МУДРОСТЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

(Продолжение 4. Начало в № № от 25.05.2023 г., 8.062023г. и 29.06.2023г.)

 

В народной педагогике распространены специальные методы социализации личности. К ним относятся приветствия, обращения, благопожелания, клятвы, проклятия, завещания. Оперируя этими методами, люди наглядно проявляют степень своей воспитаннос­ти, степень готовности к выполнению общественного долга. Они являются стандартами общения, обслуживают все сферы взаимо­действия людей, выполняют необходимую в обществе коммуникативную функцию. Опирающиеся на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы создают целостную, устой­чивую модель поведения человека в конкретной национальной среде.

Важным методом социализации человека является привет­ствие. Речевые компоненты приветствия — это первые акты человеческого общения. Они вплетены в совместную деятельность и служат выражением потребности человека «…что-то сказать друг другу».

По типу ситуации приветствия могут быть: привет­ствие гостя, путника, пахаря, охотника, косаря, строителя и т. д.; по признаку возраста — приветствие младшего, старшего, равного; по признаку пола — приветствие мужчины, женщины. Народная педагогика Дагестана располагает различными формами выражения приветствий: утром, в полдень, вечером и т.д. Такие приветствия, закрепляемые при встрече путем рукопожатия, предшествуют по традиции всякому общению чело­века с человеком, готовят благоприятную почву для взаимосвязи, взаимопонимания и поддержки. «Не случайно, по-моему, дошел до нас от предков наших обычай рукопожатия, — говорит народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар. Ведь руку подают люди, чтоб испытать тепло дружеской руки и тем самым набраться на целый день хорошего настроения, как Антей, прикоснувшись к род­ной земле, набрал новых сил. А если к рукопожатию добавить еще пару добрых слов, на целый день обеспечено доброе настрое­ние…».

Приветственное общение предусматривает расспросы о состоя­нии семьи, детей, родственников, скота, работы, о здоровье и новос­тях, представляющих взаимный интерес. Правила дагестанских приветствий существуют веками, имеют разумную основу: первым должен приветствовать тот, кто едет верхом, младший приветствует старшего, спускающийся с горы — поднимающегося в гору, проходящий-сидящих, пришедший — собравшихся. «Моральная ценность человека не мыслится там, где нет места уважению друг к другу. Общечеловечески оправданным является правило, чтобы человек первым приветствовал товарища старше себя», слабо­го, занятого делом. Отсюда и необходимость раннего познания детьми народных форм приветствий, но это еще не все. Народная этика, а вместе с нею и народная педагогика, требуют от подрас­тающего поколения быть более внимательными к людям, душев­но и своевременно отзываться на чужое горе, печаль, радость, нужды близких и старших, помогать в труде и т. д.

Такое внимание, по мнению горцев, трудно проявить в корот­ком приветствии. Необходимо, приветствуя человека, войти в его положение, оценить создавшуюся ситуацию, учесть время, место, направленность и сложность выполняемой им работы и многое другое. Так, например, считается обязательным посетить на дому приехавшего родственника или близкого человека. Но старших в роду и в семье, и тех, у кого случились радость или горе, в первую очередь должен навестить сам приезжий, осведомиться об их здоровье, выразить свое отношение к событиям, при необходи­мости оказать требуемую помощь.

Правильные нормы человеческих отношений прививают детям традиционные народные обращения. Обращение, с точки зрения народной педагогики, — это особая форма выраже­ния степени уважения и почитания человека в соответствии с его возрастом, заслугами и общественным положением. В педагоги­ческой практике народностей Дагестана известны различные виды обращений: обращение к старшим, к младшим, к женщине, к гостю.

Человек, по мнению народа, с малых лет должен знать, к ко­му, когда и как следует обратиться. Поэтому рекомендуется с раннего возраста целенаправленно учить детей различным формам обращения. Например, лезгины, обращаясь к старшим мужского пола, называют их словами дядя, отец, дедушка; к женщинам — тетя, мать, бабушка. Детям буквально с колыбели говорят: «Дядей назови», «Тетей назови», «Сестрой назови», «Братом назови» и др.

С возрастом человека обязывают знать не только формы обращения к старшим, но и формы обращения к ровесникам и млад­шим. К девочкам старшие обращаются со словами: девочка, внучка; к мальчикам: сынок, внук. Мужчины и женщины примерно одинакового воз­раста обращаются друг к другу со словами: брат, сестра. В этой связи особый интерес представляют фор­мы обращения у лакцев: «Здравствуй, брат моего отца», «Здравствуй, сестра моей ма­тери». Такие обращения ярко свидетельствуют о том, насколько дорожат мудрые лакцы человеческими отношениями. Называя чужую женщину сестрой своей матери, а мужчину братом своего отца, люди дают как бы клятву в том, что они отнесутся к обра­щаемому как к родному человеку, как к отцу и матери, как к сестре и брату.

Большое значение придает народ обращению к гостю, кунаку. Обращение «кунак» традиционно скрепляет отношения между гостем и хозяином, помогает соблюдению нравственных правил дружелюбия, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки. Трудящиеся люди с раннего детства учат детей формам обраще­ния к гостям, прививают им чувство уважения к ним. Вследствие такой заботы, кунак деда становится кунаком отца, сына, внука, правнука, создавая прочные связи поколений.

Особое значение придает народ патриотическим обращениям ко всему народу. К таким обращениям прибегают в самых край­них, решающих случаях. Памятны в народе обращение Сулеймана Стальского к первым колхозникам, обращение старейшин Дагестана, прозвучавшее в суровом для родины 1942 году. Воспитательная значимость патриотических обращений очень высока. Умелое применение их в практике воспитания позволяет объединить юное поколение и воодушевить его на мирные подви­ги.

Важная роль в развитии положительных эмоций у человека принадлежит народным благопожеланиям. Благопожелания — это небольшие по объему речевые формулы, выражающие искреннее внимание к человеку и используемые в повседневном общении по тому или иному поводу: по случаю рождения ребен­ка, оказания услуг, покупки, постройки дома, женитьбы и т. д.

В народной педагогике Дагестана известно множество видов благопожеланий: на случай напутствия молодоженов, наречения младенца, на случай встречи с земледельцем (жнецом, пахарем косарем), со скотоводом (чабаном, пастухом, табунщиком, дояр­кой), с ремесленником (кузнецом, лудильщиком), с охотником, пче­ловодом, рыболовом, с сидящими на годекане, у огня, с переживаю­щим радость или горе, с больным и выздоровевшим и др. Народные благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к общественно-полезной дея­тельности, к умственному, физическому совершенству, к трудолюбию и красоте. Они ориентируют человека на то, чтобы использовать присущую слову способность для развития и поддержания хорошего настроения, взаимной симпатии. «Доброе слово сердце радует», «Доброе слово железо гнет», «Мечом раненный выздоравливает прежде, чем раненный словом»,— говорят в народе. Поэтому, бла­гопожелания нужно произносить красиво и уместно.

В день наречения ребенка, например, гости на торжестве берут новорожденного младенца на руки и говорят: «Расти, джигит! Расти выше гор. Пусть твой характер будет крепче наших скал. Расти чистым, как родник. Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!» Другой продолжает: «Пусть тебе будет суждено стать братом семи братьев и пяти сестер!» Третий желает новорожденному — будущему джигиту — красивой невесты и красивого коня. Четвертый желает новорожденному и его родителям здо­ровья и всех благ жизни. Подобными пожеланиями пользуются почти все народности Дагестана. Так, например, «у кумыков при­нято, когда соседи приходят с поздравлением по случаю рождения ребенка, говорить о мальчике: «Пусть будет старшим братом пяти-шести младших братьев», о девочке: «Пусть будет старшей сестрой пяти — шести сестер». Такие благопожелания являются как бы своеобразными общественными задачами, обязывающими родителей воспитать ребенка в соответствии с наилучшими тра­дициями родного народа, они по-своему напоминают о педагоги­ческой целесообразности многодетства в семье.

Особые благопожелания произносят на свадьбах. В них дает­ся моральная оценка родителям за безупречный труд в воспита­нии своих детей, выдвигаются очередные педагогические задачи мо­лодоженам, без решения которых, по мнению народа, немыслима совместная семейная жизнь. Таковы, например, благопожелания невесте, произносимые на лезгинской свадьбе: «Пусть у очага полно сыновей будет», «Пусть за дверью полно чарыков будет», «Пусть ткать будешь только ковры», «Пусть привыкнешь к дому, как пчела», «Поздравляем с новым до­мом, дорогая невеста». Все это служит как бы напоминанием об­щественной значимости вновь сформировавшейся семейной ячей­ки, положительно действует на молодоженов и на присутствую­щих, настраивает людей особым социально значимым образом.

Иные благопожелания рекомендуются в народе при посещении родственников покойного. Например, при расставании с семьей — покойного горцы желают: «Да будут у вас только дни радости и счастья!», «Да прибавятся вам и вашему роду годы жизни, которые не сумел прожить ваш отец (мать)!», «Да прибавится вам здоро­вье!», «Да будет порог ваш освещен добрыми вестями!», «Да сбу­дутся все ваши надежды!» Такие благопожелания облегчают горе людей, обнадеживают предвестием скорой радости.

Подавляющее большинство пожеланий в народной педагогике Дагестана адресовано труженику. В даргинской песне «Заза-Бике» отражены некоторые благопожелания, адресованные труженикам в зависимости от их профессий. При встрече с землепашцем ге­рой песни Заза-Бике желает ему одно: «Устали не знают пусть пегие твои быки! И пусть будут у тебя ячменя полны мешки»; при встрече с чабаном другое: «Будь счастлив ты — будь владель­цем баранты!». Таково же пожелание чабану и в кумыкской «Песне об Эльдаруше»: «Ассалам алейкум, отец Кокчакай, Чтобы от каждой овцы тебе сотня ягнят!».

Приветствуя человека, строящего дом, у лезгин принято гово­рить: «Доброе утро… Пусть прибавятся силы. Пусть в новом доме всегда будут свадьбы!». Тем, кто убирает урожай, желают изобилия: «Добрый день. Пусть прибавятся силы. Пусть всегда у вас будет обильный уро­жай!». Аналогичные пожелания высказывают все народы Дагеста­на. «Пусть труд легким станет», Пусть высокий урожай будет!», «Пусть больше овец будет!», — принято желать при встрече с тружениками у даргинцев.

Особые благопожелания выражают горцы земле, природе, про­дуктам человеческого труда, всему тому, что крайне необходимо для поддержания здоровой жизни. Например, о хлебе принято говорить: «Пусть тебя всегда будет вдоволь!», «Пусть ты будешь вкусным и сытным!», «Пусть не будет такого времени, чтобы тебя не было на столе!» и т. д. Все это—еще одно свидетельство забо­ты народа о воспитании труженика. В благопожеланиях отражают­ся горячие стремления видеть молодое поколение трудолюбивым, знающим, умелым. Народные благопожелания отличаются особой торжественностью, конкретностью и серьезностью намерений. Про­износимые с теплотой и доброжелательностью, но и не без доли назидания, пожелания глубоко врезаются в память присутствую­щих, в том числе и детей. Поэтому психологическое воздействие благопожеланий столь неотразимо и прочно, как напутствие на всю жизнь.

Народная педагогика использует благопожелания и в других случаях жизни. Например, в момент приезда дорогого гостя в дом лезгины, кумыки, табасаранцы говорят: «К добру ведет твой приезд!». Эти пожела­ния одинаково приемлемы как для мужчин, так и для женщин, как для молодежи, так и для людей старшего поколения.

Пожилой женщине-матери после приветствия следует желать: «Да здравствуют твои сыновья!» или «Чтобы бы­ли живы твои сыновья!», или «Да здравствуют твои дети!». У аварцев существует и такое довольно распространенное пожелание, как: «Да будет у тебя радостная жизнь!».

Народу известны разные благопожелания, произносимые людь­ми при встрече и расставании. При встрече в пути следует ска­зать: «Да будет путь счастливым для нас обоих!». При расставании ночью желают: «Спокойной ночи. Пусть сон сладок бу­дет!». А если расставание предполагается длительное или же связанное с ответственным поручением, то значение пожелания становится более весомым. Оно звучит уже как благословение.

Благословение — это метод воздействия, применяемый родителями, воспитателями, старшими, как своеобразный наказ младшим о благородстве поведения, как надежду на свершение ими благородного поступка. Народной педагогике Дагестана из­вестно несколько видов благословений: благословение новорожден­ного, молодоженов, благословение перед дальней дорогой, перед сражением и т. д. По обычаю горцев каждый ответственный этап в жизни человека начинают с благословения. «Благословение нап­равляет к удаче»,— говорят в народе. Однако истинное назначе­ние благословения заключается в том, что оно организует действия детей, молодежи, вселяет в них уверенность в положительное ре­шение предстоящих задач, способствует соответствию их действия пожеланиям старших.

Особая роль в народной педагогике Дагестана принадлежит благословениям матери и отца. «Тот, кого не благословили мать и отец, несчастлив», — говорят мудрецы. Воспитанные дети ждут, чтут благословения родителей, воспитателей, старших. Они всегда дорожат словами матери: «Я довольна тобою, сын мой», «Пусть пойдет впрок материнское молоко, которым я тебя корми­ла!» Такие благословения действуют на человека воодушевляюще, придают ему бодрость и силы, жизнерадостность, что способствует успешному выполнению моральных требований.

Одной из форм социализации личности является завещание. Завещание — это метод положительного эмоциональ­ного воздействия на детей, применяющийся на исходе жиз­ни буквально каждым заботливым человеком. Это последние сло­ва, обращенные к детям, «лебединая песнь» человека перед кон­чиной. У каждого народного педагога своя «лебединая песнь», связанная с традициями и обычаями родного народа.

Действенность завещания обеспечивает особая психологическая обстановка, в которой оно звучит. В таких случаях близкие пре­дельно внимательны к завещающему, последний долг перед доро­гим человеком обязывает их обязательно выполнить данные им заветы, наказы и советы.

Зная все это, на исходе жизни многие мудрые люди старают­ся наиболее полно обогатить свое последнее слово-завещание пе­дагогическим содержанием, чтобы предопределить будущий жиз­ненный путь, общественно полезную деятельность и нравы своих родных и близких, в последний раз проявить истинную заботу о сохранении и приумножении хороших традиций и обычаев семьи, рода, аула. Дедушка (отец), уходя из жизни, завещает внуку (сыну) свои орудия труда, инструменты. Бабушка (мать) завещает дочерям и внучкам не забывать женские профессии, следовать добрым тра­дициям семьи, рода и народа.

Во многих завещаниях указывается, кому следует заплатить долги, кому предоставляются права владеть отцовским хозяйством, имуществом, денежными сбережениями. Но при всем этом педа­гогическая направленность завещаний остается главной. В завещаниях звучат заключительные наставления о добропорядочности, честности, справедливости, трудолюбии, поучения как дорожить своей родиной, как поставить на ноги малолетних. В народе при­нято завещать детям свое дело, свои мысли, мечту, то лучшее, чем гордились и то, чего не успели совершить. Завещают детям быть настоящими людьми.

Многие запечатленные в памяти людей народные завещания — это не что иное, как жизненно важные, общественно значимые наставления людей широкого склада ума, высокой интеллектуаль­но-нравственной натуры. От степени их выполнения во многом зависят судьбы не только тех, кому они адресованы, но и прогресс всего общества.

Мудрость народного воспитания неисчерпаема. Это веками сконцентрированная в народной педагогике Дагестана, апробированная поколениями надежная тропа, ведущая человека к человечности.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ