Как давно я не видела людей с идеалами. Мне не хватало их прямоты. Их ясных глаз. Их мужества и отваги. И вдруг, когда я уже совершенно точно уверилась, что идеалисты остались там, в том далеке, произошла встреча. Нет, Встреча.
Я как только вошла, приблизилась к ней, все остальное словно по волшебству куда-то отступило. Вокруг этой женщины сам воздух другой – наэлектризованный ее благородством, настоянный на ее чистоте. Так в горах вдыхаешь взвесь из трав и цветов и не можешь надышаться.
С Айшат Курбановной Бибалаевой меня познакомила журналист Патимат Тазаева. Ей посчастливилось многие годы общаться с этой уникальной женщиной. Поэтому она может себе позволить вот так сидеть в сторонке и с лукавинкой поглядывать, как я завороженно ее слушаю.
В детской поликлинике №2 она главная медсестра и юрист-консультант. В ее кабинете всегда кто-то есть, помимо хозяйки. Как магнитом сюда тянет коллег. И во время нашей с ней беседы они присутствовали. Поэтому интервью получилось необычное – Айшат Курбановна все время старалась перевести разговор на общие темы, чтобы меньше говорить о себе, а сотрудники старались этого не допустить .
Айшат Курбановна, вот мне рассказали, что вы всю жизнь занимаетесь благотворительностью…
— Хотите спросить, зачем мне это надо? Это у меня в генетическом коде записано – помогать людям. Во мне она есть изначально – потребность делать добро. И раз ты уже на этой дороге – никуда с нее не свернешь.
— Это уже Путь, выходит.
— Моя бабушка, мудрая Эсбет громких слов о назначении и миссии не знала. Говорила по–простому: «Люби людей. Такими, какие они есть – с их грехами, ошибками, болезнями».
Многие, наверное, скажут: «Есть возможность, вот и помогает».
Не выдержав, вступает Патимат Тазаева: «У кого намного больше возможностей, и то столько не делают. Она помогает всем, кто бы ни пришел. Это у нее состояние души. Если даже сама не справляется, использует свои связи».
— Понимающих немало, — добавляет Айшат Курбановна. — А кто не понимает, я их целенаправленно достаю, убеждаю, что жизнь для этого нам дана, чтобы успеть сделать как можно больше добра. Она же такая короткая – оглянуться не успеешь… После нас останется только наше имя.
Недавно меня упрекнули, что я не люблю богатых. Я эту женщину рядом с собой усадила и показала ей вот этот документ. Вот смотрите. Мой дед, состоятельнее которого не было в Дахадаевском, да и в Кайтагском районе, добровольно сдал колхозу три мельницы, 62 га земли, постоялый двор, магазин.
Он принял сердцем идею общего равенства, социальной справедливости. И я как он, ярый коммунист. До мозга костей. Ленина работы, можно сказать, назубок знаю. Мне было интересно их изучать.
Я не богатых не люблю, а их чванство. Когда они кичатся передо мной и перед другими, смотрят свысока. У меня не противостояние с одним человеком, у меня это классовая борьба. Моя идеология. А в самом богатстве ничего зазорного нет. Наоборот, с бедностью надо бороться всеми силами.
Нередко слышу, что со мной трудно. Я не сноб, но меня многое не устраивает, со многим я не согласна. Недовольна обществом и властью, и этой непонятной идеологией нашей, ведущей к мракобесию. Это все отражается на моем эмоциональном состоянии. Понимаете, я страдаю не от личных неурядиц, а от того, что рушится все, что создано жизнью и трудом умных, грамотных, честных людей.
А чем вы гордитесь?
— Горжусь тем, что никогда, ни при каких обстоятельствах я не совершала поступка, за который бы мне было стыдно перед памятью моего отца – высокопорядочного человека и мамы – уникальной женщины, доброй , умной, одаренной. Я выросла в очень дружной, благополучной, благодатной семье, где царили любовь и уважение друг к другу и к окружающим. Это и явилось основой моей жизни, моих поступков, отношения к людям. Я не люблю безнравственных людей — они несут большое зло в общество ,ибо у них все построено на подлости, продажности, угодничестве, все у них измеряется выгодой . У них нет идеала, нет красивых мыслей, чистых и добрых идей, убежденности в победе истины.
Как в вас уживаются ваше бунтарство и ваша мудрость?
— Не знаю, не задумывалась. Так есть. Так сложилось. И вы зря меня идеализируете. Мой покойный супруг, вот кто был по-настоящему мудрым человеком, говорил мне, своей семнадцатилетней невесте: «Айшат, послушай и запомни. Не все поймут твою наивность – воспримут как легкомыслие, твою простоту как глупость». Но я такой осталась всю жизнь – не собранной, не практичной, не приспособленной ни к чему. И даже понимая, что чрезмерная доброта губительна, не могу измениться.
— Не меняйтесь, пожалуйста, — обращается к ней Марина Амирханова – зав. отделением узких специалистов. И горячо продолжает:
— Таких, как она, больше нет. Вы нигде не встретите такого человека.
Говорить об Айшат Курбановне можно бесконечно. Она наставник в полном смысле этого слова. Человек, перевернувший мою жизнь. Все, что я знаю, чем руководствуюсь в жизни — от нее. Это великий человек, в чем я убедилась за 25 лет совместной работы.
Она очень совестливая, честная, порядочная. Все эти качества в ее случае гипертрофированы. И поэтому от нее – только впитывать, перенимать, набираться. Каждый кто вливается в наш коллектив – тот берет от нее.
Если человек совершил ошибку, неблаговидный поступок – она всегда дает шанс все исправить, выправиться. Она участвует в его судьбе. Взрослые люди меняют характер под ее воздействием.
Таких женщин надо на руках носить. Оды им петь. Она уникальна во всем. Ее эрудиция изумляет. Что же касается отношения к людям, это она вела в нашей поликлинике правило: до последнего больного. И другое правило – помочь нужно каждому. Как угодно, порой делая невозможное.
В благотворительную деятельность Айшат Курбановна вовлекла весь коллектив. Мы в пятый раз уже объявили у себя сбор на СВО. Она душой переживает за них, наших бойцов. И плачет, и ночами не спит.
А вот что сказала старшая медсестра отделения узких специалистов Цибац Магомедова:
— Больше одиннадцати лет я работаю под руководством Айшат Курбановны. Она нам не только руководитель, мы ее мамой называем. Она живет нашей жизнью, вникает во все наши проблемы. Мы в любое время обращаемся за поддержкой, за советом.
Ее доброта – как ток по проводам – передается и окружающим. Прирожденный организатор, Айшат Курбановна возглавляет всю нашу работу по благотворительности. Мы не только на СВО собираем, но и детям-сиротам, в фонд «Добрые руки», ветеранам труда. В ее большом сердце есть место для всех.
Старшая медсестра Эсмира Гаджимагомедова недавно перенесла большое горе и не может сдержать слез. Ей тяжело говорить, и она тихо повторяет: «Я успокаиваюсь только здесь, рядом с Айшат Курбановной».
… Уходить было трудно. Так бы и смотрела на это чудесное лицо с благородными чертами, над которыми не властно время. На этот серебряный нимб над ее головой. Так бы и слушала теплый голос с задушевными интонациями, проникающий прямо в сердце. И вот уже сколько дней прошло после той Встречи, а это тепло во мне. И так хорошо просто знать, что она есть . Что можно прийти в этот маленький кабинет, взять из ее рук чашку с крепким чаем и перенестись в другое измерение. В мир Айшат Курбановны Бибалаевой, в котором добро всегда побеждает.
Тагират Гасанова