В историко-культурном наследии народов Дагестана важнейшее место занимает русская национальная культура. Она, точно как и другие этнические культуры народов Дагестана, максимально приспособлена к природно-климатическим, хозяйственным условиям региона, специфически отличается от культуры коренных русских центральной России, вытекает из исторической и этнокультурной ситуации, создает особую палитру русской культуры, придавая ей множество оттенков.
Более того, следует признать, что русская национальная культура, как никакая другая, приблизила народы Дагестана к отечественной и мировой цивилизации, сделала дагестанские этносы более сплоченными, взаимопроникновенными, понятными друг другу.
Каждое из многочисленных направлений русской национальной культуры исторически выполняло неоценимую миссию дагестанского национального образования, всестороннего развития и воспитания многих поколений дагестанцев. Так, например, русские ученые Е. Козубский, П. Услар, С. Форфоровский, В. Бартольд, А. Генко, И. Крачковский и другие посвятили свои исследования историческому прошлому, в том числе истории образования народов Дагестана.
Русские педагоги В. Виноградова, В. Криштопа, Е. Криштопа, П. Корбаненко. Е.Бокарев, Н. Бокарева, А. Назаревич и другие не только учили дагестанских детей и молодежь основам наук, но и сами создали первые учебники и методические пособия для республиканских учреждений образования.
Русская графика легла в основу современной дагестанской письменности.
Русская литература стала фундаментальной основой становления выдающихся дагестанских поэтов и писателей Расула Гамзатова, Ахмедхана Абу-Бакара, Шах-Эмира Мурадова, Фазу Алиевой, Кияса Меджидова, Рашида Рашидова, Камала Абукова и многих других.
Русское искусство стало основным вдохновителем творчества дагестанских композиторов Г. Гасанова, С. Агабабова, С. Керимова, Н. Дагирова, М. Кажлаева, Ш. Чалаева; дагестанских художников М. Джамала, Х.Мусаева, Ю. Магома, Д. Капаницына, Ю. Моллаева, Н. Абдуллаева, А. Августовича, X. Курбанова, А. Марковской, А. Эмирбекова, Ш. Шахмарданова. Она послужила стержневым ориентиром развития и становления дагестанских театров, ансамблей, центров и учреждений культуры: музеев, библиотек и многое другое.
Можно осветить и прогрессивную роль, сыгравшую для народов Дагестана бескорыстными представителями русской фундаментальной науки, медицины, народного хозяйства, инженерной мысли, экономики, права и т.д. Достаточно отметить какое громадное значение приобрел для народов Дагестана русский язык – язык межнационального общения народов Дагестана и выхода каждого этноса и всей республики в целом на отечественную и мировую арену.
Однако в условиях глобальных изменений в общественно-политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах развития российского государства во многих регионах страны возникли проблемы недооценки русской и переоценки собственной национальной культуры.
Как отмечают известные политики и общественные деятели, после распада великого многонационального государства русский вопрос стал драматически и глобально на всем пространстве бывшего СССР. Нужно признать, что в СССР осуществлялась национальная политика, направленная на сближение и слияние наций при опоре на помощь русского народа, в связи с чем они расселились по всей территории Советского Союза. Статус народа был высоким. Он считался старшим братом среди равных. Национальное, социальное самочувствие и статус русских обеспечивались тем, что они являлись гражданами единого государства, руководимого из единого Центра (преимущественно русского по этнической культуре), где русский язык был языком межнационального общения.
С распадом Союза и созданием в бывших союзных республиках независимых государств, а внутри Российской Федерации — с преобразованием автономий в самостоятельные республики, русские одномоментно оказались диаспорой и национальными меньшинствами. Новые государства стали проводить отличную от прежней национальную политику. Для русских возникли проблемы языка, культуры, национальной территории, доступа к власти и собственности.
На умонастроениях в Дагестане и отношениях между русскими и жителями других регионов Кавказа негативно сказался «изобретенный» властями и органами массовой информации новый этноним «лицо кавказской национальности», возникший как отождествление кавказцев с преступными элементами. Кроме того, у русских в Дагестане возникли и другие проблемы. В числе негативных можно отметить: резкое падение производства, безработица, рост преступности и т.д. Эти и многие другие причины крайне отрицательно отразились на социальном самочувствии русских, на сложившиеся годами межнациональные отношения дружбы и солидарности русского и дагестанских народов.
Здравомыслящая общественность республики никогда не перенимала извне навязанные, исторически чуждые им формы и методы ущемления интересов какого либо народа. Тем более народа, сыгравшего решающую роль в позитивном развитии культуры, экономики, науки, здравоохранения да и всего народного хозяйства Дагестана. Как в свое время справедливо заметил известный дагестанский философ, писатель, профессор Ахед Агаев «Люди, к какой бы национальности они не относились, в Дагестане всегда чувствовали себя как коренные жители. Для народов Дагестана никогда не было разницы, какой народ первым стал жить на его земле, а какой поселился здесь в недавнем прошлом. Главное – доброе отношение к Дагестану, ко всем народам, живущим в республике. Знаете, мало пользы от коренного жителя, который является бездельником. И трижды коренным является тот, кто, хоть и живет здесь месяц-другой, но отдает свои силы и талант процветанию Дагестана». Это, на наш взгляд, более всего и весьма точнее характеризуют роль и значимость русского народа для всех остальных народов республики.
Решение этой архиважной общественно-политический и социально-педагогической проблемы нам видится, прежде всего в том, чтобы максимально учитывать созидательный потенциал многовекового историко-культурного наследия русского народа, исключительно значимого для стабилизации межличностных, межнациональных, межконфесиальных, социально-общественных отношений во всех сферах жизни и деятельности человека-труженика, человека-гражданина, человека патриота республики и нашего Отечества. Для этого объектом постоянного внимания как всех учреждений народного образования, культуры и науки, так и всей общественности должно стать все позитивное, наработанное кропотливым многовековым трудом и опытом старших поколений, а именно, предметом всеобщего внимания, осмысления и понимания народов Дагестана следует делать то, что:
— в Дагестане русский язык является государственным, русские живут в русскоязычной среде, где активно развивается дагестанский вариант русской культуры;
— у русских и дагестанцев сформировались общие черты психологии, культуры, примерно половина русских имеют близких родственников среди других национальностей, у русских и дагестанцев возникли общие интересы;
— русские в Дагестане имеют высокий статус, за ними признаются высокие нравственные качества (честность, трудолюбие, компетентность, законопослушность и др.), им более всего адресуется благодарность дагестанских народов за вклад в развитие экономики и культуры Дагестана. Свидетельством тому первый в мире памятник «Русской учительнице», расположенный в парке у озера Ак-Гёль в Махачкале, символическая скульптура от благодарных дагестанцев, изображающая скромную женщину-учительницу. Свидетельством тому и исторический парк «Россия — Моя история», который стал центром духовно-нравственного развития не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа»;
— в республике нет стремлений к созданию моноэтнического государства по принципу: «Одна нация — одно государство», следовательно, русские были и остаются одним из равноправных народов Дагестана.
Важнейшим фактором приобщения граждан республики к русской культуре, как нам представляется, является громадный воспитательный потенциал дагестанской русской национальной культуры. Культурологические, социально-педагогические и морально-этические аспекты дагестанской русской национальной культуры до сих пор не получили своего должного решения. При известной изученности и внедрении в учебно-воспитательный процесс различных направлений развития культуры и традиций народов Дагестана (Алиев А.К., Алиева Б.Ш., Булатова А.Г., Лугуев С.А., Магомедов А.М., Магомедова З.М., Магомедов Р.М., Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г., Якубов З.Я. и другие), потенциальные воспитательно-образовательные возможности дагестанской русской национальной культуры не стали еще предметом всестороннего изучения и применения в республиканских учреждениях образования и культуры. Первичные попытки изучения в дагестанских школах общеобразовательного предмета «Русская национальная культура», предпринятые в 90 годы ХХ века Министерством образования РД, не получили должного внимания. В школах республики уже около 30 лет изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана», а дагестанская русская национальная культура не изучается даже в учебных заведениях, в районах (Кизлярском, Тарумовском) и городах (Кизляр) компактного проживания русскоязычного населения.
Более того, анализ содержания программ и учебников, издаваемых в республике на русском языке, показывает, что многие из них страдают эпизодичностью и неполнотой отражения национально-культурных ценностей русскоязычного населения, проживающего на территории Дагестана. Не готовятся в республике и компетентные специалисты – квалифицированные педагоги и деятели культуры, способные раскрывать населению и учащимся величайшие достоинства и воспитательную значимость дагестанской русской национальной культуры.
Дагестанская русская национальная культура – это локализованный в пространстве и времени вариант национальной культуры, обладающий целым рядом особенностей, связанных с природно-климатическими и историческими условиями, хозяйственно-экономическим укладом, этнокультурной спецификой и социально-демографическими процессами республики. Она являются составной частью дагестанской национальной культуры, обладает всем комплексом её базовых характеристик и, одновременно, имеет местную специфику. Ее глубокое усвоение можно обеспечить путем всестороннего восприятия, осмысления, понимания и применения различных взаимосвязанных направлений ее становления и развития, путем поиска, создания и применения эффективных средств, форм и методов реализации содержания дагестанской русской национальной культуры в процессе обучения и воспитания школьников и учащейся молодежи.
Не претендуя на полноту освещения, определим лишь некоторые содержательные аспекты, задачи, формы и методы, позволяющие, на наш взгляд, обеспечить целостность и стабильность усвоения учащимися материальных и духовных ценностей дагестанской национальной русской культуры, прежде всего в многонациональных учебных заведениях республики.
Основные задачи изучения на наш взгляд, должны быть таковы: познакомить учащихся с морально-этическими традициями и материальным культурным наследием русского народа; расширить культурологический кругозор школьников и учащейся молодежи, создать предпосылки для духовно-нравственного восприятия жизни и деятельности русского народа в Дагестане; привить чувства солидарности и единства с русским народом (подлинной дружбы), глубокого уважения к представителям русской национальности и понимания его культуры и традиций (подлинного интернационализма); привить дагестанским школьникам и учащейся молодежи практические навыки соблюдения русских этических норм в русскоязычной среде, а также правил поведения, принятых в этикете дагестанских русских.
Анализ тематической литературы, опросы и интервью педагогов показывают, что для формирования у учащихся глубокого представления о дагестанской русской национальной культуре и выработки у них заслуженного уважения к русскому народу, необходимо обратить внимание на конкретные тематические вопросы. К ним можно отнести такие темы, как «Человек и культура», «Дагестанская русская национальная культура и этапы ее развития», «Дагестанская русская духовная культура», «Дагестанская русская материальная культура», «Дагестанская русская художественная культура», «Народные промыслы дагестанских русских», «Музыкальная культура дагестанских русских» и другие.
При изучении «Дагестанской русской национальной культуры» считаем целесообразным ее интегрирование с другими общеобразовательными предметами. Более всего целесообразна интеграция с содержанием предметов: литературой (русской, дагестанской, родной), музыкой, изобразительным искусством, трудовым обучением, физической культурой и, самое главное, с предметом «Культура и традиции народов Дагестана».
Соответствующая работа должна быть продолжена и во внеурочное время. Главной задачей уроков, внеклассных мероприятий должно быть приобретение многонациональными коллективами учащихся практических навыков взаимопонимания, взаимопомощи, налаживания дружбы и солидарности с русским народом. Для этого целесообразно использовать такие апробированные педагогические методы, как: разъяснение этических норм и правил, проведение деловых игр, разучивание стихов, песен, рисование традиционных русских узоров, раскрытие техники вязания и вышивания; объяснение кулинарных рецептов и т.д. При изучении Дагестанской русской национальной культуры (до подготовки соответствующих программ и учебных материалов) можно использовать такие первоисточники, как «Юности честное зерцало, или правила к житейскому обхождению», «Домострой», «Рассказы начальной русской летописи», а также некоторые монографические исследования ученых историков, этнографов и культурологов Дагестана.
Мы склонны считать, что образовательный и воспитательный потенциал русской культуры и более всего дагестанской русской национальной культуры имеет все основания быть предметом изучения в дагестанской национальной школе. Для решения данной проблемы нами в свое время была разработана и апробирована в школах Кизлярского и Тарумовского районов Республики Дагестан авторская учебная общеобразовательная программа «Дагестанская русская национальная культура»-Махачкала, Дагучпедгиз, 1994. (составитель — Коган Людмила Михайловна, методист научно-методического центра УНО). К сожалению, данная программа, одобренная местной педагогической и широкой общественностью, по непредусмотрительности недальновидных руководителей образования, точно так как и предмет «Культура и традиции народов Дагестана» не была подкреплена учебниками и была выведена из учебных планов. Однако, как показали результаты первичной 2-3 летней апробации в школах города Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов, содержание программы вызывает значительный интерес не только у учащихся русской национальности, но и не в меньшей степени у учащихся — представителей других народностей Дагестана. Были заметны резкое потепление отношений между учащимися, стремление познать и ценить человека не столько по внешним показателям, личностным качествам, сколько по принадлежности к народу высокой культуры и цивилизации.
Сегодня в условиях, когда поправки в Конституцию РФ ст.67.1отмечает, что «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», когда уже сам Президент России Владимир Путин выдвинул Законопроект о воспитательной составляющей образования, принятый Государственной Думой, а 9 ноября 2022 г. подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», направленный на «воспитание граждан — патриотов правового государства, способных к социализации в условиях многонационального социума, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительнее отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре», возникает чрезвычайная необходимость возвращения в общеобразовательный процесс дагестанских школ ранее апробированного в районах компактного проживания русскоязычного населения предмета «Дагестанская русская национальная культура».
Русская национальная культура веками была и ныне должна оставаться не только объединяющим фактором для каждого гражданина страны и республики, но и незаменимым бессменным источником приобщения народов Дагестана к сокровищницам культуры народов России и Мира.
Шайдабег Мирзоев,
профессор