О «розах и шипах» юбилея Розы Эльдаровой
Уходящий год оказался щедрым на юбилеи знаменитых дагестанцев разных областей деятельности. Прежде всего, назовем 100-летие Расула Гамзатова, которое праздновалось по указу главы государства, и проходило в Дагестане в систематическом формате, как по времени, так и по местам проведения.
С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ…
Юбилею Расула Гамзатова предшествовали юбилеи А. Абу-Бакара (80 лет) и Ф. Алиевой (90 лет). Оба, по понятным причинам, прошли с меньшей частотой и торжественностью. Особенно юбилей А. Абу-Бакара, хотя по вкладу в копилку авторитета и значимости дагестанской литературы его вклад не только не уступает вкладу Фазу Алиевой, но и заметно превосходит его, особенно с учетом того, что он все-таки работал в гораздо более трудоемких жанрах: проза и кинодраматургия.
Понятно, что все жанры литературы по- своему сложны и трудоемки, но всё же написать стихотворение объективно проще, чем, например, рассказ или повесть, не говоря уже про роман. В стихах можно «выехать» за счет рифм, ритма, сравнений и т.п. А также за счет непритязательности читателя, отсутствия у него вкуса и т.д. В прозе эти инструменты не работают, тут суггессивность (внушаемость) имеет другие источники, например, те, которые метко определил Ж. Бюффон в книге «Учение о стиле»: «Истинное красноречие предполагает обладание гением и культурой духа. Оно совершенно отлично от той естественной способности говорить, которая есть всего лишь природный дар, особенность, присущая каждому, чьи страсти сильны, органы развиты, а воображение легко…». Далее не цитирую, так как планка, выставляемая Бюффоном, слишком высока для дагестанских любителей изящной словесности… Я хотел сказать этим пассажем одно: литература от необъективных оценок ничуть не страдает, ибо величие писателя определяют не люди, а Бог; от ложных оценок страдает читатель, ибо неверные они, скажу попросту, сбивают его с панталыку, навязывают ему ложные кумиры. Что, в конечном итоге, отражается на качестве культуры, а значит, и на качестве самого человека.
Приведу здесь, заканчивая эту тему, еще одну цитату Бюффона, ставшую афоризмом со времени ее произнесения: «Стиль – это сам человек!». Так что, чей стиль предпочтешь, глаза того и будешь смотреть на этот мир. Или, говоря просто: с кем поведешься, у того и наберешься… Хотя есть и вариант получше: смотреть на мир не чужими, а своими собственными глазами…
Но возвращаюсь к нашим юбилярам.
А ЛЯ МЕЗОН!
Буквально на днях, подхватив эстафету 90-100-летних юбилеев, стартовали юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Розы Эльдаровой, известного государственного и литературного деятеля Дагестана. Не буду тут перечислять ее многочисленных политических и государственных регалий, читатель может ознакомиться с ними в википедии. А вот ее литературные заслуги практически мало кому известны. Я сам узнал о том, что она балуется пером в связи с выходом в свое время в свет поэмы посвященной… Гаджи Махачеву! Подавшись общему критическому пафосу, который всегда сопровождал личность Гаджи Нухиевича, я не смог удержаться от соблазна присоединить свой голос к остальным критическим голосам и написал на нее критическую рецензию в формате басни, которую я часто использовал в период моей активной журналистской деятельности.
Она стала известна Розе Басыровне, и однажды при случайной встрече она мягко пожурила меня, указав на то, что, мол, у Махачева, как и у всех других есть, конечно, свои «скелеты в шкафу», но у него есть и заслуги перед Дагестаном… Другое дело, что ты, как журналист, человек не сведущий в экономике, можешь не знать про них, а может, и знаешь, но не можешь их верно оценить… (Зато я могу оценить другое: ни в одной из газет, где я работал, я не пользовался такой «свободой слова», как в газете «МК-Дагестан» Гаджи Махачева!)
… Повторяю, что всё это было сказано в очень мягкой, доброжелательной форме; речь ее прерывалась во время пауз доброй улыбкой, и вообще ни об одном из высокопоставленных лиц, с которыми мне довелось встречаться и общаться в формате моей журналистской деятельности, у меня не осталось столь позитивных, столь добрых воспоминаний, как об этой встрече с Розой Басыровной.
После этого мы еще не раз встречались с нею на разных политических и литературных тусовках, и она с неизменной улыбкой приветствовала меня, цитируя мимоходом заголовок моей басни «А ля мезон» из книги «Выбор есть!», посвященной одному курьезному моменту в политической истории постперестроечного периода Дагестана. Что, кстати, также свидетельствует о демократичности ее мировоззрения.
ЛОЖКА ДЁГТЯ В БОЧКЕ С МЁДОМ
Великодушие, доброжелательность – были органическими чертами Розы Басыровны, о чем ярко свидетельствует этот пример.
Они проявлялись не только в частных, личных обстоятельствах, но и в общественно, государственно значимых делах и поступках. Я имею в виду историю с ее перемещением с должности председателя Верховного Совета Дагестана в 19.. году. Эта страница ее биографии известна лишь по скупым строкам официальных биографий Розы Эльдаровой. По ним трудно судить о том, что же это было, почему, несмотря на добросовестный, самоотверженный труд на поприще законодательной власти она была смещена с нее и переведена на другое место. Да, вместо кресла, которое она занимала в Дагестане, ей предложили другое, в столице страны. Но мы-то знаем, что перевод в Москву из провинции не всегда означает повышение в должности. Этого не скрывает и сама Роза Басыровна. Но как корректно, как деликатно выражает она свою обиду на несправедливость того, что с нею произошло. Причем, что стоит подчеркнуть, она не сделал это в какой-то демонстративной, целенаправленной форме, а рассказала как бы вскользь, мимоходом в сборнике мемуаров о жизни и деятельности А. Даниялова. Воздав должное личности и трудам Даниялова, Роза Басыровна задается вопросом, цитирую: «… Не идеализирую ли я Даниялова, во всем ли он был так хорош, как все о нём пишут и говорят, подумает и спросит читатель. И будет прав. Все это тоже было. Ведь он – человек, хотя и великий. И великим тоже свойственно ошибаться, а порой и совершать несправедливости. Это коснулось основательно и моей судьбы! (выделено мной. Б.У.). Но не об этом сегодня речь. И это «все» капля в море и не идет ни в какое сравнение с тем, сколь много сделал он для своей республики, для своего народа, служа им, не щадя себя…» (см. Воспоминания о А. Даниялове, стр. 50).
Зная великодушие Розы Басыровны можно не сомневаться, что у нее был быть очень серьезный повод для того, чтобы в таком парадном издании, в такую бочку с медом положить ложку дёгтя. А как иначе можно расценить фразы «свойственно ошибаться», «совершать несправедливости», «коснулось основательно и моей судьбы», допущенные ею в полностью комплиментарной книге?
Вот пример, достойный подражания для всех политиков, сошедших с орбиты общественно-политической стези.
ПУГАЮЩИЕ ГРИМАСЫ ЮРЛИЦ
В силу обстоятельств я оказался одним из участниковхода реализации инициативы по празднованию 100-летнего юбилея Розы Эльдаровой. Подняла этот вопрос известный общественный деятель Саният Мансурова. Лично знакомая с Розой Басыровной, понимая значение ее деятельности и личности, сохранившая о ней много теплых, добрых воспоминаний, она, не дождавшись инициативы сверху, выдвинула ее снизу, от имени общества: подготовила обращение к руководству республики о желательности отметить по достоинству 100-летие выдающегося государственного деятеля Дагестана.
Желательность этого диктовалась еще тем, что дагестанцы традиционно исповедует культ силы, что автоматически делает политику поприщем мужчин. На этом фоне достижение женщиной высочайших государственных должностей (председатель Верховного Совета ДАССР, затем зам. председателя Верховного Совета РСФСР, более мелкие ее посты я тут опускаю) приобретает особый вес и значение.
Словом, причин для достойного, если не в масштабах Расула Гамзатова, то хотя бы Фазу Алиевой празднования 100-летнего юбилея Розы Эльдаровой было, хоть отбавляй!
Я не хочу сказать, что без напоминая снизу, правительство не вспомнило бы о необходимости отметить ее юбилей. Но то, что вопрос решился со скрипом – это я могу сказать со всей уверенностью. Хотя реакция главы республики, г-на Меликова, была быстрой и благоприятной: получив обращение инициативной группы, он тут же распорядился приступить к подготовке мероприятия. Но, как знает читатель, в Дагестане скорость реализации спущенных сверху указаний, частенько стопорится профильными структурами, в данном случае – министерствами культуры и национальных отношений.
Саният Мансурова была возмущена проявлением явно недостаточного внимания к предстоящему событию со стороны этих структур, особенно министерства культуры, которое, казалось, должна была ухватиться бы эту за идею, хотя бы из женской солидарности со стороны его министра – Заремы Бутаевой
Не больше внимания было и со стороны Миннаца. Да, сам министр, г-н Энрик Муслимов, отнесся к инициативе Саният Мансуровой весьма доброжелательно, но на низовом уровне подход был очень формальный, с прохладцей… Но больше всего Саният поразило, что ни один сотрудник этого министерства не знал, кто такая Роза Эльдарова! Что тут скажешь, кроме: без комментариев
Саният очень переживала в связи с таким отношением властей к памяти Розы Эльдаровой, искала каналы для ускорения процесса, но везде натыкалась на каменную стену безразличия и чванства…
Причину такого отношения Саният объясняла халатностью структур министерств, которым было поручено. Читатель, надеюсь, понимает, что структура, как юрлицо, проявляет те свойства и качества, которые имеют возглавляющие их физлица…
Грешным делом подводные камни в поведении профильных министров искал и я, видя причину их безынициативности в классовом вопросе, ведь Роза Басыровна была деятелем классово чуждого для них советского, социалистического государства, а эти лица – адепты капитализма, тем более – члены правящего класса, возможно, даже члены Единой России, партии, которая в глазах народа и общества, имеет репутацию антинародной партии.
Были и еще нюансы, о которых я не могу умолчать.
МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ?
Юбилей Розы Эльдаровой, худо-бедно, был проведен, хотя и не с тем размахом, которого он заслуживает, и не в те сроки, в которые следовало бы. Но, как я сказал выше, были нюансы. А, как известно, дьявол кроется в деталях… Я не могу снять с себя задачи указать на эти детали, тем более что в данном случае они касаются не только конкретной ситуации с юбилеем Розы Эльдаровой, но и выходят далеко за его пределы. Более того, отражают такие спектры общественных настроений, которые могут оказаться чреваты серьезными негативными последствиями.
Когда стараниями Саният Мансуровойвопрос о необходимости достойного имени Розы Басыровны празднования ее 100-летнего юбилея получил одобрение высшей власти, выявились некие разделительные линии в отношении реализации этого проекта со стороны общественного сегмента.
Линии эти проходили по щекотливой сфере межнациональных отношений. Дело в том, что Роза Басыровна, являясь природной кумычкой, была замужем за аварцем, что вносит известную неоднозначность в плане определения, чья же она, кто из двух конкурирующих наций имеет право на присвоение ее авторитета и наследия.
Читатель знает, как чувствительны дагестанцы к авторитету своих наций, какие споры – шуточные и всерьез, — идут между элитами по поводу первенства в разных областях жизнедеятельности, в особенно бурной форме они идут на поле истории, по поводу территорий, побед и достижений, лидеров и руководителей… Впрочем, такая ревность характерна не только для дагестанцев. Напомню одно двустишие, касающееся не много, не мало самого Гомера! Споры о том, к какой же город-государство может считать сего своим уроженцем, идут в Греции и по сей день, что ярко выражено в эпиграмме английского драматурга Томаса Стюарда в переводе Самуила Марашака:
Семь спорят городов о дедушке Гомере,
В них милостыню он просил у каждой двери.
Конечно, это соперничество, это, скажем шутя, нацсоревнование дагестанцев не носит конфронтационного характера и, как я убежден, никогда не примет такого характера. Что же касается этих споров, этих претензий, то они являются ничем иным, как проявлением теории Фрейда, известной под названием «нарциссизм малых различий» на дагестанской почве и с дагестанской спецификой. По-простому эта теория может быть выражена русской пословицей «милые бранятся – только тешатся».
Вот с этим мы имеем дело в примере с юбилеем Розы Эльдаровой. Так вышла, что инициатива в вопросе празднования ее юбилея исходила от аварской стороны (в лице Саният Мансуровой), которая инициировала обращение к главе республики с просьбой содействовать достойному проведению этого мероприятия, подготовила ряд документов и т.д. Среди мер была предусмотрено и привлечение к празднованию кумыков, как прямых соплеменников Розы Эльдаровой.
Однако предложение это кумыками было отклонено с ответом, что мы сами будем праздновать ее юбилей, так сказать, в своем кумыкском кругу. Я не вижу здесь прямого проявления национализма, обвинять в котором кумыков по любому поводу стало сегодня общим местом. Тем не менее — проведение празднования юбилея общими силами правительства и активистами от кумыкской и аварской общественности придало бы ему тот самый размах, который был желателен. Тем более, что в наследии Розы Басыровны есть слова, которые звучат как завет, как завещание в построениимежнациональных отношений в Дагестане. Она высказала их в тех же своих воспоминаниях о А. Даниялове: «Национальную нетерпимость он (А. Даниялов. Б.У.) считал недопустимой и, более того, преступной. Навсегда запали мне в сердце слова Абдурахмана Данияловича о необходимости помнить, что никогда нельзя допускать действий, которые могли бы образовать трещину между нашими народами. Склеить эти трещины будет уже невозможно, предостерегал он всех нас, кто работал рядом с ним, кто мог влиять на эти процессы. Дагестан будет Дагестаном, говорил он, пока мы будем вместе…». Ну, что тут возразишь?
ОБЩЕСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!
Те, кто помнит 90-е годы, знает, в каком беспомощном состоянии находилось в тот период российское государство. Бал на необъятных просторах нашей страны правил криминал, диктуя политикам свою волю, участвуя наряду с ними в прихватизации огромных богатств, созданных силами наших отцов и дедов в советский, социалистический период. Борьба за собственность, за командные высоты в экономике, за активы, за финансовые потоки — были борьбой за государство, за его структуры и рычаги. Понятно, что в такой жесткой борьбе не могло обойтись без насилия, без жертв, без кровопролития… Те, кто выжили, те и стали тем классом, который мы сегодня называем «правящим» или, в более общем смысле, государством.
Именно государству мы обязаны той стабильностью, тем, пусть и скромным достатком, который оно определило для нас, для народа и общества. К сожалению, сам правящий класс не смог справиться с соблазном безудержного и бесконтрольного обогащения, присвоения всего, что не так лежит. Правящий класс подал нам, народу и обществу, пример того, как надо отстаивать свои интересы, как бороться за место под солнцем… Да, я считаю, что мы должны учиться у них этому. От этого наша страна только выиграет, потому что, вскрывая ресурсы своей активности, предприимчивости, мы, народ и общество, приблизимся к стандартам, которые ценит правящий класс, которые внушат ему уважение к нам, желание более щедро делиться с нами теми огромными материальными благами, которыми они сегодня владеют и распоряжаются.
Чтобы добиться уважения правящего класса (государства) общество должно начать уважать само себя, свои организации, традиции, награды. А мы общественное ставим ниже государственного. Вот яркий пример этого, также связанный с юбилеем, на сей раз Сулеймана Стальского, намеченным на будущий год по инициативе главы Дагестана. Как я прочитал в СМИ, тема эта заинтересованно обсуждалась в Союзе Писателей Дагестана под руководством его председателя Марины Ахмедовой. Горячо одобрив инициативу главы, Марина Ахмедова среди мер по празднованию юбилея лезгинского классика предложила восстановить государственную премию его имени, что было встречено собравшимися с одобрением. Затем, развивая тему, она предложила сделать то же самое в отношении премии аварского классика, Гамзата Цадасы. Согласовали и эту кандидатуру.
Но тут опять в бочку мёда влилась ложка дёгтя: кумыкская поэтесса Шейт-Ханум Алишева, предложившая включить в этот список и кумыкского классика Йырчи Казака. «Премия Йырчи Казака была общественная, — возразила ей Марина Ахмедова, — не путай, пожалуйста…».
Поясню, что значит «восстановить» в данном контексте. Дело в том, что премии Сулеймана и Цадасы были учреждены в свое время как государственные, статус их никто не отменял, просто в связи с финансовыми трудностями, ими перестали награждать. Возродить эту практику и было предложено собранием СП. А премия Йырчи Казакабыла изначально общественной и, следовательно, войти в ранг государственных автоматически не могла, что и использовала Марина Ахмедова для отказа ей в восстановлении. Восстановить премию Г. Цадасы, «прицепив» ее к юбилею Сулеймана, она сочла легитимным шагом, а сделать то же самое в отношении Йырчи Казака её государственническая душа воспротивилась.
Видно, для неё государство – превыше всего. А общество… так себе, второй сорт. И это притом, что Союз Писателей, который она возглавила с сомнительной легитимностью, как бы по наследству от покойного мужа, общественная организация.
Разве этот пример не иллюстрирует неуважительное отношение общества к самому себе?
Что ж, вы как хотите, а я остаюсь при уверенности, что общество превыше всего!
Багаутдин Узунаев