Регулятор социального поведения

Дагестан — край мужественных людей, гордых своей свободой, не раз отстаивавших свою независимость от многочисленных врагов. В произведениях художественной литературы, в научных трудах содержится очень много высказываний о Дагестане и дагестанцах.

Возникает вопрос: каковы же содержание, формы, средства и методы дагестанской народной методики формирования социально востребованного морально-этического облика дагестанцев. Не рассчитывая на исчерпывающий ответ по столь глобальному вопросу, попытаемся лишь рассмотреть некоторые его аспекты, касающиеся статуса дагестанского индивида, семьи, рода, аула, народа.

Материалы истории, этнографии, устного народного творчества, народного права, здоровое общественное мнение позволяют судить о наличии в народной педагогике Дагестана определенных норм поведения, функций и обязанностей, вменяемых человеку как личности; семье и роду — как исторически сложившимся родственным ячейкам; аулу, джамаату и народу — как общности здравомыслящих людей, семей, родов.

О полноценности человека, семьи, рода, аула, джамаата и народа люди во все времена судили и судят по тому, насколько общественно значимо они выполняют свои функциональные обязанности. Исходя из исторически сложившихся конкретных функций, думается, можно говорить о статусе индивида (горца и горянки), семьи, рода (тухума), аула (джамаата), народа. Необходимость возрождения жизнестойких функций возникала на различных исторических этапах, когда в обществе деформировались межличностные, деловые и общественные отношения, и особенно ощутимо это сегодня, в период социального, политического и духовного обновления нашего общества.

Патриотический статус горца складывается из безусловных обязанностей сознательного человека:

— постоянно и безупречно оберегать честное имя, быть носителем правдивых слов, совершать честные поступки;

— приносить людям только добро («Добро добром оплатишь, — молодец, зло добром оплатишь — ты мудрец»);

— находиться в авангарде общественно полезного труда («Друг помог — делу легче, сам трудился — телу легче»);

— быть ценителем и носителем национальной и общечеловеческой культуры, образцом нравственной чистоты, выдержанности, мужества и стойкости;

— быть защитником справедливых интересов семьи, рода, соседей, аула и народа;

— проявлять гуманное, бережное отношение к растительному и животному миру, к природным ресурсам и культурным ценностям;

— быть милосердным к нуждам людей, к престарелым, больным, сиротам и инвалидам и т.д.

Отклонение от этих и других общепринятых норм или же замена своих праведных функций какими-то необоснованными действиями и поступками, чуждыми нравам горцев, выглядит как ложный патриотизм, что гласно и негласно осуждается здоровым общественным мнением народа. Народная педагогика Дагестана высоко ценит в человеке патриотические чувства, знания, навыки и в целом неподдельное патриотическое поведение. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, семье, родственникам, соседям, аулу, родине.

Народная нравственность замечает, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека: «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).

Семья, как ключевая ячейка общества сохраняет общественную репутацию путем соблюдения своих полномочий в рамках исторически сложившегося статуса. Каждый взрослый член общества, обзаведясь семьей, имеет возможность еще и еще раз осмыслить предстоящие новые организаторские, хозяйственные, воспитательные функции. Не случайно у народов Дагестана, как и у многих других народов, к жениху и невесте еще задолго до свадьбы прикрепляются умудренные жизнью наставники — провожатые, обучающие будущих руководителей семьи всем премудростям нелегкой семейной жизни и науке создания достойной общественных требований семьи.

Патриотический статус семьи (родителей и детей) в народной педагогике складывается из традиционных обязанностей членов семьи:

— проявлять максимальную заботу о воспитании полноценных, общественно полезных детей;

— всесторонне опекать престарелых родителей, заботиться о хозяйственном благополучии семьи;

— всем членам семьи оказывать друг другу моральную и материальную поддержку;

— активно участвовать во всевозможных формах взаимопомощи по благоустройству дома, аула;

— тесно поддерживать добрые связи с родственниками, соседями, односельчанами, кунаками и жителями соседних аулов, свято оберегать добрые людские отношения, фамильную, родовую, народную честь;

— безотлагательно включаться в традиционные формы родовой и народной взаимопомощи, в защиту справедливых интересов родных, близких, друзей, односельчан, интересов народа и рубежей Родины;

— незамедлительно (всей семьей) осуждать и пресекать случаи неумышленного и злонамеренного нарушения членами семьи общепризнанных нравственных, трудовых и эстетических норм общества.

Патриотический статус семьи — надежный регулятор патриотических отношений человека не только в рамках отдельной семьи, но и во всем обществе. Общество, которое располагает примерными семьями, никогда не прибегает к осуждению отдельных индивидов. Функции регуляции действий своих членов по нормам общества считаются естественными и непосредственными функциями семьи.

Исторически сложилось так, что каждая семья — неотъемлемая часть конкретного рода. Семье совсем не безразлично, каков ее род. В той же мере, по мнению народа, каждый род ответственен за входящую в него семью.

Патриотический статус рода (тухума) складывается у дагестанцев из традиционных обязанностей всех родственников (родственных семей):

— опекать друг друга, помогать и поддерживать в любых ситуациях жизни и деятельности;

— быть в курсе морального и материального благополучия родственных семей;

— вместе радоваться успехам и огорчаться неудачам родственников;

— сообща регулировать поведение всех — от мала до велика — членов рода, быть ответственными за их отклонения от общепринятых норм общественной жизни;

— совместно выходить на сельские помочи, работы по благоустройству аула, спортивные, трудовые праздники;

— коллективно приходить на выражение сочувствия, признательности, поздравления;

— быть в авангарде защитников справедливых интересов рода, аула, народа и родины и др.

Многовековая родовая сплоченность выработала патриотические традиции, обязывающие родственников строить рядом дома, занимать приусадебные участки, хоронить умерших; вместе пасти личный скот, дружно выходить на сенокос, приходить на помощь, на годекан и т.д. Если человек погиб на чужбине (если только он не трус и не изменник), патриотический долг рода — привезти покойника на родину, похоронить его рядом с родовыми могилами, там, где преданы земле его деды и прадеды, там, где он родился, рос, возмужал.

Только род, который строго соблюдает отведенный ему обществом патриотический статус (почитает и приумножает свои трудовые традиции, помнит и чтит свою родословную, отцов, дедов и прадедов, является образцом межличностных отношений и человеческой культуры), имеет в ауле добрую славу, становится уважаемым сельским джамаатом. Выполнение родовых традиций не является каким-то обособлением человека. Наоборот, через осознание себя, своей семьи и рода человек яснее осмысливает значимость аула и его джамаата.

Патриотический статус аула складывается как из обязательных функций каждого его жителя, так и из обязанностей всего джамаата в целом. Весьма образно и довольно точно характеризует его дагестанская поэтесса Фазу Алиева:

— Если у одного из горцев сохранилась искорка огня, из очага в очаг передается она;

— Если в сундуке одного лишь горца хранится горсточка муки, ее на все хватает очаги;

— Если юношу в дорогу провожают, на проводы выходит весь аул;

— Если в ауле кто захворал, покоя не находит весь аул;

— Если в ауле умерший, не станут никогда справлять день рождения или свадьбу;

— Если совершит джигит поступок грязный, то весь аул судья ему;

— Если стать героем одному, то у всего аула праздник».

Авторитет аула зиждется на том, насколько его жители безупречно служат друг другу:

— насколько уважаемы, дружны между собой, понимают друг друга, выручают при строительстве дома, организации общественных помочей, во время стихийных бедствий;

— насколько заботятся о сельских сиротах, престарелых, инвалидах, о культурных и исторических ценностях села, о его природных ресурсах (нивах, родниках, пастбищах, а также кладбищах, памятниках и т. д.);

— насколько выходцы из аула преуспевают в учении, уважаемы в труде, помнят о своем происхождении: семье, роде, ауле, народе, вносят вклад в их благоустройство и благополучие.

Делом престижа считается в народе своевременная посадка зерновых, уборка урожая, стрижка овец, накопление кормов, своевременная заготовка на зиму дров, продуктов питания и т.д. Аул, отставший в важнейших видах жизнедеятельности джамаата, становится у народа объектом осуждения, признается лишенным авторитета.

Патриотический статус народа складывается из исторически жизнестойких обязанностей трудящихся горцев:

— безусловно знать родной язык матери и отца, всемерно соблюдать специфические особенности культуры родной речи;

— быть знатоком, хранителем, обогатителем и распространителем духовной и материальной культуры народа;

— глубоко почитать, соблюдать и пропагандировать прогрессивные традиции, обычаи, героические, боевые и трудовые свершения старших поколений;

— беречь родную природу, дорожить ее богатствами, заботиться о водных ресурсах, лесных массивах, памятниках природы;

— сплачиваться в борьбе со стихийными бедствиями, внутренними и внешними врагами, оперативно пресекать случаи, индивидуальные и общественные явления, порочащие родной народ.

Руководствующиеся патриотическим статусом народы Дагестана испокон веков проявляют завидную преданность своей родине, чем заслужили добрую славу как у друзей, так и недругов, как у граждан страны, выдающихся мыслителей, так и у руководителей государства. Приведем лишь два высказывания. Петр Великий в свое время отметил: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него». В наши дни Президент России Владимир Путин сказал: «Видя, как они умело защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».

Историческая правда свидетельствует, что развитие человека как личности, патриота, возможно лишь при последовательном усвоении и глубоком осмыслении им с малых лет всех, без исключения, требований патриотического статуса, начиная от патриотического статуса конкретного индивида до патриотического статуса народа. Патриотический статус выступает живым и пожизненным регулятором всей деятельности человека, налаживает устойчивые связи, формулирует обязательства человека перед народом и народа перед человеком.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ