(Продолжение 4. Начало в № № от 25.05.2023 г., 8.062023г. и 29.06.2023г.)
В народной педагогике распространены специальные методы социализации личности. К ним относятся приветствия, обращения, благопожелания, клятвы, проклятия, завещания. Оперируя этими методами, люди наглядно проявляют степень своей воспитанности, степень готовности к выполнению общественного долга. Они являются стандартами общения, обслуживают все сферы взаимодействия людей, выполняют необходимую в обществе коммуникативную функцию. Опирающиеся на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы создают целостную, устойчивую модель поведения человека в конкретной национальной среде.
Важным методом социализации человека является приветствие. Речевые компоненты приветствия — это первые акты человеческого общения. Они вплетены в совместную деятельность и служат выражением потребности человека «…что-то сказать друг другу».
По типу ситуации приветствия могут быть: приветствие гостя, путника, пахаря, охотника, косаря, строителя и т. д.; по признаку возраста — приветствие младшего, старшего, равного; по признаку пола — приветствие мужчины, женщины. Народная педагогика Дагестана располагает различными формами выражения приветствий: утром, в полдень, вечером и т.д. Такие приветствия, закрепляемые при встрече путем рукопожатия, предшествуют по традиции всякому общению человека с человеком, готовят благоприятную почву для взаимосвязи, взаимопонимания и поддержки. «Не случайно, по-моему, дошел до нас от предков наших обычай рукопожатия, — говорит народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар. Ведь руку подают люди, чтоб испытать тепло дружеской руки и тем самым набраться на целый день хорошего настроения, как Антей, прикоснувшись к родной земле, набрал новых сил. А если к рукопожатию добавить еще пару добрых слов, на целый день обеспечено доброе настроение…».
Приветственное общение предусматривает расспросы о состоянии семьи, детей, родственников, скота, работы, о здоровье и новостях, представляющих взаимный интерес. Правила дагестанских приветствий существуют веками, имеют разумную основу: первым должен приветствовать тот, кто едет верхом, младший приветствует старшего, спускающийся с горы — поднимающегося в гору, проходящий-сидящих, пришедший — собравшихся. «Моральная ценность человека не мыслится там, где нет места уважению друг к другу. Общечеловечески оправданным является правило, чтобы человек первым приветствовал товарища старше себя», слабого, занятого делом. Отсюда и необходимость раннего познания детьми народных форм приветствий, но это еще не все. Народная этика, а вместе с нею и народная педагогика, требуют от подрастающего поколения быть более внимательными к людям, душевно и своевременно отзываться на чужое горе, печаль, радость, нужды близких и старших, помогать в труде и т. д.
Такое внимание, по мнению горцев, трудно проявить в коротком приветствии. Необходимо, приветствуя человека, войти в его положение, оценить создавшуюся ситуацию, учесть время, место, направленность и сложность выполняемой им работы и многое другое. Так, например, считается обязательным посетить на дому приехавшего родственника или близкого человека. Но старших в роду и в семье, и тех, у кого случились радость или горе, в первую очередь должен навестить сам приезжий, осведомиться об их здоровье, выразить свое отношение к событиям, при необходимости оказать требуемую помощь.
Правильные нормы человеческих отношений прививают детям традиционные народные обращения. Обращение, с точки зрения народной педагогики, — это особая форма выражения степени уважения и почитания человека в соответствии с его возрастом, заслугами и общественным положением. В педагогической практике народностей Дагестана известны различные виды обращений: обращение к старшим, к младшим, к женщине, к гостю.
Человек, по мнению народа, с малых лет должен знать, к кому, когда и как следует обратиться. Поэтому рекомендуется с раннего возраста целенаправленно учить детей различным формам обращения. Например, лезгины, обращаясь к старшим мужского пола, называют их словами дядя, отец, дедушка; к женщинам — тетя, мать, бабушка. Детям буквально с колыбели говорят: «Дядей назови», «Тетей назови», «Сестрой назови», «Братом назови» и др.
С возрастом человека обязывают знать не только формы обращения к старшим, но и формы обращения к ровесникам и младшим. К девочкам старшие обращаются со словами: девочка, внучка; к мальчикам: сынок, внук. Мужчины и женщины примерно одинакового возраста обращаются друг к другу со словами: брат, сестра. В этой связи особый интерес представляют формы обращения у лакцев: «Здравствуй, брат моего отца», «Здравствуй, сестра моей матери». Такие обращения ярко свидетельствуют о том, насколько дорожат мудрые лакцы человеческими отношениями. Называя чужую женщину сестрой своей матери, а мужчину братом своего отца, люди дают как бы клятву в том, что они отнесутся к обращаемому как к родному человеку, как к отцу и матери, как к сестре и брату.
Большое значение придает народ обращению к гостю, кунаку. Обращение «кунак» традиционно скрепляет отношения между гостем и хозяином, помогает соблюдению нравственных правил дружелюбия, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки. Трудящиеся люди с раннего детства учат детей формам обращения к гостям, прививают им чувство уважения к ним. Вследствие такой заботы, кунак деда становится кунаком отца, сына, внука, правнука, создавая прочные связи поколений.
Особое значение придает народ патриотическим обращениям ко всему народу. К таким обращениям прибегают в самых крайних, решающих случаях. Памятны в народе обращение Сулеймана Стальского к первым колхозникам, обращение старейшин Дагестана, прозвучавшее в суровом для родины 1942 году. Воспитательная значимость патриотических обращений очень высока. Умелое применение их в практике воспитания позволяет объединить юное поколение и воодушевить его на мирные подвиги.
Важная роль в развитии положительных эмоций у человека принадлежит народным благопожеланиям. Благопожелания — это небольшие по объему речевые формулы, выражающие искреннее внимание к человеку и используемые в повседневном общении по тому или иному поводу: по случаю рождения ребенка, оказания услуг, покупки, постройки дома, женитьбы и т. д.
В народной педагогике Дагестана известно множество видов благопожеланий: на случай напутствия молодоженов, наречения младенца, на случай встречи с земледельцем (жнецом, пахарем косарем), со скотоводом (чабаном, пастухом, табунщиком, дояркой), с ремесленником (кузнецом, лудильщиком), с охотником, пчеловодом, рыболовом, с сидящими на годекане, у огня, с переживающим радость или горе, с больным и выздоровевшим и др. Народные благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к общественно-полезной деятельности, к умственному, физическому совершенству, к трудолюбию и красоте. Они ориентируют человека на то, чтобы использовать присущую слову способность для развития и поддержания хорошего настроения, взаимной симпатии. «Доброе слово сердце радует», «Доброе слово железо гнет», «Мечом раненный выздоравливает прежде, чем раненный словом»,— говорят в народе. Поэтому, благопожелания нужно произносить красиво и уместно.
В день наречения ребенка, например, гости на торжестве берут новорожденного младенца на руки и говорят: «Расти, джигит! Расти выше гор. Пусть твой характер будет крепче наших скал. Расти чистым, как родник. Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!» Другой продолжает: «Пусть тебе будет суждено стать братом семи братьев и пяти сестер!» Третий желает новорожденному — будущему джигиту — красивой невесты и красивого коня. Четвертый желает новорожденному и его родителям здоровья и всех благ жизни. Подобными пожеланиями пользуются почти все народности Дагестана. Так, например, «у кумыков принято, когда соседи приходят с поздравлением по случаю рождения ребенка, говорить о мальчике: «Пусть будет старшим братом пяти-шести младших братьев», о девочке: «Пусть будет старшей сестрой пяти — шести сестер». Такие благопожелания являются как бы своеобразными общественными задачами, обязывающими родителей воспитать ребенка в соответствии с наилучшими традициями родного народа, они по-своему напоминают о педагогической целесообразности многодетства в семье.
Особые благопожелания произносят на свадьбах. В них дается моральная оценка родителям за безупречный труд в воспитании своих детей, выдвигаются очередные педагогические задачи молодоженам, без решения которых, по мнению народа, немыслима совместная семейная жизнь. Таковы, например, благопожелания невесте, произносимые на лезгинской свадьбе: «Пусть у очага полно сыновей будет», «Пусть за дверью полно чарыков будет», «Пусть ткать будешь только ковры», «Пусть привыкнешь к дому, как пчела», «Поздравляем с новым домом, дорогая невеста». Все это служит как бы напоминанием общественной значимости вновь сформировавшейся семейной ячейки, положительно действует на молодоженов и на присутствующих, настраивает людей особым социально значимым образом.
Иные благопожелания рекомендуются в народе при посещении родственников покойного. Например, при расставании с семьей — покойного горцы желают: «Да будут у вас только дни радости и счастья!», «Да прибавятся вам и вашему роду годы жизни, которые не сумел прожить ваш отец (мать)!», «Да прибавится вам здоровье!», «Да будет порог ваш освещен добрыми вестями!», «Да сбудутся все ваши надежды!» Такие благопожелания облегчают горе людей, обнадеживают предвестием скорой радости.
Подавляющее большинство пожеланий в народной педагогике Дагестана адресовано труженику. В даргинской песне «Заза-Бике» отражены некоторые благопожелания, адресованные труженикам в зависимости от их профессий. При встрече с землепашцем герой песни Заза-Бике желает ему одно: «Устали не знают пусть пегие твои быки! И пусть будут у тебя ячменя полны мешки»; при встрече с чабаном другое: «Будь счастлив ты — будь владельцем баранты!». Таково же пожелание чабану и в кумыкской «Песне об Эльдаруше»: «Ассалам алейкум, отец Кокчакай, Чтобы от каждой овцы тебе сотня ягнят!».
Приветствуя человека, строящего дом, у лезгин принято говорить: «Доброе утро… Пусть прибавятся силы. Пусть в новом доме всегда будут свадьбы!». Тем, кто убирает урожай, желают изобилия: «Добрый день. Пусть прибавятся силы. Пусть всегда у вас будет обильный урожай!». Аналогичные пожелания высказывают все народы Дагестана. «Пусть труд легким станет», Пусть высокий урожай будет!», «Пусть больше овец будет!», — принято желать при встрече с тружениками у даргинцев.
Особые благопожелания выражают горцы земле, природе, продуктам человеческого труда, всему тому, что крайне необходимо для поддержания здоровой жизни. Например, о хлебе принято говорить: «Пусть тебя всегда будет вдоволь!», «Пусть ты будешь вкусным и сытным!», «Пусть не будет такого времени, чтобы тебя не было на столе!» и т. д. Все это—еще одно свидетельство заботы народа о воспитании труженика. В благопожеланиях отражаются горячие стремления видеть молодое поколение трудолюбивым, знающим, умелым. Народные благопожелания отличаются особой торжественностью, конкретностью и серьезностью намерений. Произносимые с теплотой и доброжелательностью, но и не без доли назидания, пожелания глубоко врезаются в память присутствующих, в том числе и детей. Поэтому психологическое воздействие благопожеланий столь неотразимо и прочно, как напутствие на всю жизнь.
Народная педагогика использует благопожелания и в других случаях жизни. Например, в момент приезда дорогого гостя в дом лезгины, кумыки, табасаранцы говорят: «К добру ведет твой приезд!». Эти пожелания одинаково приемлемы как для мужчин, так и для женщин, как для молодежи, так и для людей старшего поколения.
Пожилой женщине-матери после приветствия следует желать: «Да здравствуют твои сыновья!» или «Чтобы были живы твои сыновья!», или «Да здравствуют твои дети!». У аварцев существует и такое довольно распространенное пожелание, как: «Да будет у тебя радостная жизнь!».
Народу известны разные благопожелания, произносимые людьми при встрече и расставании. При встрече в пути следует сказать: «Да будет путь счастливым для нас обоих!». При расставании ночью желают: «Спокойной ночи. Пусть сон сладок будет!». А если расставание предполагается длительное или же связанное с ответственным поручением, то значение пожелания становится более весомым. Оно звучит уже как благословение.
Благословение — это метод воздействия, применяемый родителями, воспитателями, старшими, как своеобразный наказ младшим о благородстве поведения, как надежду на свершение ими благородного поступка. Народной педагогике Дагестана известно несколько видов благословений: благословение новорожденного, молодоженов, благословение перед дальней дорогой, перед сражением и т. д. По обычаю горцев каждый ответственный этап в жизни человека начинают с благословения. «Благословение направляет к удаче»,— говорят в народе. Однако истинное назначение благословения заключается в том, что оно организует действия детей, молодежи, вселяет в них уверенность в положительное решение предстоящих задач, способствует соответствию их действия пожеланиям старших.
Особая роль в народной педагогике Дагестана принадлежит благословениям матери и отца. «Тот, кого не благословили мать и отец, несчастлив», — говорят мудрецы. Воспитанные дети ждут, чтут благословения родителей, воспитателей, старших. Они всегда дорожат словами матери: «Я довольна тобою, сын мой», «Пусть пойдет впрок материнское молоко, которым я тебя кормила!» Такие благословения действуют на человека воодушевляюще, придают ему бодрость и силы, жизнерадостность, что способствует успешному выполнению моральных требований.
Одной из форм социализации личности является завещание. Завещание — это метод положительного эмоционального воздействия на детей, применяющийся на исходе жизни буквально каждым заботливым человеком. Это последние слова, обращенные к детям, «лебединая песнь» человека перед кончиной. У каждого народного педагога своя «лебединая песнь», связанная с традициями и обычаями родного народа.
Действенность завещания обеспечивает особая психологическая обстановка, в которой оно звучит. В таких случаях близкие предельно внимательны к завещающему, последний долг перед дорогим человеком обязывает их обязательно выполнить данные им заветы, наказы и советы.
Зная все это, на исходе жизни многие мудрые люди стараются наиболее полно обогатить свое последнее слово-завещание педагогическим содержанием, чтобы предопределить будущий жизненный путь, общественно полезную деятельность и нравы своих родных и близких, в последний раз проявить истинную заботу о сохранении и приумножении хороших традиций и обычаев семьи, рода, аула. Дедушка (отец), уходя из жизни, завещает внуку (сыну) свои орудия труда, инструменты. Бабушка (мать) завещает дочерям и внучкам не забывать женские профессии, следовать добрым традициям семьи, рода и народа.
Во многих завещаниях указывается, кому следует заплатить долги, кому предоставляются права владеть отцовским хозяйством, имуществом, денежными сбережениями. Но при всем этом педагогическая направленность завещаний остается главной. В завещаниях звучат заключительные наставления о добропорядочности, честности, справедливости, трудолюбии, поучения как дорожить своей родиной, как поставить на ноги малолетних. В народе принято завещать детям свое дело, свои мысли, мечту, то лучшее, чем гордились и то, чего не успели совершить. Завещают детям быть настоящими людьми.
Многие запечатленные в памяти людей народные завещания — это не что иное, как жизненно важные, общественно значимые наставления людей широкого склада ума, высокой интеллектуально-нравственной натуры. От степени их выполнения во многом зависят судьбы не только тех, кому они адресованы, но и прогресс всего общества.
Мудрость народного воспитания неисчерпаема. Это веками сконцентрированная в народной педагогике Дагестана, апробированная поколениями надежная тропа, ведущая человека к человечности.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ