Дагестанский народный этикет

Что следует знать, осмысливать и по­нимать каждому здравомыслящему че­ловеку в этикете народов Дагестана? В современных условиях всевозможных общественно-политических и социаль­но-экономических изменений в стране и нашей республике порою грустно и даже больно видеть как многие моло­дые люди, да и взрослые, отвечающие за судьбы различных коллективов, со­вершенно не вникая в сущность понятий, повсеместно искажают и деформируют веками сложившиеся в культурном на­следии народов духовно-нравственные понятия и категории. В этой связи един­ственным «спасательным кругом» для дагестанского многонационального об­щества (да и для других народов) пред­ставляется безотлагательное изучение и уместное выполнение исторически апробированных и веками сконцентри­рованных в культуре и традициях народа морально-этических установок. Особое значение приобретает здесь знание, осмысление, понимание и соблюдение людьми, традиционных форм, правил и норм народного этикета.

Этикет — это обобщение многовекового опыта, историческая и нравственная кате­гория, состоящая как из внутренних побуди­тельных норм и мотивов, так и четко сфор­мировавшихся норм поведения, националь­ная, житейская система взглядов. Это свод предписаний, обычаев и норм, проявляю­щихся в индивидуальном поведении. Этикет требует проявления человеческой природы во всех отношениях: к себе, окружающим, труду, своему роду и родному народу, и самое главное преданности своей родной земле – малой и великой Родине. Вот в чем чрезвычайная важность и исключительная значимость Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ госу­дарственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских ду­ховно-нравственных ценностей».

В этой связи еще и еще раз, считаю весьма своевременным и социально архи значимым остановиться на традиционных особенностях и разновидностях этикетных норм народов Дагестана, какими являются следующие этикеты: речевой, общения, за­стольный, общения с больными и постра­давшими, трудовой, праздничный, госте­приимства, этикет куначества – основы ду­ховно-нравственного воспитания человека в Дагестане.

Этикетное поведение у народов Дагеста­на самым тесным образом связано с тради­ционными нормами морали, исторически сложившихся в обществе. Комплекс норм морали, на которых основывались этикет­ные отношения, складывались и развива­лись в соответствии с особенностями соци­ально-экономического развития общества, со специфическими условиями становления и развития дагестанского многонациональ­ного общества (джамаата).

Поведение человека в дагестанском обще­стве в значительной степени определяется вековечной традицией уважения к старшим, почитания стариков, родственников и одно­сельчан главным образом и прежде всего. Эта традиция и соответствующие ей пове­денческие характеристики стоят во главе угла специфики взаимоотношений в семье, в среде родственного коллектива, в джамаате, при межличностных отношениях и т.д.

Старший в семье, ее глава, занимает в Дагестане особое положение. Он является главным распорядителем семейных средств и имущества, а также в значительной степе­ни и судеб своих детей.

Именно необычайно важная роль стар­шего поколения в хозяйственно-экономи­ческой и социальной жизнедеятельности общества и предопределила их безуслов­ное лидерство в социальном коллективе. Через все учение Корана, через кодифици­рованные нормы шариата красной нитью проходит мысль о главенствующем поло­жении мужчины в семье, об обязанности членов семьи безоговорочного подчинения своему главе. Почитание родителей Коран считает высшей добродетелью мусульма­нина. Непочтительность к отцу, ослушание, нарушение отцовской воли ислам относит к тягчайшим преступлениям. Подчеркнутое уважение требуется здесь и по отношению к матери. «Чтите Бога, которым вы упрашива­ете друг друга, а также и утробы, вас носив­шие…» — читаем мы в Коране.

Таким образом, возрастные отличия, гра­дации вносят в общение дагестанцев вооб­ще и в частности — в их этикетные отношения весьма существенные коррективы.

Следует особо подчеркнуть следующее по­ложение. И в обычаях, этикетных нормах по­читания старшего, и во всех прочих проявле­ниях этикетных отношений речь идет о затре­бованных обществом поведенческих нормах, о нормах ожидаемых, предписанных. Спец­ифика, своеобразие духовной культуры на­родов Дагестана, их традиционно-бытовой культуры как раз и характеризуется именно упомянутой нами востребованностью.

Этикетные нормы в обществе функциони­руют при поддержке их главным образом си­лой общественного мнения. Формируется оно в основном представителями старшего поколения, оценки и определения которых могут возвеличить человека в его делах и поступках и наоборот, лишить его уважения со стороны общества.

Находясь в среде своих сверстников, муж­чины, женщины должны неукоснительно при­держиваться правил, действующих в обще­стве согласно установившимся морально- этическим ориентациям. Считается дурным тоном ярко выраженное, повторяющееся изо дня в день, стремление отдельного лица овладеть вниманием окружающих, переклю­чить внимание исключительно на свою пер­сону. Член общества, проявляющий склон­ность нахваливать свои достоинства, хвалить свое оружие, коня, свой дом, свое хозяйство, несдержанный в оценках своего имущества, в достатках своей семьи или ближайших родственников демонстрирует свою невос­питанность. Не меньше отрицательное от­ношение вызывает к себе у дагестанского общества лицо, с оттенком недоброжела­тельности или с плохо скрываемой завистью отзывающееся о достоинствах или имуще­стве других членов общества.

Неусвоенность элементарных этических норм, поведения в обществе демонстрирует и тот, кто постоянно дает лестные характери­стики членам своей семьи и ближайшего род­ственного окружения. Характеризовать груп­пу родственников какого-нибудь лица, члена джамаата, чужой (не свой) тухум можно или в положительных оценках, или в форме без­обидных шутливых определений. В лучшем случае недоумение окружающих вызывает мужчина, взявший за правило нахваливать ту­хум жены или определенных его представите­лей. Таким образом, нарушением неписаных поведенческих норм считается самодоволь­ство, нескромность, в какой бы форме они не проявлялись. Не прощает дагестанское об­щество члену своего коллектива манеру гово­рить с окружающими свысока, вызывающим тоном. Такой человек становится нежелатель­ным как участник мужских собраний, его из­бегают, окружающие его люди быстро расхо­дятся и собираются уже без него. Не прощает общество и манеру пренебрежительного от­ношения того или иного лица к окружающим. Предосудительной в обществе считается так­же небрежность поз, жестов, мимики говоря­щего или просто присутствующего в том или ином собрании.

Особенно бросается в глаза антиэтикет­ное поведение или несоблюдение этикета по отношению к старшим по возрасту. Млад­ший не может пройти мимо старшего, как-то не обозначив свое уважение к нему. То об­стоятельство, что проходящий торопится, что ему некогда, во внимание в такой ситу­ации не принимается. Более того, у старше­го по возрасту на этот счет не должно было возникнуть сомнений в благовоспитанности младшего: в любом случае последнему над­лежит несколько замедлить шаг, придать лицу соответствующее выражение (удов­летворенности встречей), остановиться, если старший расположен к этому и выска­зать в его адрес несколько вежливых слов.

Нарушением этикета по отношению к старшему считается не подняться с места или сесть в его присутствии, попытка вме­шаться в разговор старших по возрасту не получив на это разрешение, перебивать речь старших. Подолгу занимать внимание старших длинными разговорами считается неприличным. Говорящий при этом может проявить красноречие, остроумие, но злоу­потреблять ни тем, ни другим по этическим нормам не следует. В общении со старшими младший должен свести к минимуму любые разговоры, выставляющие в смешном, не­приглядном виде представителей старшего поколения.

Особо провинившихся в нарушении эти­кетных, этических норм весь джамаат или часть его подвергала негласному бойкоту. В таких случаях член общества на более или менее продолжительный срок был ли­шен возможности нормально общаться с соседями, односельчанами, родственника­ми, пока не проходило какое-то время, или пока провинившийся не снимал с себя пятно осуждения заметным, значимым благород­ным поступком.

Характеристика человека у народов Даге­стана складывается с учетом тех признаков, с кем, когда, в какой манере, стиле, на каком тоне построена его речь. В значительной степени речевой этикет определяется таки­ми стандартами общения, как речевые фор­мулы приветствий, благопожеланий, изъяв­ления благодарности сочувствия в радости или горести, извинений и др. Наиболее по­пулярным приветствием мужчин является «Салам-алейкум».

Чаще всего члены общества согласно эти­кету приветствуют (входят в контакт) или прощаются (выходят из него) посредством речевых формул типа «доброе утро» и «спо­койной ночи», «с приездом», «с появлением» и др. Наиболее распространены в Дагеста­не приветствия, к которым прибегают пред­ставители одного и того же джамаата, селе­ния при случайных, повседневных, бытовых встречах. Это приветствия типа «как твоё самочувствие?», «как дела?», «как ты?» в во­просительной интонации. Ответная форму­ла: «хорошо, а как ты?», «неплохо, а у вас?». Не менее распространены такие речевые формулы, которые приветствия как таковое в себе не содержат, но тем не мене призва­ны продемонстрировать доброжелательное внимание одного лица к другому. Например: «Что, Ахмед, на воздух вышел?» — «Да, пле­мянник (брат, двоюродный брат), хочу воз­духом подышать»; «Смотрю, тётя, куда-то направилась». — «Да, дочка, есть кое-какие дела»; «Что так рано встал, дядя? — Да вот на работу собираюсь, племянник» — и др. Глав­ное содержание приветствий — продемон­стрировать внимание, доброжелательность и воспитанность.

Нормы этикета предусматривают и опре­делённые формы принесения извинений. Извинения приносятся независимо от пола и возраста провинившегося. Однако из­винения старшего обычно облачается в краткую, сжатую форму, извинения женщин могут быть эмоциональными и многослов­ными; извинения младшего произносится в подчеркнуто покаянной форме, за детей, подростков извинения обычно приносят ро­дители, ближайшие старшие родственники.

К речевым формулам типа традиционных этикетных «заготовок» прибегают также и при изъявлении благодарности. К краткой формуле благодарности типа «спасибо» в большинстве случаев добавляется одно из традиционных, уместных благопожеланий, например: для пожилых — «Да продлятся ваши дни (годы)»; для мужчины, женщины — «Да пребудет с вами благополучие»; для молодых родителей — «Да увидите вы благо­дать через своих детей»; для молодоженов — «Да наградит вас Аллах сыном»; для боль­ного — «Да пребудет с тобой милость Алла­ха» — и т.д. Примерно по такому же принципу вводятся в оборот речевые формулы для этикетной демонстрации сопричастности к радости или горю при общении с членами общества. В этом случае, как и в большин­стве предыдущих, к некоторому количеству речевых «штампов» и «заготовок» добавля­ется столь же устоявшиеся благопожелания.

По сути дела, редко какая производствен­ная, бытовая, обрядовая, семейная, обще­ственная и любая другая ситуация общения в дагестанском джамаате может обойтись без высказывания благопожелания.

Мужские благопожелания согласно этике­ту должны быть обобщёнными, краткими и в силу краткости — чёткими. Женские — чаще пространными, детализированными, а не­редко и выходящими за рамки, ограничен­ные конкретной ситуацией. Кроме того, от­дельные благопожелания по этическим нор­мам приличествуют женщинам, мужчины к ним прибегают редко. Например, мужчины избегают благопожеланий, относящихся к жене, сестре и дочери собеседника, связан­ных с прибавлением в семье и др.

Речевые формулы, этикетно окрашенные обороты зачастую принято оформлять в традиционный набор вежливых фраз, при­званных подчеркнуть уважение говорящего к партнёрам и одновременно продемон­стрировать собственную воспитанность, «умение держаться на людях». Это обороты типа «извините, что я вмешиваюсь», «если мне дозволено сказать», «мне стыдно пере­бивать вас, но…», » вы несомненно знаете больше (лучше), чем я». Подобные фразы, обороты произносятся в почтительной ин­тонации, но с чувством собственного досто­инства.

Подчеркнутое уважение к собеседнику со­гласно этикету можно демонстрировать при­менением словесных стандартов, сопрово­ждающих просьбу («если можно, возьми на себя труд…», «я знаю, у вас и свои, более се­рьёзные заботы, но…», «поверь, мне неловко к тебе обращаться…» и др.).

Этикетные речевые формулы требуют также употребление традиционных обра­щений: «достойный джамаат», «аксакалы», «достопочтенные старшие», «благородные молодцы», «дорогие товарищи», «друзья» и др. — к группе лиц, в зависимости от состава собравшихся, характера собрания, возраст­ного и социального статуса обращающегося и характера его полномочий: «благородный», «старший», «средоточие мудрости», «уважае­мый», «достопочтенный», «удалец», «дорогой друг» и др. — по отношению к отдаленному лицу — в зависимости от возраста и социаль­ного статуса обращающегося и адресата.

В силу устойчивости традиций, имена собственные при общении очень часто за­меняются номинациями из системы ближ­него родства: «отец», «дядя (по отцу)» — по отношению к старшему; «брат», «двоюрод­ный брат», «троюродный брат» — по отноше­нию к ровеснику; «сын», «племянник (сын брата)» — по отношению к младшему; «дядя (по отцу)» — обращение девушки, молодой женщины к мужчине среднего и старшего возраста; «дочка», «сестра», «двоюродная сестра» — обращение мужчины к представи­тельницам женского пола разных возрастов; «тётя (по матери)» — младшего по возрасту мужчины к старшей женщине; «сын», «пле­мянник (сестры сын)», «брат» — обращение женщины к мужчинам разного возраста.

Таким образом, традиционные нормы об­щения предусматривают ситуационное при­менение таких этикетных средств, как рече­вые формулы. Придавая речи образность и живость, они в то же время призваны выпол­нять основную роль этикетного поведения — подчеркнутое, уважительное отношение к партнёрам по общению.

Участник общения должен следить за тем, чтобы ненароком не задеть чувство нацио­нального достоинства собеседников. Для Да­гестана, с его полиэтническим населением, последняя из норм является особо значимой.

Этикетные нормы общения совершен­но исключают наличие в речи говорящего элементов самодовольства, самохваль­ства, выпячивания реальных или мнимых собственных достоинств, превосходства, материального состояния и прочее. Это же относится и к характеристикам говорящего своего ближайшего окружения, членов се­мьи, близких родственников. Неуместны в устах говорящего, особенно мужчины, про­странные речи о еде и напитках, о вкусовых качествах тех или иных блюд, о способах их приготовления и т.д.

«С кем поведешься, у того и наберешься», — говорят в народе. Так и хочется напомнить: «Учись у народа, набери культуру для себя, для своей семьи, своего рода, как велит че­ловеку поистине человеческая природа».

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ