В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и межгосударственных отношений нет более важной социально значимой образовательной проблемы, чем патриотическое воспитание нынешних и грядущих поколений. Прежняя, годами сложившаяся практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что высоких и устойчивых результатов добивались те воспитатели, кто в своей работе умело опирался на прогрессивный опыт старших поколений, использовал в образовании самые разнообразные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В опыте наиболее преуспевавших школ республики: Махачкалинской № 8, Каспийской № 7, Буйнакской № 5, Ахтынской № I, Юхаристальской, Герейхановской, Белиджинской, Геджухской, Огнинской и других в качестве эффективных форм героико-патриотического воспитания многие годы оправдывали себя такие мероприятия как: встречи с ветеранами войны и труда, слёты трех поколений, солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памяти», военизированные игры «Зарница», «Орленок», соревнования между школами под девизом «А ну-ка парни», тематические вечера: «Офицер-профессия героическая», «Слава героям войны и труда», торжественные проводы призывников, встречи молодых воинов и т.д.
Заметному развитию патриотических чувств, сознания и поведения молодого поколения способствовали создание в школах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы советского народа, стендов, выставок, фотомонтажей конкретных форм патриотического почина. Оборудование в школах, например, галерей славы по строгому принципу исторической хронологии: Герои гражданской войны, дагестанцы-красные партизаны, стахановцы первых пятилеток, Герои Советского Союза, герои-пионеры, герои-комсомольцы, дагестанцы-герои Великой Отечественной войны, наши сельчане-участники войны, Герои Социалистического Труда, они строят БАМ, КАТЕК, АТОММАШ, славные труженики нашего села, наши выпускники-защитники Отечества и другие позволяли эффективно проводить экскурсии буквально по каждому участку героического пути наших отцов и дедов, оснастить агитационным материалом, способствовали развитию поистине патриотических эмоций и формированию чувства гордости за историческое прошлое и настоящее Родины.
Однако при всём разнообразии оправданных и годами апробированных на практике форм и методов патриотического воспитания, их эффективности во многих образовательных организациях, предприятиях, населенных пунктах, в целом многие из них отданы забвению. Наши наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавлявшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодёжи ограничивается только в рамках раскрытия событий и героических свершений наших бойцов в военной операции по освобождению Донбасса от украинских националистов и обеспечению гарантии безопасности России. Безусловно, это оправдано и чрезвычайно важно в условиях, когда вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливают значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Но одновременно следует акцентировать внимание на не менее героические свершения воинов Советской Армии в Великой Отечественной и в годы гражданской войн. В достаточной степени внимание воспитуемых следует акцентировать на конкретные формы проявления патриотизма советскими людьми в годы первых и послевоенных пятилеток. Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся именно в эти трудные и суровые для страны годы. Однако с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, для сохранения логической структуры понятия «патриотизм» следовало бы строить патриотическое воспитание максимально приблизив его к местным национально-региональным условиям.
Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов поурочных, внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельских школ среди наглядности отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие героико-патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патриотический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину. Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на веками упрочившиеся в сознании горского труженика нормы патриотического статуса, т.е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом (джамаатом), аула перед народом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством. Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодическими событиями, картинами проявления героизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.
«Проповедь советского патриотизма не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории нашего народа», — говорил М.Калинин. История развития Советского государства очевидно подтвердила правоту слов Всесоюзного старосты. Опыт великих трудовых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень героико-патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи писателей А.Толстого («Родина», «Что мы защищаем», «Откуда пошла Русская земля»), В. Вишневского («Уроки истории», «Победа», «Россия»), В.Иванова («Моё Отечество», «Русское поле»), К.Симонова («Русское сердце») и др. последовательно отразившие героическую историю русского народа вызывали горячий отклик защитников Родины. Так, после речи В.Вишневского «Мы можем победить, должны победить и победим» перед комсомольцами и молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушло на фронт добровольцами. В речи упоминалось о молодом Ленинграде, которому душой и телом присягали Николай Островский, Павел Корчагин, Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий, Василий Чапаев, «Максим с Выборгской», моряки Кронштадта, «профессор-депутат Балтики» и другие.
Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагестана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путеводной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Приведем лишь один ярчайший пример: жителями Дагестанской АССР в 1942 году были собраны средства на создание танковой колонны «Шамиль», героически проявившей себя в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны. Таких примеров много. Современные учащиеся, студенты, да и вся молодежь должны знать, помнить и гордиться этими яркими героико-патриотическими свершениями народов Дагестана. Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного в этом аспекте на протяжении веков отцами, дедами и прадедами. Ничто из героического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения современных педагогов, родителей, воспитателей и широкой общественности.
Сегодняшним детям, подросткам и всей молодежи яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными традициями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма, из уст в уста передавали имена, свершения героев, сохранили впечатляющие формы патриотического почина (наказы, клятвы, призывы и обращения, проводы и встречи героев). Многие из них, уместно используемые, в полную меру оправдали себя в годы суровых испытаний гражданской и Великой Отечественной войн и сегодня успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Долг педагогов шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма.
Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются?
Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Чего греха таить, даже в семьях некоторых ученых местной национальности встречаются дети, не знающие родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей благородной возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери радиопередачи и народные театры.
Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочисленные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов, по нашим подсчетам занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев. А между тем, наши целенаправленные беседы с учащимися городских и многих сельских школ показали, что школьники не знают даже 30 % слов родного языка, выражающие различные патриотические качества человека. Естественно, они не в полной мере ощущают патриотические чувства старших поколений, не готовы еще патриотически действовать в труде, спорте и если нужно в бою.
Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь на них, она перерастает в любовь к своему селу, к городу, к родной природе, к своей республике, стране и её народу.
Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, об этом неоднократно напоминали в своих трудах известные ученые нашей республики: профессора Р.М. Магомедов, А.Г. Агаев, А.Г. Гюльмагомедов и многие другие. Равнодушие к родному языку, культуре и традициям, нынче беспокоит не только аксакалов наших сел, но и здравомыслящую часть общественности. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая вернуть родному языку его историческое назначение — быть первым воспитателем молодого поколения. Ощутимые всходы патриотического настроя масс могли бы дать, а обязательное и повсеместное введение в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, лозунгов на производствах и на родных языках Дагестана.
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих предшественников, всё это для детей является примером подражания.
Какому же примеру, очень часто вынуждены подражать дети?
Приведу такой пример. Недавно мне пришлось задать педагогам ряда сельских школ один в тот же вопрос: «Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, говорить о добровольном участии в общественно полезных работах села.
Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством насовсем забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье, и даже, о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учителей не волнуют. Отдельные смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».
А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бедствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т.д.
Нельзя забывать, что именно приумножая добрые традиции старших поколений, первые дагестанские советские педагоги, труженики наших колхозов, совхозов, промышленных предприятий самоотверженно и бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений (собирали строительные камни, добровольно готовили и привозили для школы саманные кирпичи, топливо), совместно с учащимися оборудовали классные комнаты, изготавливали посильный им учебный инвентарь, мебель, наглядные пособия. Таких примеров можно привести сотни.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства, сознание и поведение способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личными очевидными примерами, качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы, района, города, области и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь, преданность Родине и идеалам человечности не могут быть созерцательными и «платоническими», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.
Настоящий патриотизм сегодняшних детей и молодежи, точно также, как и многих их предшественников, нельзя развивать в совершенстве без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, мостам, горным тропам и пастбищам, историческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения человеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство, прежде всего, своей школы, своего села и города.
Чем глубже и всесторонне воспримут, осмыслят и поймут подрастающие поколения патриотические традиции народа, тем прочнее будут они привязаны к своему селу, аулу, городу, республике и нашей многонациональной родине – России.
Шайдабег Мирзоев,
профессор