В современных условиях общественно-политического, социально-экономического, духовно-нравственного обновления российского общества нет более расшатанной нравственной категории, чем «уважение личности, семьи, рода и народа». Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивает о необходимости достойного уважительного отношения ко всем слоям населения, независимо от национальных, конфессиальных и поликультурных различий, к труженикам, учителям, врачам, об уважении к ученым мужам, к знатным и достойным людям и т. д. Более того, Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» направлен на воспитание граждан — патриотов правового государства, способных к социализации в условиях многонационального социума, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре.
Проблемы нравственности волновали общество во все времена и у всех, без исключения народов мира, нашей страны и многонациональных республик. Нравственность личности была объектом пристального внимания мыслителей и просветителей, ученых философов, педагогов и психологов Н.И. Новикова («О воспитании и наставлении детей»), Н.А. Добролюбова («О значении авторитета в воспитании»), Д.С. Писарева (Промахи незрелой мысли), Н.И. Пирогова (Быть и казаться), В.Я. Стюнина (Луч света в педагогических потемках), Е.Н. Водовозовой («Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста»), А.С. Макаренко («О родительском авторитете», «Воспитание культурных навыков»), К.Д. Ушинского («О народности и общественном воспитании»), В.А. Сухомлинского («Рождение гражданина») и др. Значение нравственности в формировании личности высоко ценили дагестанские мыслители Магомед Ярагский, Абдурахман-Хаджи Сагратлинский, Али-Хаджи Акушинский, Гасан Эфенди Алкадарский, Джамалутдин Казикумухский, Али Каяев и другие. Весьма ценные сведения о средствах, методах и приемах формирования достойного человека можно найти в исследованиях по народной педагогике академика Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Ф. Хинтибидзе, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова, А.Э. Измайлова, Г.С. Виноградова, З.Г. Нигматова, И.А. Шорова, дагестанских ученых С.М. Омарова, З.М. Магомедовой, А.М. Магомедова, Д.М. Маллаева, Ш.А. Мирзоева, Б.Ш. Алиевой, З.Я. Якубова и других, которые выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.
Возьмем, например, такое ключевое нравственное понятие «уважение». Подавляющее большинство современных граждан, особенно молодое поколение, смутно представляет, поверхностно понимает и в особенности недостаточно сознает и чувствует — что такое уважение. Изглаживая из памяти традиционные прогрессивные народные нормы и правила уважения, определенная часть граждан страны в последние десятилетия зачастую стала воспринимать уважение как непременное и должное чинопочитание, как преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, коллегой, товарищем и т.д.
Игнорируя исторически сформировавшиеся духовно-нравственные и интеллектуальные ценности, веками апробированные морально-этические качества, присущие народному идеалу настоящего человека, зависимые люди все более и более «прилипают» к казнокрадам, лицемерам, насильникам, слепо подражают кем-то сиюминутно выдуманным нормам межличностных отношений. В результате в обществе все более и более появляются подхалимы, холуи, угодники, холопы, раболепствующие и т.д. Дело порою доходит до абсурдности. Даже образованные, казалось бы, на первый взгляд интеллигентные люди, кому доверена судьба малых и больших коллективов, за образец достижения своих личных и клановых целей стали применять аморальные нормы общения, дискуссии, поведения и т.д. Все это изо дня в день и в обыденной жизни, и на более чем 100 каналах телевидения становится зеркалом подражания, что формирует сознание, чувства и поведение современного молодого поколения. Часть молодежи, не приемлет общество, становящееся все более лицемерным. Кто-то уезжает в другие регионы страны (по данным исследователей за последние 10-20 лет из республики Дагестан уехало свыше 200 тысяч молодых этнических дагестанцев), выбирая полную свободу, не скованную лицемерной «моралью». Кто-то искренне, «с головой» уходит в религию, в принципе отвергая порок и лицемерие. И те и другие не желают мириться с тем, что самые жуткие пороки, на словах осуждаемые, на деле теперь доступны во всех сферах обыденной жизни.
Исследования показывают, что в большинстве своем наши родители и педагоги воспитательное воздействие сводят к наставлениям типа «прислушивайтесь», «будьте внимательны». Не вникая в социальную важность проблемы воспитания, а может быть, в силу явной методической неподготовленности, а также достаточно глубоко и всесторонне не воспринимая и не сознавая, в данном случае смысловой и содержательной значимости нравственной категории «уважение», часть воспитателей не в силах объяснять детям главное — почему, как, где, когда, за что, для чего следует уважать человека, коллектив, моральные и материальные ценности общества, в чем заключается социально-этическая значимость и безусловная необходимость уважения. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания людей, норм поведения, традиций и обычаев, историко-педагогической культуры народов республики и Отечества.
По мнению народа, уважение — это традиционно присущая для здорового социума обязательная для каждого здравомыслящего человека форма проявления достойной и заслуженной оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности родных, близких, коллектива, да и всех граждан общества. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе, к своему внешнему эстетическому и внутреннему духовно-нравственному облику, к манере поведения в обществе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», — гласят народные пословицы.
Человеческие качества ценятся в народе не только по отношению к себе, но более всего по отношению человека к своим родным, близким, к своему народу и своей Родине. Народ издревле приметил: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего, кроются в самосознании. В этой связи социально значимы и весьма поучительны дагестанские народные требования по отношению к родителям:
прислушиваться к тому, что говорят родители; принимать и ценить точку зрения родителей; участвовать в разговорах с родителями с их разрешения; благодарить родителей за их добрые отношения и поддержку; делиться с родителями хорошими новостями; избегать того, чтобы не огорчать родителей плохими новостями; хорошо отзываться о друзьях и кунаках родителей; избегать сторонних разговоров при родителях; не перебивать, когда говорят родители; избегать наказания и поучения их внуков в присутствии родителей; давать родителям возможность быть лидерами в вашем обществе; не повышать голос на родителей; не приступать к еде за столом раньше родителей; гордиться родителями, даже когда они считают, что не заслуживают этого; не сидеть спиной к родителям; никогда не говорить плохо о родителях; не смеяться над промахами и ошибками родителей; регулярно навещать родителей и помогать им в хозяйстве; с осторожностью подбирать слова, когда общаетесь с родителями; называть родителей ласковыми именами, которые им нравятся; сделать родителей самым главным приоритетом вашей жизни.
Только человек, осознавший себя, свое место и функциональные обязанности в семье, обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить социально значимое отношение ко всем окружающим, как к старшим, так и к тем, кто моложе.
Необходимость приоритета старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно: история Дагестана не знает семьи, общины, аулы, города, где не было бы заботливого старшего.
Под старшим у дагестанцев мыслятся многие: родители, дедушка с бабушкой, старшие по возрасту, словом, все, кто раньше тебя появился на свет. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», — гласит народная мудрость Дагестана.
Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, советы, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум наставляет: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».
Народная педагогика рекомендует прививать чувства уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».
Вспоминаются слова матери об удивительно прозорливом поступке дяди Нажмудина: «Всегда, когда мы садились обедать, дядя выделял почему-то беременной мне две порции. Одна тебе, — говорил он, — другая тому, кто в утробе. Ты должна есть лучше, чтобы «досталось» и ему».
К такой же форме уважения дитя можно отнести повседневную заботу, проявляемую семьей, родственниками, соседями о беременной женщине в любом уголке Дагестана. И еще, в гости к многодетному кунаку у народа рекомендуется пойти со сладостями, подарками для детей. Такое отношение к младенцам, малышам, доброе общение с ними как с равными, развивает в детях незабываемое чувство признательности, уважения и привязанности к старшим.
Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб — это добро, и его надо беречь.
В своих наставлениях и советах старшие обычно не бывают голословны. Они на деле показывают, что нельзя пройти мимо оброненного на землю куска хлеба. Поднимая хлеб с земли, они как бы извиняются за выронившего его неряху и, очищая хлеб от пыли и грязи, кладут его на возвышенное, чистое, не доступное человеческой ноге место. Хлеб — это святое, говорят горцы. Матери всегда месили тесто, осторожно подбирая каждый его комочек, упавший на скатерть или прилипший к подносу. От пекарни хлеб несли, прижав его к груди, как младенца. Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам семьи, рода, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.
Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Гостя встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость — не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие. «Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся — это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их, ни встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими», — наставляет народная педагогика Дагестана.
Резюмируя вышесказанное, можно конкретизировать следующие выводы, т. е. примерные народные правила, установки и рекомендации:
- По отношению к родным и близким:
— Кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.
— Уважай женщину, она мать детей и хранительница очага.
— Если любишь свою мать, не брани мать другого человека.
— Добрыми делами заслужи благословение родителей.
— Проявляй почтительное и уважительное отношение к отцовским и материнским родственникам.
— Проявляй милосердие, терпение и любовь к ближнему.
- По отношению к старшим и старикам:
— Почтительно относись к старшим по годам, прислушайся к их советам.
— Как бы ни был старик беспомощен и сед, цени его, он даст тебе совет.
— Кто не почитает старших, сам не достоин почтения.
- По отношению к друзьям и коллегам:
— Если у тебя есть друг, то навещай его почаще, не то дорога, ведущая к нему, зарастет травой.
— Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив с гостем.
— Спеши с сообщением доброй вести.
— Умей достойно стоять, ходить, говорить без жестов и интонаций.
— Держи себя с людьми просто и доступно.
- По отношению к морально-этическим нормам народа:
— Если дал слово — умри, но сдержи. Не сдержишь — нет тебе места среди настоящих мужчин.
— Избегай безнравственных и бесчестных поступков.
— Кто не с людьми, тот словно и не родился.
— Не задирай голову: расшибешь о скалу.
— Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто потерял достоинство.
— Не допускай вольности в манерах поведения в общественных местах.
— Ставь чистую совесть выше всякой выгоды.
— Стремись совершать благородные поступки.
— Там, где совесть — там и стыд; там, где стыд — там и свет.
— Хорошее воспитание — лучшее наследство.
Народная педагогика приурочивает рекомендации буквально ко всем случаям жизни. Их можно услышать, когда ребенка вводят в круг детей, когда берут в гости, когда сын впервые выходит в люди и т.д. Формы проявления дагестанской нравственности многообразны и уместно привязаны ко всем без исключения условиям социума, а также индивидуально-возрастным правам и обязанностям человека. Морально-этические категории, ценимые народами Дагестана, во все времена служили дагестанцам практическим руководством в укреплении межличностных и межнациональных отношений. Они не могут быть искажены и как-то и кем-то игнорированы, потому как они прошли испытание веками, апробированы поколениями и переданы нынешним и грядущим поколениям для непременного руководства.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ