторые из них: Эбин в «Страстях под вязами» Ю. О.Нила, Учитель фехтования в «Полоумном Журдене» М. Булгакова, Княжко в «Береге» Ю. Бондарева, Антонио в «Цилиндре» Э.де Филиппо;
Зверь в «Звере» — Ю.Синакевича; Камилл Севинье в»Дуре» М.Ашара;
Леонардо в «Любови дикаря» А.Касона; Лещ в «Последние» М.Горький;
Плужников в «В списках не значился» — Б. Васильева; Хикс в «Руках Венеры Милосской» В.Донеца, Падишах в «Волшебной лампе Аладдина», Царь Додон в «Золотом петушке» А. Пушкина и многих других.
Искушенный зритель даже по столь небольшому перечню ролей артиста прекрасно понимает, насколько разнообразна жанровая палитра образов, созданных Приходько.
И везде он разный, но несущий только ему подвластный заряд невероятного контакта со зрителем.
В сказках и комедиях он поет, танцует, чудесно владеет своим телом. Из этих легких и порой поверхностных ролей его мастерство создает убедительные сценические образы. Работая в драме, принципом его драматического творчества становится фраза «Над вымыслом слезами обольюсь».
И подтверждением тому его Снегирев в «Мальчиках». Именно эта работа вызывает невероятное почитание, как зрителей, так и критиков.
Как убедителен артист в сцене, когда Алеша приносит ему робкому, забитому, неуверенное в себе существу деньги за избиение. На минуту несчастный оживает, предается мечтам, но вдруг, словно очнувшись, в ужасе растаптывает купюры.
Хоть он и нуждался в деньгах, безмерно нуждался, но в первую очередь подумал о своем сыне, как он унизится в глазах его, если возьмет деньги. Хотя и сам несчастный пожалел, что не взял деньги, зато он сохранил свою честь перед сыном.
«А что ж бы я моему мальчику-то сказал, если бы у вас деньги за позор наш принял?».
Нет, это не несчастный, униженный, пьяненький никудышный человечек, у Александра Приходько мы видим личность. Прекрасную и достойную личность.
Уверенно шагает по выбранному им пути выпускник Тюменского училища искусств, отец троих детей, автор пьес и стихов, исполнитель прекрасных стихов на Ютубе, заслуженный артист Дагестана, глубокий человек с тонкой и ранимой душой Александр Приходько.
Мой путь, моя судьба
Дорога грез, тропинка счастья.
Я сам себе судья,
И надо мной никто не властен.
Пусть мир был так жесток,
Но жизнь моя была прекрасна.
Дай Бог еще глоток —
Это был мой путь.
(Илья Резник)
Наталья Газиева
театровед, Заслуженный деятель искусств РД