Что следует знать, осмысливать и понимать каждому здравомыслящему человеку в этикете народов Дагестана? В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических изменений в стране и нашей республике порою грустно и даже больно видеть как многие молодые люди, да и взрослые, отвечающие за судьбы различных коллективов, совершенно не вникая в сущность понятий, повсеместно искажают и деформируют веками сложившиеся в культурном наследии народов духовно-нравственные понятия и категории. В этой связи единственным «спасательным кругом» для дагестанского многонационального общества (да и для других народов) представляется безотлагательное изучение и уместное выполнение исторически апробированных и веками сконцентрированных в культуре и традициях народа морально-этических установок. Особое значение приобретает здесь знание, осмысление, понимание и соблюдение людьми, традиционных форм, правил и норм народного этикета.
Этикет — это обобщение многовекового опыта, историческая и нравственная категория, состоящая как из внутренних побудительных норм и мотивов, так и четко сформировавшихся норм поведения, национальная, житейская система взглядов. Это свод предписаний, обычаев и норм, проявляющихся в индивидуальном поведении. Этикет требует проявления человеческой природы во всех отношениях: к себе, окружающим, труду, своему роду и родному народу, и самое главное преданности своей родной земле – малой и великой Родине. Вот в чем чрезвычайная важность и исключительная значимость Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В этой связи еще и еще раз, считаю весьма своевременным и социально архи значимым остановиться на традиционных особенностях и разновидностях этикетных норм народов Дагестана, какими являются следующие этикеты: речевой, общения, застольный, общения с больными и пострадавшими, трудовой, праздничный, гостеприимства, этикет куначества – основы духовно-нравственного воспитания человека в Дагестане.
Этикетное поведение у народов Дагестана самым тесным образом связано с традиционными нормами морали, исторически сложившихся в обществе. Комплекс норм морали, на которых основывались этикетные отношения, складывались и развивались в соответствии с особенностями социально-экономического развития общества, со специфическими условиями становления и развития дагестанского многонационального общества (джамаата).
Поведение человека в дагестанском обществе в значительной степени определяется вековечной традицией уважения к старшим, почитания стариков, родственников и односельчан главным образом и прежде всего. Эта традиция и соответствующие ей поведенческие характеристики стоят во главе угла специфики взаимоотношений в семье, в среде родственного коллектива, в джамаате, при межличностных отношениях и т.д.
Старший в семье, ее глава, занимает в Дагестане особое положение. Он является главным распорядителем семейных средств и имущества, а также в значительной степени и судеб своих детей.
Именно необычайно важная роль старшего поколения в хозяйственно-экономической и социальной жизнедеятельности общества и предопределила их безусловное лидерство в социальном коллективе. Через все учение Корана, через кодифицированные нормы шариата красной нитью проходит мысль о главенствующем положении мужчины в семье, об обязанности членов семьи безоговорочного подчинения своему главе. Почитание родителей Коран считает высшей добродетелью мусульманина. Непочтительность к отцу, ослушание, нарушение отцовской воли ислам относит к тягчайшим преступлениям. Подчеркнутое уважение требуется здесь и по отношению к матери. «Чтите Бога, которым вы упрашиваете друг друга, а также и утробы, вас носившие…» — читаем мы в Коране.
Таким образом, возрастные отличия, градации вносят в общение дагестанцев вообще и в частности — в их этикетные отношения весьма существенные коррективы.
Следует особо подчеркнуть следующее положение. И в обычаях, этикетных нормах почитания старшего, и во всех прочих проявлениях этикетных отношений речь идет о затребованных обществом поведенческих нормах, о нормах ожидаемых, предписанных. Специфика, своеобразие духовной культуры народов Дагестана, их традиционно-бытовой культуры как раз и характеризуется именно упомянутой нами востребованностью.
Этикетные нормы в обществе функционируют при поддержке их главным образом силой общественного мнения. Формируется оно в основном представителями старшего поколения, оценки и определения которых могут возвеличить человека в его делах и поступках и наоборот, лишить его уважения со стороны общества.
Находясь в среде своих сверстников, мужчины, женщины должны неукоснительно придерживаться правил, действующих в обществе согласно установившимся морально- этическим ориентациям. Считается дурным тоном ярко выраженное, повторяющееся изо дня в день, стремление отдельного лица овладеть вниманием окружающих, переключить внимание исключительно на свою персону. Член общества, проявляющий склонность нахваливать свои достоинства, хвалить свое оружие, коня, свой дом, свое хозяйство, несдержанный в оценках своего имущества, в достатках своей семьи или ближайших родственников демонстрирует свою невоспитанность. Не меньше отрицательное отношение вызывает к себе у дагестанского общества лицо, с оттенком недоброжелательности или с плохо скрываемой завистью отзывающееся о достоинствах или имуществе других членов общества.
Неусвоенность элементарных этических норм, поведения в обществе демонстрирует и тот, кто постоянно дает лестные характеристики членам своей семьи и ближайшего родственного окружения. Характеризовать группу родственников какого-нибудь лица, члена джамаата, чужой (не свой) тухум можно или в положительных оценках, или в форме безобидных шутливых определений. В лучшем случае недоумение окружающих вызывает мужчина, взявший за правило нахваливать тухум жены или определенных его представителей. Таким образом, нарушением неписаных поведенческих норм считается самодовольство, нескромность, в какой бы форме они не проявлялись. Не прощает дагестанское общество члену своего коллектива манеру говорить с окружающими свысока, вызывающим тоном. Такой человек становится нежелательным как участник мужских собраний, его избегают, окружающие его люди быстро расходятся и собираются уже без него. Не прощает общество и манеру пренебрежительного отношения того или иного лица к окружающим. Предосудительной в обществе считается также небрежность поз, жестов, мимики говорящего или просто присутствующего в том или ином собрании.
Особенно бросается в глаза антиэтикетное поведение или несоблюдение этикета по отношению к старшим по возрасту. Младший не может пройти мимо старшего, как-то не обозначив свое уважение к нему. То обстоятельство, что проходящий торопится, что ему некогда, во внимание в такой ситуации не принимается. Более того, у старшего по возрасту на этот счет не должно было возникнуть сомнений в благовоспитанности младшего: в любом случае последнему надлежит несколько замедлить шаг, придать лицу соответствующее выражение (удовлетворенности встречей), остановиться, если старший расположен к этому и высказать в его адрес несколько вежливых слов.
Нарушением этикета по отношению к старшему считается не подняться с места или сесть в его присутствии, попытка вмешаться в разговор старших по возрасту не получив на это разрешение, перебивать речь старших. Подолгу занимать внимание старших длинными разговорами считается неприличным. Говорящий при этом может проявить красноречие, остроумие, но злоупотреблять ни тем, ни другим по этическим нормам не следует. В общении со старшими младший должен свести к минимуму любые разговоры, выставляющие в смешном, неприглядном виде представителей старшего поколения.
Особо провинившихся в нарушении этикетных, этических норм весь джамаат или часть его подвергала негласному бойкоту. В таких случаях член общества на более или менее продолжительный срок был лишен возможности нормально общаться с соседями, односельчанами, родственниками, пока не проходило какое-то время, или пока провинившийся не снимал с себя пятно осуждения заметным, значимым благородным поступком.
Характеристика человека у народов Дагестана складывается с учетом тех признаков, с кем, когда, в какой манере, стиле, на каком тоне построена его речь. В значительной степени речевой этикет определяется такими стандартами общения, как речевые формулы приветствий, благопожеланий, изъявления благодарности сочувствия в радости или горести, извинений и др. Наиболее популярным приветствием мужчин является «Салам-алейкум».
Чаще всего члены общества согласно этикету приветствуют (входят в контакт) или прощаются (выходят из него) посредством речевых формул типа «доброе утро» и «спокойной ночи», «с приездом», «с появлением» и др. Наиболее распространены в Дагестане приветствия, к которым прибегают представители одного и того же джамаата, селения при случайных, повседневных, бытовых встречах. Это приветствия типа «как твоё самочувствие?», «как дела?», «как ты?» в вопросительной интонации. Ответная формула: «хорошо, а как ты?», «неплохо, а у вас?». Не менее распространены такие речевые формулы, которые приветствия как таковое в себе не содержат, но тем не мене призваны продемонстрировать доброжелательное внимание одного лица к другому. Например: «Что, Ахмед, на воздух вышел?» — «Да, племянник (брат, двоюродный брат), хочу воздухом подышать»; «Смотрю, тётя, куда-то направилась». — «Да, дочка, есть кое-какие дела»; «Что так рано встал, дядя? — Да вот на работу собираюсь, племянник» — и др. Главное содержание приветствий — продемонстрировать внимание, доброжелательность и воспитанность.
Нормы этикета предусматривают и определённые формы принесения извинений. Извинения приносятся независимо от пола и возраста провинившегося. Однако извинения старшего обычно облачается в краткую, сжатую форму, извинения женщин могут быть эмоциональными и многословными; извинения младшего произносится в подчеркнуто покаянной форме, за детей, подростков извинения обычно приносят родители, ближайшие старшие родственники.
К речевым формулам типа традиционных этикетных «заготовок» прибегают также и при изъявлении благодарности. К краткой формуле благодарности типа «спасибо» в большинстве случаев добавляется одно из традиционных, уместных благопожеланий, например: для пожилых — «Да продлятся ваши дни (годы)»; для мужчины, женщины — «Да пребудет с вами благополучие»; для молодых родителей — «Да увидите вы благодать через своих детей»; для молодоженов — «Да наградит вас Аллах сыном»; для больного — «Да пребудет с тобой милость Аллаха» — и т.д. Примерно по такому же принципу вводятся в оборот речевые формулы для этикетной демонстрации сопричастности к радости или горю при общении с членами общества. В этом случае, как и в большинстве предыдущих, к некоторому количеству речевых «штампов» и «заготовок» добавляется столь же устоявшиеся благопожелания.
По сути дела, редко какая производственная, бытовая, обрядовая, семейная, общественная и любая другая ситуация общения в дагестанском джамаате может обойтись без высказывания благопожелания.
Мужские благопожелания согласно этикету должны быть обобщёнными, краткими и в силу краткости — чёткими. Женские — чаще пространными, детализированными, а нередко и выходящими за рамки, ограниченные конкретной ситуацией. Кроме того, отдельные благопожелания по этическим нормам приличествуют женщинам, мужчины к ним прибегают редко. Например, мужчины избегают благопожеланий, относящихся к жене, сестре и дочери собеседника, связанных с прибавлением в семье и др.
Речевые формулы, этикетно окрашенные обороты зачастую принято оформлять в традиционный набор вежливых фраз, призванных подчеркнуть уважение говорящего к партнёрам и одновременно продемонстрировать собственную воспитанность, «умение держаться на людях». Это обороты типа «извините, что я вмешиваюсь», «если мне дозволено сказать», «мне стыдно перебивать вас, но…», » вы несомненно знаете больше (лучше), чем я». Подобные фразы, обороты произносятся в почтительной интонации, но с чувством собственного достоинства.
Подчеркнутое уважение к собеседнику согласно этикету можно демонстрировать применением словесных стандартов, сопровождающих просьбу («если можно, возьми на себя труд…», «я знаю, у вас и свои, более серьёзные заботы, но…», «поверь, мне неловко к тебе обращаться…» и др.).
Этикетные речевые формулы требуют также употребление традиционных обращений: «достойный джамаат», «аксакалы», «достопочтенные старшие», «благородные молодцы», «дорогие товарищи», «друзья» и др. — к группе лиц, в зависимости от состава собравшихся, характера собрания, возрастного и социального статуса обращающегося и характера его полномочий: «благородный», «старший», «средоточие мудрости», «уважаемый», «достопочтенный», «удалец», «дорогой друг» и др. — по отношению к отдаленному лицу — в зависимости от возраста и социального статуса обращающегося и адресата.
В силу устойчивости традиций, имена собственные при общении очень часто заменяются номинациями из системы ближнего родства: «отец», «дядя (по отцу)» — по отношению к старшему; «брат», «двоюродный брат», «троюродный брат» — по отношению к ровеснику; «сын», «племянник (сын брата)» — по отношению к младшему; «дядя (по отцу)» — обращение девушки, молодой женщины к мужчине среднего и старшего возраста; «дочка», «сестра», «двоюродная сестра» — обращение мужчины к представительницам женского пола разных возрастов; «тётя (по матери)» — младшего по возрасту мужчины к старшей женщине; «сын», «племянник (сестры сын)», «брат» — обращение женщины к мужчинам разного возраста.
Таким образом, традиционные нормы общения предусматривают ситуационное применение таких этикетных средств, как речевые формулы. Придавая речи образность и живость, они в то же время призваны выполнять основную роль этикетного поведения — подчеркнутое, уважительное отношение к партнёрам по общению.
Участник общения должен следить за тем, чтобы ненароком не задеть чувство национального достоинства собеседников. Для Дагестана, с его полиэтническим населением, последняя из норм является особо значимой.
Этикетные нормы общения совершенно исключают наличие в речи говорящего элементов самодовольства, самохвальства, выпячивания реальных или мнимых собственных достоинств, превосходства, материального состояния и прочее. Это же относится и к характеристикам говорящего своего ближайшего окружения, членов семьи, близких родственников. Неуместны в устах говорящего, особенно мужчины, пространные речи о еде и напитках, о вкусовых качествах тех или иных блюд, о способах их приготовления и т.д.
«С кем поведешься, у того и наберешься», — говорят в народе. Так и хочется напомнить: «Учись у народа, набери культуру для себя, для своей семьи, своего рода, как велит человеку поистине человеческая природа».
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ