Народный источник патриотического воспитания

В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и межгосударственных отношений нет более важной социально значимой образовательной проблемы, чем патриотическое воспитание нынешних и грядущих поколений. Прежняя, годами сложившаяся практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что высоких и устойчивых результатов добивались те воспитатели, кто в своей работе умело опирался на прогрессивный опыт старших поколений, использовал в образовании самые разнообразные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В опыте наиболее преуспевавших школ республики: Махачкалинской № 8, Каспийской № 7, Буйнакской № 5, Ахтынской № I, Юхаристальской, Герейхановской, Белиджинской, Геджухской, Огнинской и других в качестве эффективных форм героико-патриотического воспитания многие годы оправдывали себя такие мероприятия как: встречи с ветеранами войны и труда, слёты трех поколений, солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памяти», военизированные игры «Зарница», «Орленок», соревнования между школами под девизом «А ну-ка парни», тематические вечера: «Офицер-профессия героическая», «Слава героям войны и труда», торжественные проводы призывников, встречи молодых воинов и т.д.

Заметному развитию патриотических чувств, сознания и поведения молодого поколения способствовали создание в школах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы советс­кого народа, стендов, выставок, фотомонтажей конкретных форм патриотического почина. Оборудование в школах, например, галерей славы по строгому принципу исторической хронологии: Герои гражданской войны, дагестанцы-красные партизаны, стахановцы первых пяти­леток, Герои Советского Союза, герои-пионеры, герои-комсомольцы, дагестанцы-герои Великой Отечественной войны, наши сельчане-участники войны, Герои Социалистического Труда, они строят БАМ, КАТЕК, АТОММАШ, славные труженики нашего села, наши выпускники-защитники Отечества и другие позволяли эффективно проводить экскурсии буквально по каждому участку героического пути наших отцов и дедов, оснастить агитационным материалом, способствовали развитию поистине патриотических эмоций и формированию чувства гордости за историческое прошлое и настоящее Родины.

Однако при всём разнообразии оправданных и годами апробированных на практике форм и методов патриотического воспитания, их эффективности во многих образовательных организациях, предприятиях, населенных пунктах, в целом многие из них отданы забвению. Наши наблюдения, анализ учебно-воспитательных материалов ряда школ Дагестана показывают, что в подавлявшем большинстве мероприятий патриотическое воспитание детей и молодёжи ограничивается только в рамках раскрытия событий и героических свершений наших бойцов в военной операции по освобождению Донбасса от украинских националистов и обеспечению гарантии безопасности России. Безусловно, это оправдано и чрезвычайно важно в условиях, когда вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливают значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Но одновременно следует акцентировать внимание на не менее героические свершения воинов Советской Армии в Великой Отечественной и в годы гражданской войн. В достаточной степени внимание воспитуемых следует акцентировать на конкретные формы проявления патриотизма советски­ми людьми в годы первых и послевоенных пятилеток. Все это, несомненно, оправдано, если считать, что наибольший порыв народного патриотизма проявлялся именно в эти трудные и суровые для страны годы. Однако с точки зрения истории народов нашей страны, истории Дагестана, для сохранения логической структуры понятия «патриотизм» следовало бы строить патриотическое воспитание максимально приблизив его к местным национально-региональным условиям.

Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов поурочных, внеклассных, внешколь­ных воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельских школ среди наглядности отсутствуют материалы, наиболее пол­но и последовательно отражающие героико-патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патрио­тический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину. Учителя непростительно слабо знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на веками упрочившиеся в сознании горского труженика нормы патриотического статуса, т.е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом (джамаатом), аула перед на­родом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством. Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодичес­кими событиями, картинами проявления героизма, в целом неплохо зная историю вообще, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа, иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются проблемы, нарушается веками жизнестойкий закон патриотической преемственности.

«Проповедь советского патриотизма не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории нашего народа», — говорил М.Калинин. История развития Советского государства очевидно подтвердила правоту слов Всесоюзного старосты. Опыт великих трудо­вых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень героико-патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи писателей А.Толстого («Родина», «Что мы защищаем», «Откуда пошла Русская земля»), В. Вишневского («Уроки истории», «Победа», «Россия»), В.Иванова («Моё Отечество», «Русское поле»), К.Симонова («Русское сердце») и др. последовательно отразившие героическую историю русского народа вызывали горячий отклик защитников Родины. Так, после речи В.Вишневского «Мы можем победить, должны победить и победим» перед комсомольцами и молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушло на фронт добровольцами. В речи упоми­налось о молодом Ленинграде, которому душой и телом присягали Николай Островский, Павел Корчагин, Владимир Маяковский, Эдуард Багрицкий, Василий Чапаев, «Максим с Выборгской», моряки Кронштадта, «профессор-депутат Балтики» и другие.

Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагес­тана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путевод­ной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Приведем лишь один ярчайший пример: жителями Дагестанской АССР в 1942 году были собраны средства на создание танковой колонны «Шамиль», героически проявившей себя в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны. Таких примеров много. Современные учащиеся, студенты, да и вся молодежь должны знать, помнить и гордиться этими яркими героико-патриотическими свершениями народов Дагестана. Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного в этом аспекте на протяжении веков отцами, дедами и прадедами. Ничто из героического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения современных педагогов, родителей, воспитателей и широкой общественности.

Сегодняшним детям, подросткам и всей молодежи яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными традициями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма, из уст в уста передавали имена, свершения героев, сохранили впечатляющие формы патриотического почина (наказы, клятвы, призывы и обращения, проводы и встречи героев). Многие из них, уместно используемые, в полную меру оправдали себя в годы суровых испытаний гражданской и Великой Отечественной войн и сегодня успешно используются в передовой практике патриотического воспитания. Долг педагогов шире выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма.

Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей. В чём же они заключаются?

Прежде всего, именно в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль (а порою, и того менее) во многих школах и семьях. Примеры показывают, даже в сельских школах меньше стараются говорить на родном языке, в некоторых дагестанских семьях (особенно в городских) нет достаточно серьезного внимания к практическому овладению детьми своим родным языком и культурой. Чего греха таить, даже в семьях некоторых ученых местной национальности встречаются дети, не знающие родного языка, совершенно не владеющие культурой родной речи. Стремясь к некоему прогрессу, брезгуя кровно родным, недальновидные родители лишили своих детей благородной возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры, понять на языке матери радиопередачи и народные театры.

Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочислен­ные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов, по нашим подсчетам занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев. А между тем, наши целенаправленные беседы с учащимися городских и многих сельских школ показали, что школьники не знают даже 30 % слов родного языка, выражающие различные патриотические качества человека. Естественно, они не в полной мере ощущают патриотические чувства старших поколений, не готовы еще патриотически действовать в труде, спорте и если нужно в бою.

Любовь к Родине начинается с любви к родному языку, к своей семье, к своему дому, к своей школе. Основываясь на них, она перерастает в любовь к своему селу, к городу, к родной природе, к своей республике, стране и её народу.

Вот почему о бережном отношении к родному языку, духовной и материальной культуре неоднократно говорили выдающиеся поэты Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, об этом неоднократно напоминали в своих трудах известные ученые нашей республики: профессора Р.М. Магомедов, А.Г. Агаев, А.Г. Гюльмагомедов и многие другие. Равнодушие к родному языку, культуре и традициям, нынче беспокоит не только аксакалов наших сел, но и здравомыслящую часть общественности. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно уже, не откладывая вернуть родному языку его историческое назначение — быть первым воспитателем молодого поколения. Ощутимые всходы патриотического настроя масс могли бы дать, а обязательное и повсеместное введение в городские школы, детские сады родного языка, создание широкой сети факультативных занятий, кружков родного языка и народного творчества, оборудование наглядной агитации в школах, праздничных транспарантов, лозунгов на производствах и на родных языках Дагестана.

Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые отнесутся к наследию отцов, как они берегут и преумножают добрые традиции своих пред­шественников, всё это для детей является примером подражания.

Какому же примеру, очень часто вынуждены подражать дети?

Приведу такой пример. Недавно мне пришлось задать педагогам ряда сельских школ один в тот же вопрос: «Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, го­ворить о добровольном участии в общественно полезных работах села.

Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством насовсем забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье, и даже, о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учителей не волнуют. Отдельные смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».

А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая, безусловная и неотложная помощь при стихийных бед­ствиях: пожаре, наводнении, снежных обвалах, лавинах, угрозе со стороны врага и т.д.

Нельзя забывать, что именно приумножая добрые традиции стар­ших поколений, первые дагестанские советские педагоги, труженики наших колхозов, совхозов, промышленных предприятий самоотверженно и бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений (собирали строительные камни, добровольно готовили и привозили для школы саманные кирпичи, топливо), совместно с учащимися оборудовали классные комнаты, изготавливали посильный им учебный инвентарь, мебель, наглядные пособия. Таких примеров можно привести сотни.

Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства, сознание и поведение способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личными очевидными примерами, качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками являются патриотами села, школы, района, города, области и всей нашей огромной страны. Нужно помнить, что любовь, преданность Родине и идеалам человечности не могут быть созерцательными и «платоническими», а должны выступать могучей силой обновления общества и защиты ее интересов от любых посягательств.

Настоящий патриотизм сегодняшних детей и молодежи, точно также, как и многих их предшественников, нельзя развивать в совершенстве без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, мостам, горным тропам и пастбищам, историческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения человеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство, прежде всего, своей школы, своего села и города.

Чем глубже и всесторонне воспримут, осмыслят и поймут подрастающие поколения патриотические традиции народа, тем прочнее будут они привязаны к своему селу, аулу, городу, республике и нашей многонациональной родине – России.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор