ОТКРЫТИЯ ИННЫ ГАДЖИЕВОЙ

Только пчела узнаёт в цветке

затаенную сладость,

Только художник на всём чует

прекрасного след.

Афанасий Фет

 

Видный суфийский мастер начала XX века Хазрат Инайят Хан писал: «Каждый человек имеет своё призвание, и – это свет, который освещает его жизнь». Счастлив тот, кто осознал своё призвание, своё предназначение на этой земле.

Инна Сергеевна Гаджиева – известный дагестанский художник, прозаик и поэт, победительница одного из международных фотоконкурсов. Талант её многогранен: она наилучшим образом проявляет себя в различных сферах деятельности. Отличает Инну постоянное стремление к самосовершенствованию, развитию, желание принести пользу людям, своей республике и стране.

Родилась в Махачкале в 1972 г. Окончила художественное училище, а в последующем отделение журналистики филологического факультета ДГУ. 25 лет проработала в школе учителем рисования.

За 2021-2022 годы провела в Махачкале 6 фотовыставок из цикла «Хочу воспеть свой Дагестан», которые посвятила 100-летию образования ДАССР.

Является победителем и призёром Международного конкурса «Русская цивилизация – 2022», в номинации «Семейные ценности» и «Архитектура». Конкурс проходил в рамках Года культурного наследия народов России при поддержке Президентского фонда Культурных инициатив. В ней приняли участие представители 69 стран мира. Лучшими были признаны её фотографии «С мамой» и «Таинственная жизнь башен».

Она спешит творить добро, ибо осознаёт, что в этом мире существует закон бумеранга. «Если мы сможем добиться у другого человека чувства радости или признательности, столько же еще прибавится и в наших душах», – говорит Инна.

Инна Сергеевна является руководителем известного многим в республике психологического центра «Я ЕСТЬ». Лучшей наградой и поощрением в своей деятельности она считает слова признательности тех, кому была оказана действенная и необходимая помощь. Её отличает искреннее желание делать всё на профессиональном уровне, какой бы сферы и это не касалось.

Как фотохудожник, она обладает необыкновенным умением, тонкой интуицией улавливать в кадре своего фотоаппарата тот неповторимый миг, который будет притягивать, словно магнит, взгляды многих людей. Кажущиеся на первый взгляд простой фиксацией текущего момента, её фотографии таят что-то глубинное, трудное осознанию, но вызывающее желание вновь и вновь их созерцать.

Со своим фотоаппаратом она объездила многие труднодоступные аулы и уголки Дагестана. Восхищаясь удивительными красотами природы, она стремилась сделать их доступными для многих, посредством сделанных фотографий. И это ей прекрасно удаётся.

В ряде публикаций в СМИ и соцсетях Инну Гаджиеву отмечали в качестве исследователя, совершившего археологические открытия. Связано это с обнаружением (помимо иных материалов) ряда наскальных изображений – петроглифов на территории республики, которые ранее не были отражены в специальной литературе. Её фотоаппарат запечатлел довольно большое их число, выполненных в прекрасном качестве, и было бы правильным организовать фотовыставку её работ, посвященных данной тематике.

Она не только фиксирует обнаруженные ценные для науки находки, но и пытается расшифровать и понять их глубинный смысл. С этой целью изучает историческую, научную и популярную литературу, желая найти ключи к разгадке изображений, сделанных нашими далёкими предками несколько тысяч лет назад. Данное направление исторической науки считается недостаточно исследованным. Пользуясь случаем, мы решили задать Инне Гаджиевой несколько вопросов, связанных с петроглифами Дагестана.

 

Почему Вас так заинтересовали наскальные изображения?

— Меня интересует в работе многое, не только наскальные изображения. Я не ограничиваю себя определенными рамками. Но интерес к ним действительно большой. Хочется разгадать то, что кроется за ними.

 

Разве это не простое отображение древними людьми окружающей действительности?

— Так мне казалось вначале. Но, изучая литературу на данную тематику и анализируя имеющиеся сведения, понимаешь, что все не так просто. Имеются различные версии их возникновения.

 

Говоря об имеющихся исследовательских работах, посвященных наскальным изображениям, хотелось бы спросить о тех, кто из учёных занимался этим?

— Нужно отдать должное отечественным учёным-археологам, которые внесли весомый вклад в освещение этого вопроса. В их числе можно назвать В.И.Марковина, В.М.Котович, У.Н.Набиеву, М.И.Исрапилова, М.И.Исакова, П.М.Дибирова, которые заслуживают самых тёплых слов признательности.

 

Отражены ли монографии этих авторов в специальных сборниках?

— Да. Об этом достаточно подробно написано в научных сборниках «Древние памятники Северо-Восточного Кавказа» (Махачкала, 1977), «Древняя и средневековая архитектура Дагестана» (Махачкала, 1989), «Изучение истории и культуры Дагестана: археологический аспект» (Махачкала, 1988) и других.

 

Тем не менее, говорить о достаточном изучении наскальных изображений Дагестана не приходится?

— Это так. Появление сведений о новых и новых археологических памятниках, к которым они относятся, свидетельство тому.

 

Так, что же всё-таки таят в себе эти изображения наших далёких предков?

— Предположений и версий на этот счёт несколько. Одни считают их зачатками появления у древних людей искусства. Другие – посланиями-письменами. Третьи, солнечными и лунными календарями. Четвёртые – местом совершения религиозных обрядов. Пятые – простой бухгалтерией. Шестые – тайными знаками, которые ещё предстоит расшифровать. Седьмые связывают их определенную часть с древним верованиям тюрков – тенгрианством.

 

Что Вы ощущаете, находясь рядом с наскальными изображениями древних?

— Ощущение прикосновение к далёкому прошлому. Желание представить, как они создавались и понять их глубинный смысл. Очень волнительно осознавать то, что находишься рядом с творением человека, жившего здесь несколько тысячелетий назад.

 

Есть мнение о том, что наскальные изображения являются местами излучения большой положительной энергетики, благотворно влияющей на человека?

— В действительности имеются такие места, о которых вы говорите, где человек ощущает прилив силы и душевный покой. Но, не все места, где обнаружены наскальные изображения, таковыми являются.

 

Говорят, что часто Вы обнаруживаете то, что находящиеся рядом могут не заметить. В этом кроется какой-то секрет?

— Не знаю. Возможно, интуиция. Но сигналы, идущие изнутри, дают часто верное направление поиска, даже если логически необъяснимы.

 

Вас называют человеком, совершим открытие, не только рядовые граждане, но и специалисты исследователи. Думаю, что Ваш труд должен стать достоянием гласности для широкой общественности. Планируете ли Вы опубликовать собранный материал или представить на фотовыставке?

— На этот счёт имеются определенные соображения. Думаю, что в ближайшее время будет принято решение по этому вопросу.

 

Имеет ли, по вашему мнению, перспективу данное направление в исторической науке в Дагестане?

— Несомненно. Здесь ещё много очень интересного и неизведанного, которое ждёт своего исследователя. Думаю, что нас ждут новые открытия, которые прольют свет на жизнь и деятельность далёких предков.

 

В скольких странах обнаружены наскальные изображения? Имеются между ними сходства?

— Они обнаружены в более чем ста странах мира. Многие из них отличаются по манере выполнения и используемого для этих целей материала, средств. Имеются сходство ряда наскальных изображений с тюркскими петроглифами, обнаруженными на Алтае, Урале, Средней Азии и в других местах.

 

Вы довольно успешно работаете в различных сферах и направлениях. Откуда берутся силы и время?

— Как сказал один из мудрых: «займись любимым делом и никогда не придётся работать». Я придерживаюсь данного принципа и занимаюсь тем, что мне доставляет удовольствие. Источником силы и энергии является Бог.

 

На торжественном открытии выставки ваших работ, который проходил недавно в Национальной библиотеке им.Р.Гамзатова, присутствовал ряд представителей научной и творческой интеллигенции республики, а также общественности Махачкалы и других городов и районов республики. Выступавшие поздравляли Вас, говорили о Вашем таланте и необходимости организации подобных выставок в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Что Вы думаете об этом?

— Моя первостепенная цель заключается в том, чтобы работать над собой, над раскрытием того потенциала, который во мне заложен и решением поставленных задач. Для меня важна творческая работа. Всё остальное второстепенно, и об этом я буду думать по мере поступления предложений и складывающихся обстоятельств.

 

Над каким проектом вы работаете в настоящее время?

— В настоящее время идёт работа над созданием книги «Я есть Дагестан». Целью работы является популяризация удивительных красот горного края, открытие их для жителей Дагестана и многочисленных гостей, а также воспитание любви к своей Родине и бережного отношения к природе.

 

Вы являетесь победителем-лауреатом Международного фотоконкурса, на котором приняли участие представители 69 стран мира. Это очень большой успех и достижение. О Вас знают уже не только в Дагестане и стране, но и за рубежом. Думаете ли Вы и в дальнейшем принимать участие в подобных конкурсах?

— У меня есть желание участвовать в подобных мероприятиях. И не столько ради того, чтобы одержать победу и показать себя, а ради того, чтобы поведать миру о прекрасном уголке нашей планеты – Дагестане.

 

Хочу пожелать Вам дальнейших творческих успехов и достижений, в реализации намеченных целей и задач!

 

Багаутдин Аджаматов

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяВсе для здоровья
Следующая статьяУРОКИ ВОЙНЫ